Ревущие моторы на контрасте с размеренной жизнью Италии

Феррари бросает вызов скорости. Каким получилось кино о легендарном гонщике XX века

25 декабря, 19:14, 2023г.    Автор: Егор Шеремет

В российский прокат вышел фильм Майкла Манна «Феррари» с Адамом Драйвером в главной роли. Картина стала «долгостроем» для режиссера — снять байопик об итальянском изобретателе и гонщике он стремился еще с нулевых годов. Добившись своего, Манн не стал детально переносить на экран все этапы жизни Феррари, а сосредоточился на критически важном для него времени. 1957 год, Ferrari оказывается на грани банкротства, и чтобы спасти свое дело, Энцо Феррари решает принять участие в решающей гонке на выносливость.

Вместе с кинокритиком Егором Шереметом разбираемся, каким получился самый значимый фильм в карьере Манна, чем он не похож на современное голливудское кино и почему блестящая игра Пенелопы Крус (парадоксально) помешала ему выглядеть выигрышнее.

Кадр из фильма «Феррари»

Майкл Манн — один из последних настоящих режиссеров Голливуда. В отличие от Мартина Скорсезе, Стивена Спилберга и других признанных американских режиссеров, Манн никогда не шел на уступки, не менял авторский киноязык ради постоянной работы в индустрии. В любой из его картин легко можно найти медитативный минимализм и пренебрежение к штампам западных экшен-фильмов: они заметны и в эпической вестерн-саге «Последний из могикан», и в преступно недооцененном боевике «Полиция Майами. Отдел нравов», и даже в уничтоженном критиками блокбастере «Кибер».  

Несмотря на авторский почерк, превращающий даже самые острые сценарии в неспешное, медленное, почти созерцательно кино, фильмы режиссера всегда пользовались популярностью не только у критиков, но и у простого зрителя. Ленты «Схватка», «Охотник на людей» и «Али» не только взяли много престижных наград, но и собрали приличную кассу, доказав, что на уникальное видение Манна, временами граничащее с фестивальным кинематографом, есть свой зритель.

Снять фильм об итальянском гонщике, изобретателе и создателе автомобильной империи Манн пытался еще в начале 2000-х, тогда Феррари должен был сыграть Аль Пачино. Однако идея застряла в «производственном аду» и фильм превратился в долгострой. Десятилетиями обивая пороги голливудских студий, Манн наконец нашел финансирование, правда, Пачино в итоге заменил Адам Драйвер. Роль жены Феррари Лауры исполнила Пенелопа Крус, а на второстепенные роли в проекте согласились Патрик Демпси, Шейлин Вудли, Джек О’Коннелл и Сара Гадон.

Кадр из фильма «Феррари»

Медленные гонки

Сразу проясним одну вещь: «Феррари» не имеет ничего общего с традиционными голливудскими байопиками. Не стоит ожидать от фильма стройной визуализации биографии великого итальянца — зритель не увидит жизнь Энцо от младенчества до смерти, не будет наблюдать процесс производства и испытания его первого спорткара, не сможет лицезреть первый успех бренда Феррари на гонках.

К началу фильма Энцо — уже состоявшийся человек, которому давно не нужно ничего никому доказывать. Его машины бьют рекорды скорости, он единолично дает работу почти всем жителям города Модена, которые обращаются к нему не иначе как «комендаторе». Но Энцо уже далеко не молод. Ему шестьдесят, брак с некогда любимой женой Лаурой в руинах, а дело всей его жизни — компания Феррари — может обанкротиться в течение пары лет, если не месяцев.

Фильм начинается безумно медленно для ленты, посвященной гонкам и быстрым автомобилям. Феррари просыпается в постели с многолетней любовницей, целует внебрачного сына и отправляется в город, где успевает поссориться с женой, сходить на кладбище к отцу, брату и первому сыну, перекинуться парой слов с финансовым советником и даже подстричься.

Кадр из фильма «Феррари»

Почти весь первый час «Феррари» посвящен одному утру Энцо, в подобном смелом шаге и заключается метод Манна. Его совсем не интересует традиционное для Голливуда повествование. Другие режиссеры уже использовали бы сотни монтажных склеек и развесили бы с десяток ружей, пока Манн чинно и методично знакомит зрителей со своим героем, незаметно погружая их в атмосферу Италии середины века.

Первый час фильма — безусловно, лучшая его часть. Неторопливость повествования вторит привычкам итальянцев, создавая интересный конфликт с «главным героем» — скоростью. 

Фильм со святым для всех любителей гонок словом «Феррари» в названии повергает в шок спокойным началом, заставляя ерзать от нетерпения, когда же мы наконец услышим ревущие моторы и визг резины на асфальте гоночного трека.

Кадр из фильма «Феррари»

Манн не собирается обманывать нетерпеливого зрителя. Одна из ключевых сцен первого часа, в которой Феррари и его подопечные приходят на мессу для рабочих его завода, неожиданно прерывается настоящей феерией, когда Мазератти, главные соперники Энцо, попытаются побить его рекорд скорости. Так Манн раскрывает главную черту характера Феррари — страсть к победе. Главе завода не терпится скорее свалить из храма и броситься на трек, еще раз доказав миру превосходство его машин.

К сожалению, удачное начало — не всегда признак хорошего фильма, и «Феррари» начинает подтверждать эту максиму быстрее, чем хотелось бы.

Кадр из фильма «Феррари»

Страсти по Феррари

Манн и сценарист Трой Кеннеди-Мартин решили уделить большой кусок хронометража фильма и жене Энцо Лауре, и его любовнице Лине (Шейлин Вудли). Поначалу следить за обособленными от главного героя женщинами достаточно интересно, но чем дальше магистральная история фильма — стремление Феррари и его команды победить в ежегодной гонке Mille Miglia — начинает отходить от сцен с участием Лауры и Лины, тем сложнее становится терпеть Крус и Вудли.

Решение Манна включить мелодраматический элемент в гоночный фильм отягощает середину и финал картины, в которых проблемам Лауры и Лины уделяют чуть ли не больше времени, чем самому Энцо и его гонщикам. Сцены, в которых Лаура узнает об измене мужа и о его внебрачном сыне, раздражают, а не заставляют сочувствовать несчастной женщине. 

Принося «скорость» в угоду второстепенным историям, режиссер теряет накал фильма, утяжеляет основной нарратив ненужными подробностями.

Понятно, что Крус заслужила серьезную роль и очередную номинацию на «Оскар», но ее хорошая игра парадоксально портит фильм. Вырезав сцены, в которых актриса играет лучше всего (ссоры с мужем, истеричные припадки и препирания с матерью Энцо), Манн бы только помог своему фильму выстроить более стройное повествование, сосредоточив внимание на гонках и невзрачной, но реалистичной игре Драйвера, растворившегося в роли Энцо без остатка.

Кадр из фильма «Феррари»

Настоящая скорость

К слову о гонках. Несмотря на свое пренебрежение к канонам экшен-фильмов, Манн — великолепный постановщик ярких сцен. Финальный, изнурительно долгий заезд гонщиков Феррари на Mille Miglia яркое тому подтверждение. Прицепив камеры под капот грохочущих спорткаров и пустив машины по итальянской провинции, Манн достигает апогея скорости, заставляя зрителя если не испытать, то представить, что такое езда на скорости в 220 километров в час.

Не ждите оригинальных углов съемки от гоночных сцен в фильме — именно в обманчивой простоте работы камеры Манна скрывается реалистичность заезда Mille Miglia, в котором опасность и зрелищность идут рука об руку.

Стоит ли говорить, что финальные сцены непременно шокируют зрителя, которого Манн незаметно, но очень успешно готовил к принятию трагедии, раз за разом намекая на опасность работы профессионального гонщика. Позвольте дать вам один совет — не пытайтесь перед просмотром фильма узнать больше о значении 1957 года для бренда Феррари. Вы просто испортите себе одну из самых удачных, жестоких и мощных сцен в карьере Манна.

Кадр из фильма «Феррари»

Вместо вывода

Держа в уме смелое начало фильма, идущее вразрез с современным Голливудом, одержимым скоростью больше чем содержимым, стоит признать, что «Феррари» — далеко не самый удачный фильм Манна.

Вместо того, чтобы уделить больше времени гонщикам Феррари, настоящим звездам 1950-х, чья опасная работа точно заслуживает более пристального внимания и восхищения, режиссер вложился в мелодраму и прогадал.

Конечно, «Феррари» соберет целую коллекцию номинаций на «Оскар», для академиков которого яркая актерская игра и хороший грим явно важнее сущности фильма, но подобная судьба для фильма Манна кажется скорее печальной, чем удачной.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: