«У города все только для автомобилей»

Горы снега и вездесущие парковки. Почему Екатеринбург плохо приспособлен для родителей с маленькими детьми

8 декабря, 18:15, 2023г.    Автор: IMC

На перекрестке женщина проталкивает коляску через снег, чтобы выйти на проезжую часть. Она быстро доходит до конца дороги и останавливается за шаг до тротуара, потому что коляска не двигается через снежную кашу, уложенную по краям дороги. Зеленый свет светофора мигает, а коляска не продвигается даже после нескольких толчков. Девушке с трудом удается заехать на тротуар уже после того, как на переход заезжают машины. С такой ситуацией при переходе дороги каждую зиму сталкиваются сотни екатеринбурженок, ставших мамами.

С началом зимы родителям приходится преодолевать препятствия во время прогулки или похода по делам с ребенком. Сложности создают ремонты водопровода и работы по благоустройству, неубранный снег, разбитые или очень крутые пандусы, высокие бордюры, запаркованные тротуары и неудобный общественный транспорт. Мы пообщались с двумя молодыми мамами из Екатеринбурга и рассказываем, с какими препятствиями в городской среде они сталкиваются почти каждый день и как пытаются решить проблемы.

Фото: Елена Елизарова / It’s My City

«Я теперь как навигатор» 

Елена стала матерью в июле. Девушка интересуется урбанизмом и часто пишет обращения властям, чтобы они сделали город лучше. Она и раньше предполагала, что Екатеринбург не очень приспособлен для передвижения с коляской, но не представляла, что перед каждым выходом из дома ей придется, как навигатору, простраивать маршрут, на котором не будет препятствий.

Ежедневно девушка с коляской ходит на прогулку в парк, а несколько раз в месяц выбирается в детскую поликлинику на Сибирском тракте. Обычный маршрут Елены проходит по улице Восточной от проспекта Ленина, дорогу приходится переходить в нескольких местах. А воспользоваться подземным переходом на Ленина невозможно — спуск для колясок там слишком крутой и скользкий.

Фото: Елена Елизарова / It’s My City

Первая сложность, с которой она сталкивается по пути, неубранный снег. Коляска буксует, Елене приходится подталкивать ее ногой, чтобы пройти несколько метров. Такая ситуация складывается практически у каждого выезда из двора. На перекрестке улиц Малышева и Восточная коляска снова застревает в снегу, который остался после уборки дороги.

Фото: Елена Елизарова / It’s My City

После перекрестка с Малышева Елена придерживается четной стороны улицы — там нет лестниц без пандусов, ровнее уложен асфальт и шире тротуар. Но сложности появляются у кафе на Восточной, где ближе к обеду автомобилисты в поисках парковки заезжают на тротуар. Пространства между кафе и машинами едва хватает для пешехода. Чтобы пропустить тех, кто идет навстречу или хочет обогнать, приходится останавливаться и прижиматься к стене. 

Вся инфраструктура в городе рассчитана лишь на пользователей автомобилей, считает Елена, поэтому и возникают ситуации, когда парковки на тротуарах не становятся проблемой.

Фото: Елена Елизарова / It’s My City

Переходим на нечетную сторону улицы возле Шарташского рынка: там Елена встречается с еще одним препятствием — ремонтом труб, который тянется с осени. Часть тротуара огорожена, и для коляски почти не остается места. О дорожных работах в Екатеринбурге мы узнаем не заранее, когда есть возможность перейти на другую сторону улицы, а только когда подходим к самому месту. Хотя можно было бы делать как в Москве, где объявления о ремонте ставят как можно раньше.

Фото: Елена Елизарова / It’s My City

Последние несколько десятков метров пути до поликлиники женщине приходится обходить по двору жилого дома. Все те проблемы, которые встречались на пути поодиночке, складываются в одну большую — во дворе не убирают снег, повсюду ездят машины.

Фото: Елена Елизарова / It’s My City

По словам Елены, в первую очередь для удобства маломобильных горожан властям нужно следить, чтобы были правильно сделаны понижения тротуара. На сами дорожки вместо привычной плитки «бехатон» лучше укладывать асфальт, потому что по нему комфортнее идти. А если в пешей доступности есть парк, стоит делать так, чтобы все пути к нему были с понижением тротуара, а в парк можно было заехать по гладкому пандусу. Например, сейчас у дендрария на Первомайской очень короткий пандус с резким подъемом.

«Более хрупкие девушки от мира отрезаны»

Елене приходится много ходить пешком, потому что она не может воспользоваться общественным транспортом без помощи людей. С похожей проблемой столкнулась екатеринбургская активистка Екатерина Петрова, которая занималась антикоррупционными проектами. Она стала матерью весной этого года и сейчас часто ездит на молочную кухню или на прогулку в парк. Передвигаться по делам чаще ей не позволяет ситуация с общественным транспортом.

— Чтобы попасть на молочную кухню раз в три дня, мне приходится пользоваться трамваем. Много людей с колясками пользуются им, потому что большие автобусы непонятно на каких маршрутах работают. В основном у нас маленькие «ПАЗики», в их двери не влазит коляска, — рассказывает Екатерина.

Фото: Евгения Кобеева / It’s My City

Чтобы зайти в трамвай, Екатерине каждый раз приходится поднимать на руках 12-килограммовую коляску с ребенком, который весит еще 10 килограмм. Девушка признается, что каждый раз перед выходом из дома рассчитывает, что кто-то поможет ей поднять коляску в высокий трамвай, но так получается не всегда.

— Каждый раз выходя из дома, я заранее рассчитываю, что кто-то мне поможет. Это, конечно, неправильно. Потому что если никого нет, мне никто и не поможет…  Ладно я приноровилась, а девушки есть более хрупкие. Они от мира отрезаны, у них нет никаких вариантов залезть в общественный транспорт, — считает общественница.

Фото: Евгения Кобеева / It’s My City

Пользоваться чем-то кроме трамвая девушка не может — в маршрутки с коляской войти тяжелее. А информации о том, на каких маршрутах ходят автобусы большой вместимости, в открытом доступе нет.

— Планировать поездку на автобусе с коляской невозможно. Запланируешь, приедет «ПАЗик». Понятно, что автобусы большой вместимости должны быть. По контракту, например, можно посмотреть, какие маршруты обслуживают большие автобусы, но у нас это не соблюдается. Насколько я знаю, администрация штрафует подрядчиков за то, что они выводят автобусы меньшей вместимости, чем они должны по контракту, — рассказывает девушка.

Фото: Евгения Кобеева / It’s My City

Размышляя о том, как могла бы выглядеть идеальная ситуация, Екатерина предлагает наладить курсирование автобусов большой вместимости на линии. Например, «Гортранс» мог бы найти для них водителей или договориться с частниками, чтобы их использовали они. Либо же отметить в информации о маршрутах, где именно ездят автобусы большой вместимости. Девушка также предлагает закупать больше низкопольных трамваев, но понимает, что в ближайшее время в городе они не появятся.

Что о проблемах говорят власти

Чтобы решить наболевшие проблемы, приходится обращаться в администрацию города, которая отвечает и за благоустройство, и за общественный транспорт, и за уборку улиц. У каждой девушки есть свои идеи, как можно решить проблемы низкой доступности города. 

Елена пишет обращения: предлагает поставить парковочные столбики у тротуаров, ограничить парковку во дворах, починить пандусы. Письма к властям Елена публикует в телеграм-канале «Обращения Екб», там же свои запросы по проблемам городской среды размещают городские активисты.

Скан: телеграм-канал «Обращения Екб»

В ответах чаще всего власти пишут, что сделают, если будет достаточно денег в бюджете на 2024 год, но в некоторых случаях отказывают. Не со всеми ответами девушка согласна. Например, с отказами устанавливать парковочные столбики на тротуарах, где часто паркуются автомобили.

По ее словам, власти никак не аргументируют, почему нельзя установить столбики на тротуарах, где регулярно паркуются машины.

Горожане также жаловались на то, что автомобилисты стали парковаться в пешеходной зоне в Историческом сквере, где тоже часто можно встретить родителей с колясками. В ГИБДД It’s My City заявляли, что не будут ограничивать движение в сквере, так как это должна делать мэрия. В свою очередь в мэрии заявили, что в сквере уже установлен запрет на въезд — висит знак «Пешеходная дорожка», а парковка в зеленой зоне остается на совести нарушителей.

Для решения проблемы с общественным транспортом активистка Екатерина Петрова предлагает лучше информировать горожан, на каких маршрутах ходят автобусы повышенной вместимости.

— Было бы удобнее, если бы администрация эту информацию публиковала. Например, обозначила бы, где ездит большой низкопольный автобус, в который может влезть либо человек на инвалидной коляске, либо мама с коляской, как информацию о маршрутах, которые доступны для маломобильных граждан. Мы же тоже можем считаться маломобильными. Было бы реально намного удобнее. Потому что трамваи не везде могут доехать, например, в Академический. Вообще не представляю, как женщины с колясками из «Академа» ездят, — заключает Петрова.

В мэрии корреспонденту It’s My City заявили, что всего «Гортранс» располагает 331 автобусом и 51 троллейбусом в «низкопольном исполнении», все они приспособлены для маломобильных горожан. Власти утверждают, что низкопольные машины выходят на все 30 автобусных маршрутов, а также на четыре троллейбусных (28, 34, 31 и 36), однако не уточнили, в каком количестве. Коммерческие перевозчики должны работать так, чтобы не менее 5% машин на маршрутах были приспособлены для маломобильных горожан. 

В мэрии также рассказали, что информируют горожан о работе общественного транспорта с помощью специального сайта (работает с перебоями, в тестовом режиме) и мобильного приложения «Екатеринбург Транспорт». Однако представители администрации не разъяснили, показывают ли эти сервисы, на какие маршруты выходят более просторные автобусы.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: