Экспериментальный хоррор, шедевр анимации и достойное русское кино

Кроме «Барби» и «Оппенгеймера»: вспоминаем и смотрим лучшие фильмы 2023 года

3 января, 12:00, 2024г.    Автор: IMC

Помимо очевидных блокбастеров от Греты Гервиг и Кристофера Нолана, которые не обсуждал и не посмотрел только ленивый, прошлый год удивил кинозрителей десятками ярких картин. Сложно отобрать из них не то что топ-10, но и топ-20, однако мы постарались. На 100% объективность не претендуем, но хорошие впечатления от просмотра гарантируем. 

В подборке от кинообозревателей Егора Шеремета и Егора Бобыкина вы найдете уютную рождественскую комедию, драму об абьюзе с Натали Портман и Джулианной Мур, экспериментальный канадский хоррор в замкнутом пространстве, достойные картины от российских режиссеров и, конечно, шедевр анимации от Хаяо Миядзаки.

«Анатомия падения», 2023

Режиссер Жюстин Трие (Франция)

Идеальная жизнь популярной писательницы Сандры Войтер (Сандра Хюллер) за пару часов превращается в сущий ад: ее мужа находят мертвым у их домика в горах, и у полиции только один подозреваемый — сама Сандра. Беззащитная женщина со слепым сыном попытается отстоять свою невиновность, но, кажется, ей перестают верить даже друзья. Каждые несколько минут Трие знакомит зрителя с новыми фактами, уликами, историями из прошлого Сандры и ее мужа, ставящими под сомнение непричастность героини к его смерти.

От кадра к кадру мы меняем отношение к героине. Это отличный пример авторского детектива, оперирующего в реальности, а не в вымышленном и полном условностей мире голливудского кино. Несмотря на приличный хронометраж (два с половиной часа), фильм точно не даст заскучать, с психологической точностью препарируя историю одной смерти.

Кадр из фильма «Анатомия падения»

«Большие змеи Улли-Кале», 2022

Режиссер Алексей Федорченко (Россия)

Очередная удача от одного из важнейших российских режиссеров современности. «Большие змеи Улли-Кале» — это и фильм-головоломка, и шедевр экспериментального кино, и честный рассказ о взаимоотношениях России и Кавказа. Фильм состоит из десятка виньеток, якобы снятых выдуманными режиссерами начала XX века. Каждая история рассказывает о ключевых моментах колонизации Кавказа, и каждая уникальна: в фильме нашлось место и анимационным зарисовкам, и костюмированным драмам, и реконструкциям кавказских народных легенд.

Уникальный подход Федорченко к мокьюментари раскрывается в связках между виньетками, в которых изощренная мистификация режиссера неожиданно сходит на нет — в перерывах между «найденными пленками» зритель следит за самим Федорченко и его командой, которые путешествуют по Кавказу и знакомятся с его жителями. То, что «Большие змеи Улли-Кале» до сих пор не попали в кинопрокат, самое настоящее преступление. Похоже, Минкульт остался недоволен пацифистским посылом фильма.

«Снегирь», 2023

Режиссер Борис Хлебников (Россия)

Двое молодых парней, только что окончивших мореходное училище, отправляются практиковаться на рыболовное судно «Снегирь». Синопсис звучит, как очередной отечественный опус про трудные будни простых работяг, но сам фильм удивляет уже с первых сцен. Никита (Макар Хлебников) и Максим (Олег Савостюк) — еще совсем дети, но в отличие от тонны других русских фильмов с подростками в главных ролях, протагонисты «Снегиря» кажутся волнующе реальными: они говорят на живом сленге и совсем не выглядят плоскими карикатурами, прописанными далекими от молодого поколения сценаристами.

Картину создателя «Аритмии» населяют и другие удивительные персонажи. Тут тебе и гаденький Юрик (Тимофей Трибунцев), блещущий очарованием алкаша у круглосуточной наливайки, и ворчливый, но добрый Геннадий (Александр Робак), а повар Витя (Сергей Наседкин) так вообще крадет каждую сцену из-под ног других артистов, настолько непосредственным и уморительным он получился. Не стоит обманываться, «Снегирь» — это очень жестокая и мрачная история, но, как и любое хорошее кино, вполне может насмешить, очаровать своего зрителя. Достойный русский фильм.

Кадр из фильма «Снегирь»

«Паранормальные явления. Скинамаринк» 

Режиссер Кайл Эдвард Болл (Канада)

В оригинале просто Skinamarink — невероятно талантливый режиссерский дебют, который никак не связан с известной found-footage франшизой «Паранормальное явление». Это медитативный экспериментальный хоррор о двух детях, Кевине и Кайли, которые загадочной ночью 1995 года обнаружили, что окна и двери, ведущие наружу, исчезли. Блуждая в потемках, дети слышат некий голос. Бестелесное существо, будто бы впитавшее в себя темноту комнат, начинает заигрывать с маленькими бедняжками. 

Уникальность «Скинамаринка» среди других хорроров — в смелой форме и незаурядной подаче сюжета. Большую часть времени зритель будет видеть не героев, а помещения дома и детали интерьеров комнат. Дверные проемы, рассекаемые полосами света. Разбросанный по полу конструктор. Старенький пузатый телевизор, показывающий мультфильмы. Предельный минимализм повествования, игра света и шумов поэтизируют сверхъестественное. На этот фильм необходимо правильно настроиться, но если «поймаете волну», вас будет ждать один из самых страшных опытов кинопросмотра.

Кадр из фильма «Паранормальные явления. Скинамаринк»

«Красные комнаты»

Режиссер Паскаль Планте (Канада)

Еще один крутой канадский фильм, от просмотра которого могут побежать мурашки. Уголки даркнета всегда пленяли воображение киноделов, а Паскаль Планте смастерил вокруг сетевых баек целый судебный триллер (второй в этом списке!). Главная героиня Келли-Энн (Жюльетт Гарьепи) ходит на заседания суда по делу Людовика Шевалье. Суд обвиняет его в серийных убийствах, которые тот заснял на камеру. Погибли три девочки, и недостает третьего видео. Так у героини и появляется мотивация найти важный кусочек пазла.

Если думаете, что «Убийца» Дэвида Финчера заслуживает звания лучшего триллера 2023 года, то просмотр «Красных комнат» может заставить вас в этом усомниться. Фильм Планте ставит ребром два вопроса. Что если одинокий интроверт соприкоснется с жестоким и циничным миром, состоящим из замкнутых, как его душа, пространств? И что если иногда никаких красных комнат и тайных интернет-серверов для этого не надо? Поверьте: ответы на эти вопросы будут даны максимально дискомфортно. Тем, кто боится показа натуралистичных сцен насилия, можно особо не переживать: здесь видна школа скорее Михаэля Ханеке нежели Элая Рота.

Кадр из фильма «Красные комнаты»

«Оставленные», 2023

Режиссер Александр Пэйн (США)

Камерная комедия от одного из самых утонченных тихих и американских режиссеров с Полом Джаматти в главной роли. Он играет мизантропа мистера Ханэма, учителя истории в закрытой школе для мальчиков, которого вынудили остаться на зимние каникулы, чтобы приглядывать за бездомным учеником. Напряженные отношения между пожилым преподавателем и его учениками постепенно сменяются на уважение, а затем и крепкую дружбу. 

Пэйн не пытается открыть что-то принципиально новое в своем фильме, но так мастерски владеет азами кинокомедии, что не полюбить «Оставленных» не получится даже у самых ярых противников американского кинематографа.  

Кадр из фильма «Оставленные»

«Май декабрь»

Режиссер Тодд Хейнс (США)

Один из участников программы Каннского кинофестиваля этого года. Сюжет повествует о двух актрисах — одна купается в софитах славы, а для второй они уже давно погасли. Элизабет (Натали Портман), та, что помоложе, порезвее и похайповее, приезжает к Грэйси, той, что постарше и… тоже наделавшей шуму в свое время (Джулианна Мур). Суть в том, что Элизабет, хочет сыграть в биографическом фильме по мотивам жизни Грэйси. 

Портман и Мур блистательно сыграли одинаково пронырливых и скользких персонажей, а сквозь динамику их отношений отчетливо проступает тема дистанции между «автором» и «материалом». Фильм притягивает не только актерской игрой, но и сильнейшим внутренним напряжением в сценах, где никакого саспенса, казалось бы, не должно быть. Хейнс достигает такого убедительного эффекта, потому что он и сценарист Сэми Берч хорошо понимают, когда надо в глубины человеческой души вглядеться, а когда, наоборот, отдалиться.

Кадр из фильма «Май декабрь»

«Подземелья и драконы: Честь среди воров»

Режиссеры Джон Фрэнсис Дейли, Джонатан М. Голдштейн (США)

За последнее десятилетие голливудские блокбастеры сильно потеряли в оригинальности. Еще в конце 2000-х ведущие западные режиссеры смело экспериментировали с форматами, создавая картины, которые удивляли и привлекали своими мирами. Но с успехом фильмов Marvel крупные студии стали слепо копировать формулу кинокомиксов с бесконечными камео и сценами после титров, отходя все дальше от культовых «Людей в черном», «Мумии» и первых «Пиратов Карибского моря».

Кажется, что подобным положением дел недовольны и сами режиссеры. Как еще объяснить появление «Чести среди воров», одного из самых захватывающих, смешных и уютных приключенческих фильмов последних лет? История барда Эдгина Дарвиса (Крис Пайн), сколотившего команду для мести своему бывшему напарнику Форджу (Хью Грант), может показаться слегка банальной, но именно в этом главная сила фильма. Все в ленте кажется до боли знакомым: фэнтезийный мир, набитый монстрами и магическими артефактами, жуликоватый, но обаятельный главный герой и сама атмосфера приключения. «Честь среди воров», безусловно, лучший голливудский фильм года.

Кадр из фильма «Подземелья и драконы: Честь среди воров»

«Человек-паук: Паутина вселенных»

Режиссеры Жуакин Душ Сантуш, Кемп Пауэрс, Джастин Томпсон (США)

Триумфальное возвращение анимационных приключений Майлза Моралеза и Гвен Стейси. Как «Человек-паук — 2» Сэма Рэйми умножил достоинства первого фильма в два раза, так и «Паутина вселенных» перепрыгнула метров эдак на сто уже и без того высокую планку, заданную оскароносным фильмом «Человек-паук. Через вселенные». И дело не только в расширившемся масштабе происходящих событий и в количестве мультивселенских пауков, которых стало больше. 

Первая, но чертовски прочная ассоциация, которая может возникнуть при просмотре «Паутины вселенной», это «Город Грехов» Роберта Родригеса и Фрэнка Миллера. Казалось бы, что общего между жестоким, безжалостным неонуаром и веселой семейной супергероикой о дружелюбном соседе? Во-первых, запредельная изощренность, с которой авторы подошли к воссозданию комиксовой эстетики на киноэкранах. Во-вторых, стилистическое пиршество в обоих случаях не перетягивает одеяло на себя, а углубляет драматургию.

Кадр из фильма «Человек-Паук: Паутина вселенных»

«Мальчик и птица»

Режиссер Хаяо Миядзаки (Япония)

Мультфильмы Хаяо Миядзаки, в отличие от продукции Marvel или Sony, вещи штучные, выходящие все реже и реже. Между «Ветром крепчает» и «Мальчиком и птицей» японский мастер взял творческий перерыв на 10 лет. Конечный результат, абсолютно однозначно, стоил и десяти, и двадцати, и тридцати лет ожиданий. Выход этого мультфильма на российские экраны — настоящий подарок для киноманов. Осталось еще дождаться «Орбитальную эру» Кацухиро Отомо (автора «Акиры»), так и вообще можно будет «закрывать кинематограф» с чистой совестью.

«Мальчик и птица» — самое сложносочиненное произведение Миядзаки, где фэнтезийное измерение за счет абстрактных правил, по которым оно функционирует, приобретает сновидческий, почти сюрреалистический характер. Чтобы раскусить все смысловые пласты картины, потребуется, вероятно, не один просмотр, плюс знакомство с бэкграундом режиссера. 

Композитор Дзё Хисаиси, написавший пронзительный саундтрек, обозначен в недавно опубликованном шорт-листе премии «Оскар» как один из возможных претендентов на попадание в главную пятерку номинантов. Подробнее о фильме можно прочитать в этой рецензии.

Кадр из фильма «Мальчик и птица»

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: