«Мы делаем не просто куклу, а актера»

Какие тайны хранит мастерская художника, который изготавливает героев кукольного театра

7 января, 12:00, 2024г.    Автор: Александра Токтарёва

— Когда что-то придумывают, делают кукол, репетируют — это еще не театр. Театр начинается со зрителя, его реакции, отклика. И вот этот момент взаимодействия театра со зрителем — самое важное. Приходит радость от того, что ты к этому причастен, делаешь какое-то волшебство, — говорит заслуженный артист России Андрей Ефимов, человек, который связал свою жизнь с миром кукольных спектаклей.

Больше полувека он создает и оживляет кукол, дарит им свой голос, свои движения и свой талант. И всегда готов рассказать, как появляются куклы, которые потом могут так же вдохновлять маленьких зрителей, как когда-то вдохновили его самого. 

Андрей Ефимов. Фото: Евгения Кобеева / It's My City

«Начертить нужно абсолютно все, что потом зритель будет видеть на сцене»

В театр кукол Андрей влюбился в пять лет, когда впервые увидел представление в родной деревне. Вспоминает, что это было словно вспышка: хочу так же!

— Я заразился театром, мне очень хотелось быть актером. Но где взять куклу для выступления? Вот и начал их создавать сам. Как припоминаю, первой куклой стал сшитый из старых чулок ежик, — улыбается Андрей. — А дальше уже без остановки что-то мастерил, рукодельничал, создавал. Информации, конечно, было ноль, поэтому всему учился сам.

С готовыми куклами он выступал перед родителями и одноклассниками, показывал спектакли в Доме культуры. После учебы в театральном училище пришел в Свердловский театр кукол. Сначала на должность актера, но вскоре параллельно стал работать художником-постановщиком.

Фото: Евгения Кобеева / It's My City

Затем несколько лет Ефимов руководил собственным частным театром, но все же вернулся в Екатеринбургский театр кукол. Сейчас он художник-конструктор и художник-постановщик. Через его цех проходят все куклы, которые потом появляются перед зрителями.

— Все всегда начинается с замысла. Режиссер и художник четко формулируют тему, о чем будет спектакль. Исходя из ответа подбирается и цветовое решение, и решение пространства, и решение кукол. Все это работает на конечный результат и направлено на то, чтобы эмоциональное развитие спектакля происходило как надо, — объясняет Андрей Ефимов.

Когда спектакль придуман, начинается следующий этап работы: художник-постановщик разрабатывает эскизы и чертежи, готовится инженерная разработка. Начертить нужно абсолютно все, что потом зритель будет видеть на сцене. Затем в работу вступают различные цеха. Это бутафоры, швеи и, конечно, художники-конструкторы, благодаря которым кукла «оживает», приобретает определенную, задуманную режиссером пластику.

Фото: Евгения Кобеева / It's My City

«Это как язык — сначала его изучаешь, потом им пользуешься»

Для разных спектаклей и целей используются разные системы кукол: это могут быть система петрушки, система марионетки, система тростевых кукол и другие. Для персонажа в образе человека учитывается анатомия, чтобы пропорции и движения куклы выглядели естественно. Но чем-то иногда приходится и пренебречь, чтобы воплотить задумку режиссера, например, позволить кукле большую гибкость.

— Еще надо понимать, должны ли быть скрыты актеры или могут управлять куклами открыто? Порой необходимо, чтобы куклы действовали сами, а бывает, напротив, по содержанию пьесы интересен именно контакт актера с куклой, — говорит художник-конструктор.

Для своего авторского спектакля «Иллюзион» ему нужно было придумать коня, который существовал бы вообще без актера. В результате получилась сложная механика, которая включала в себя даже электродвигатель.

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Такие находки в деле создания кукол не редкость. Ефимов подчеркивает: иногда приходится придумывать какую-то совершенно новую систему, много экспериментировать. Например, именно так родился персонаж одинокого гнома из спектакля «История в сказочном лесу».

— Здесь было очень важно, чтобы у нас двигалась голова, поднималась и опускалась. Поэтому всю систему управления я вывел в необычный манипулятор. Отдельно есть клавиши для наклона всего корпуса, — показывает Андрей. — У гнома работают ротик и глазки. В общем, получилась совмещенная система и довольно сложная механика. Около недели все вычислял и вычерчивал.

Фото: Евгения Кобеева / It's My City

Иногда процесс работы над куклами растягивается на месяц и больше. Ко всем куклам разные требования и пожелания, а готовых схем и разработок на каждый конкретный случай просто не существует. Что-то можно увидеть и перенять у коллег на фестивалях, но чаще всего приходится сочинять самому.

— Все складывается из накопленных навыков. Это как язык — сначала его изучаешь, потом им пользуешься. Так и здесь: накапливаешь разную информацию, перерабатываешь ее, осмысливаешь, и она превращается в некий язык, который ты применяешь в работе и, главное, продолжаешь постоянное изучение и развитие в нем, — отмечает Андрей Ефимов.

Фото: Евгения Кобеева / It's My City

«Понятия „творческий беспорядок“ у конструктора просто не существует»

Во время работы художники-конструкторы обязательно проигрывают все движения и проверяют механизмы. Как артист-кукловод Андрей точно понимает, на какие нюансы обратить особое внимание, а чего стоит избегать. Кукла должна быть сделана так, чтобы с ней можно было работать не задумываясь, на уровне ощущений. Не должно быть лишнего напряжения или тяжести, руки не должны быстро уставать. Главный принцип создания механики куклы — удобство использования.

Затем с куклой знакомится артист, для которого она создана. На этом этапе порой кукла на короткое время вновь возвращается к конструкторам: бывает, что нужно индивидуально подогнать те или иные элементы управления под руку артиста. После этого начинается ее сценическая жизнь, и вновь в конструкторский цех она попадает только в случае поломки.

Фото: Евгения Кобеева / It's My City

— Как часто приходится что-то ремонтировать? Через день, да каждый день, — пожимает плечами Андрей Ефимов. — Любая механическая деталь со временем изнашивается, ее приходится заменять. Но если все изначально сделали качественно, то механизм может спокойно служить годами. А иногда что-то где-то не учли — такое тоже бывает, наперед все просчитать невозможно. И тогда уже практика показывает, какие детали наиболее уязвимы, что стоит подправить.

И для создания, и для ремонта кукол требуется внушительный арсенал инструментов и материалов. В работе используются металл, пластик, дерево, проволока, разные трубочки, резинки, пружинки, лески, винтики. Еще под рукой всегда есть пластырь и перекись водорода — обрабатывать порезы, которые могут случаться при работе с ножом.

Фото: Евгения Кобеева / It's My City

— Мы движемся в ногу со временем: как только появляется что-то новое, мы сразу прикидываем, можно ли это как-то использовать в нашей работе. Всевозможная электроника, какие-то новые материалы, предметы… Везде ищем что-то, что может пригодиться: и в хозяйственных магазинах, и в строительных, и в магазинах для рукоделия, — перечисляет Андрей.

Предметов много, и у каждого есть свое место, мелкие детали разложены по контейнерам и подписаны. Понятия «творческий беспорядок» в конструкторском цехе просто не существует — специалисты признаются, что было бы очень тяжело работать, если бы на поиски нужных вещей приходилось тратить много времени.

Фото: Евгения Кобеева / It's My City

Иногда может задерживаться доставка материалов, тогда потом приходится догонять, наверстывать. Другая возможная сложность в работе — потеря вдохновения. Не поддаться ей полностью позволяют лишь точные сроки: если кукла нужна к спектаклю, ее делают, несмотря ни на что, чтобы подарить зрителям сказку.

— В первую очередь все происходит в голове. А когда делаешь куклу, это уже результат той работы, которую ты провел мысленно. Конечно, порой представление может отличаться от того, что получилось в итоге. Есть общее решение, но в процессе работы вдруг находится более простой вариант, и ты начинаешь импровизировать, делаешь что-то иначе. Это обычное дело. Самое главное, помнить: мы делаем не просто куклу, а актера. И в конце у нас должен родиться актер, — заключает Андрей Ефимов.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: