Пять команд архитекторов представили проекты благоустройства набережной Верх-Исетского пруда на участке от Большого Конного полуострова до улицы Лоцмановых. Свои проекты разработчики подготовили для конкурса, который организовала мэрия Екатеринбурга. Из пяти концепций жюри, состоящее из чиновников, экологов, застройщиков и архитекторов, выберет три, за которые в начале 2024 года смогут проголосовать горожане.
«Открытый консорциум»
В состав бюро вошли участники из архитектурного бюро «Плотинка» и проекта «Вода и завод», а также фестиваль паблик-арта «ЧО» и АНО «Исеть». Концепция участников предлагает создать максимально природную набережную и вернуть реку городу.
Набережную предлагается разделить на несколько зон, отличающихся от индустриальной до максимально природной, а всю территорию набережной сделать пешеходной. В качестве точек притяжения для горожан архитекторы предлагают установить концертный пирс со сценой для перформансов, разбить скверы и сады, выделить центральный двор и трибуну для мероприятий для студентов.
Также они предлагают раскрыть устье Широкой Речки и сформировать там комплекс островов, связанный пешеходными маршрутами, а на Малом Конном полуострове поставить арт-объект.
Также на набережной могут появиться центры индустриального наследия, которые будут использоваться как туристические. Поверхность пруда тоже будут использовать для перформансов.
Консорциум «IND + STEP + НатУРАЛист»
В состав команды вошли архитектурное бюро IND architects, студия транспортного проектирования STEP и АНО «Центр популяризации биоразнообразия НатУРАЛист».
Авторы отталкивались от истории места и стоящих там объектов: Свердловской ГЭС, трамвайного маршрута № 11, легендарного клуба «Каравелла». Эта набережная тоже будет природной по планам архитекторов, ее разделят на три зоны. Первая зона разместится в районе Верх-Исетского завода. Там оставят событийную зону с многофункциональным пирсом с трибунами и смотровой площадкой.
Вторая зона — индустриальная, сосредоточена вокруг ГЭС. Там появятся амфитеатр у воды, событийная площадь с фонтаном. Полуострову Баран оставят природный характер. Там предлагают установить арт-объект в виде желтого маяка.
Объединять разные пространства набережной будут павильоны, оформленные в едином стиле. Архитекторы задумали, что павильоны станут отдельными арт-объектами и их будут использовать круглый год.
MLA+
Архитектурное бюро предлагает минимальное вмешательство в сложившуюся природу на набережной Верх-Исетского пруда и рассматривает ее как источник жизненных сил для человека. Во время разработки проекта авторам важно было сохранить уникальную природную атмосферу места.
Вдоль воды пройдет единая велодорожка, на Широкой Речке может появиться природный парк. Также разработчики хотят сохранить опоры ЛЭП и превратить их в арт-объекты.
Основной темой проекта стала электрификация. Например, в рамках этой концепции здание электростанции предлагают обернуть светящимся кабелем, ГЭС использовать для маркетов, концертов, перформансов, а территорию перед ней как событийно-выставочную площадку.
Консорциум «Город в парке»
Проект разработали градостроительная компания «Яузапроект», Гильдия ландшафтных инженеров и компания «A.IT». Всю территорию набережной они предлагают разделить на четыре зоны: территорию русла реки, которая работает на застройку и уменьшение ливневых стоков, выделить каскад прудов на месте заболоченной территории, отделить береговую зону с туристическим центром и районным парком и оставить остров спокойствия на месте острова Баран.
Особенностью этого проекта стали велодорожки, которые предлагают разместить над землей по всей территории набережной.
Рядом с набережной установят спортивный кластер. Также появится закрытая зона природных островов, куда возможно будет попасть только с экскурсией.
Консорциум TOBE Architects + ISAEV Architects
Свой проект команда назвала «Визионер», он показывает образ будущего с опорой на идентичность настоящего. На набережной появятся велоинфраструктура, станции проката и обслуживания, велодорожки. Также архитекторы предлагают сохранить существующие болота и экосистемы мест обитания животных.
Ключевая ценность для горожан — контакт с водой, поэтому горожанам необходимо обеспечить спуски к воде, установить пирсы и дать возможность взаимодействовать с водой во время рыбалки, сапсерфинга и каякинга.
Часть набережной будет связана с отрядом «Каравелла»: появятся места для хранения и ремонта яхт и тематические площадки, связанные с произведениями Крапивина. Полуостров Баран останется максимально зеленой территорией и зоной тихого отдыха с деревянными дорожками и пирсами. Он предназначен для созерцания природы и панорамы Екатеринбурга.