— Когда что-то придумывают, делают кукол, репетируют — это еще не театр. Театр начинается со зрителя, его реакции, отклика. И вот этот момент взаимодействия театра со зрителем — самое важное. Приходит радость от того, что ты к этому причастен, делаешь какое-то волшебство, — говорит заслуженный артист России Андрей Ефимов, человек, который связал свою жизнь с миром кукольных спектаклей.
Больше полувека он создает и оживляет кукол, дарит им свой голос, свои движения и свой талант. И всегда готов рассказать, как появляются куклы, которые потом могут так же вдохновлять маленьких зрителей, как когда-то вдохновили его самого.
«Начертить нужно абсолютно все, что потом зритель будет видеть на сцене»
В театр кукол Андрей влюбился в пять лет, когда впервые увидел представление в родной деревне. Вспоминает, что это было словно вспышка: хочу так же!
— Я заразился театром, мне очень хотелось быть актером. Но где взять куклу для выступления? Вот и начал их создавать сам. Как припоминаю, первой куклой стал сшитый из старых чулок ежик, — улыбается Андрей. — А дальше уже без остановки что-то мастерил, рукодельничал, создавал. Информации, конечно, было ноль, поэтому всему учился сам.
С готовыми куклами он выступал перед родителями и одноклассниками, показывал спектакли в Доме культуры. После учебы в театральном училище пришел в Свердловский театр кукол. Сначала на должность актера, но вскоре параллельно стал работать художником-постановщиком.
Затем несколько лет Ефимов руководил собственным частным театром, но все же вернулся в Екатеринбургский театр кукол. Сейчас он художник-конструктор и художник-постановщик. Через его цех проходят все куклы, которые потом появляются перед зрителями.
— Все всегда начинается с замысла. Режиссер и художник четко формулируют тему, о чем будет спектакль. Исходя из ответа подбирается и цветовое решение, и решение пространства, и решение кукол. Все это работает на конечный результат и направлено на то, чтобы эмоциональное развитие спектакля происходило как надо, — объясняет Андрей Ефимов.
Когда спектакль придуман, начинается следующий этап работы: художник-постановщик разрабатывает эскизы и чертежи, готовится инженерная разработка. Начертить нужно абсолютно все, что потом зритель будет видеть на сцене. Затем в работу вступают различные цеха. Это бутафоры, швеи и, конечно, художники-конструкторы, благодаря которым кукла «оживает», приобретает определенную, задуманную режиссером пластику.
«Это как язык — сначала его изучаешь, потом им пользуешься»
Для разных спектаклей и целей используются разные системы кукол: это могут быть система петрушки, система марионетки, система тростевых кукол и другие. Для персонажа в образе человека учитывается анатомия, чтобы пропорции и движения куклы выглядели естественно. Но чем-то иногда приходится и пренебречь, чтобы воплотить задумку режиссера, например, позволить кукле большую гибкость.
— Еще надо понимать, должны ли быть скрыты актеры или могут управлять куклами открыто? Порой необходимо, чтобы куклы действовали сами, а бывает, напротив, по содержанию пьесы интересен именно контакт актера с куклой, — говорит художник-конструктор.
Для своего авторского спектакля «Иллюзион» ему нужно было придумать коня, который существовал бы вообще без актера. В результате получилась сложная механика, которая включала в себя даже электродвигатель.
Такие находки в деле создания кукол не редкость. Ефимов подчеркивает: иногда приходится придумывать какую-то совершенно новую систему, много экспериментировать. Например, именно так родился персонаж одинокого гнома из спектакля «История в сказочном лесу».
— Здесь было очень важно, чтобы у нас двигалась голова, поднималась и опускалась. Поэтому всю систему управления я вывел в необычный манипулятор. Отдельно есть клавиши для наклона всего корпуса, — показывает Андрей. — У гнома работают ротик и глазки. В общем, получилась совмещенная система и довольно сложная механика. Около недели все вычислял и вычерчивал.
Иногда процесс работы над куклами растягивается на месяц и больше. Ко всем куклам разные требования и пожелания, а готовых схем и разработок на каждый конкретный случай просто не существует. Что-то можно увидеть и перенять у коллег на фестивалях, но чаще всего приходится сочинять самому.
— Все складывается из накопленных навыков. Это как язык — сначала его изучаешь, потом им пользуешься. Так и здесь: накапливаешь разную информацию, перерабатываешь ее, осмысливаешь, и она превращается в некий язык, который ты применяешь в работе и, главное, продолжаешь постоянное изучение и развитие в нем, — отмечает Андрей Ефимов.
«Понятия „творческий беспорядок“ у конструктора просто не существует»
Во время работы художники-конструкторы обязательно проигрывают все движения и проверяют механизмы. Как артист-кукловод Андрей точно понимает, на какие нюансы обратить особое внимание, а чего стоит избегать. Кукла должна быть сделана так, чтобы с ней можно было работать не задумываясь, на уровне ощущений. Не должно быть лишнего напряжения или тяжести, руки не должны быстро уставать. Главный принцип создания механики куклы — удобство использования.
Затем с куклой знакомится артист, для которого она создана. На этом этапе порой кукла на короткое время вновь возвращается к конструкторам: бывает, что нужно индивидуально подогнать те или иные элементы управления под руку артиста. После этого начинается ее сценическая жизнь, и вновь в конструкторский цех она попадает только в случае поломки.
— Как часто приходится что-то ремонтировать? Через день, да каждый день, — пожимает плечами Андрей Ефимов. — Любая механическая деталь со временем изнашивается, ее приходится заменять. Но если все изначально сделали качественно, то механизм может спокойно служить годами. А иногда что-то где-то не учли — такое тоже бывает, наперед все просчитать невозможно. И тогда уже практика показывает, какие детали наиболее уязвимы, что стоит подправить.
И для создания, и для ремонта кукол требуется внушительный арсенал инструментов и материалов. В работе используются металл, пластик, дерево, проволока, разные трубочки, резинки, пружинки, лески, винтики. Еще под рукой всегда есть пластырь и перекись водорода — обрабатывать порезы, которые могут случаться при работе с ножом.
— Мы движемся в ногу со временем: как только появляется что-то новое, мы сразу прикидываем, можно ли это как-то использовать в нашей работе. Всевозможная электроника, какие-то новые материалы, предметы… Везде ищем что-то, что может пригодиться: и в хозяйственных магазинах, и в строительных, и в магазинах для рукоделия, — перечисляет Андрей.
Предметов много, и у каждого есть свое место, мелкие детали разложены по контейнерам и подписаны. Понятия «творческий беспорядок» в конструкторском цехе просто не существует — специалисты признаются, что было бы очень тяжело работать, если бы на поиски нужных вещей приходилось тратить много времени.
Иногда может задерживаться доставка материалов, тогда потом приходится догонять, наверстывать. Другая возможная сложность в работе — потеря вдохновения. Не поддаться ей полностью позволяют лишь точные сроки: если кукла нужна к спектаклю, ее делают, несмотря ни на что, чтобы подарить зрителям сказку.
— В первую очередь все происходит в голове. А когда делаешь куклу, это уже результат той работы, которую ты провел мысленно. Конечно, порой представление может отличаться от того, что получилось в итоге. Есть общее решение, но в процессе работы вдруг находится более простой вариант, и ты начинаешь импровизировать, делаешь что-то иначе. Это обычное дело. Самое главное, помнить: мы делаем не просто куклу, а актера. И в конце у нас должен родиться актер, — заключает Андрей Ефимов.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.