В Арт-галерее Ельцин Центра открылась выставка «О-Сеть. Экспериментальная эстетика и новые медиа в СССР». Она рассказывает об истоках светомузыки и о том, как прогрессивная журнальная верстка заложила основы для появления графического дизайна в Советском Союзе. А еще здесь можно узнать, как сотрудничали физики и лирики и какие новаторские проекты из этого получались.
Предвестник светомузыки
Выставка начинается с реконструированной модели здания «Памятник Революции», которую придумал Григорий Гидони в 1927 году. Здание должно было сочетать в себе светотеатр, светомузыку и светоархитектуру. Памятник планировали построить к 10-летию Октябрьской революции, но в те времена было невозможно возвести настолько громоздкое сооружение, стоящее на трех опорах. В итоге уже на закате советской эпохи модель непостроенного здания воссоздали сотрудники бюро «Прометей».
В 1924 году Гидони запатентовал приспособление для получения световых декораций на прозрачном экране, его хотели использовать в театральных постановках. По сути, это проектор, но для прозрачных поверхностей. Гидони позже признавался, что на изобретение его вдохновила картина Эль Греко «Толедо в грозу».
Гидони обвинили в шпионаже в пользу Японии и расстреляли в 1937 году. Значительную часть его рукописей и графических работ уничтожили. Но даже несмотря на это он внес огромный вклад в развитие светомузыки, в шестидесятых его разработки помогли целому поколению светомузыкантов развивать свое новое движение.
Лирики и физики, соединяйтесь
Передвигаясь дальше, можно узнать про конструкторское бюро «Прометей». Это студенческое бюро, которое основали в Казани в 1962 году. Назвали его так не в честь героя древнегреческого мифа, а в честь симфонической поэмы Александра Скрябина «Прометей (Поэма огня)». Все потому, что помимо музыкальных инструментов композитор добавил в партитуру поэмы свет и таким образом объединил музыку и звук.
Руководил «Прометеем» Булат Галеев, который в своей работе совмещал инженерный подход и философское видение. Команда бюро представляла из себя такой же синтез, только из людей. Лирики и физики в период оттепели придумывали в бюро новые светомузыкальные инструменты, снимали абстрактные светомузыкальные фильмы и разрабатывали проекты динамической подсветки архитектурных сооружений.
Главная идея бюро — совмещение сложных вещей, идей и людей. Все вместе они изобретали световое оборудование и меняли пространство вокруг себя. В бюро работали люди с абсолютной внутренней свободой, их связи распространялись далеко за пределы СССР, а в работе они не терпели иерархию и придерживались принципов равноправия, что было непривычно для советских коллективов.
Возвращение к авангарду
На втором этаже галереи экспозиция переходит к теме новых медиа в СССР. Там показано, как менялась книжная графика в период оттепели. Тогда художники начали возвращаться к простым геометрическим формам, которые были популярны в эпоху авангарда в 1920-е годы. В своих работах они заигрывали с окружностями — те могли находиться как в буквах, так и в иллюстрациях, поэтому это направление стали называть «О-Стилем».
Часть экспозиции занимает журнал «Уральский следопыт». В нем авторы рассказывали об истории и географии, жизни врачей и геологов, заводах и научных открытиях. Также там были весьма необычные темы об экспериментах по пересадке сердца, поедании деревьями людей и о том, может ли ЭВМ стать исследователем и мультипликатором.
В «Уральском следопыте» успели поработать многие известные уральские художники. Среди авторов обложек были Виталий Волович, Спартак Киприн, Миша Брусиловский и другие.
Первый графдизайнер Союза
Еще одним героем выставки стал московский художник Юрий Соболев. Этот человек модернизировал книжную и журнальную графику и, по сути, стал первым графическим дизайнером в стране.
Соболев разработал оригинальную визуальную концепцию монтажного метода. По сути, это новое отношение к фотографии в журнальной верстке. Теперь фото — это не просто иллюстрация на странице, которая дополняет текст, а отдельная составляющая со смысловым началом и концом. Читатель может простроить ассоциации с сюжетом, когда на целом развороте видит, как фотография африканских масок зарифмована с гравюрами Альберта Дюрера, а хирургические инструменты трехсотлетней давности соседствуют с аппаратом микрохирургии клетки.
Соболев реализовал эту технику, когда верстал ежегодник «Наука и человечество» вместе со своими друзьями-художниками Эрнстом Неизвестным, Виктором Пивоваровым и другими.
В книжной и журнальной иллюстрации важную роль начали играть модульная сетка и фотомонтаж, вытесняя рисованную иллюстрацию. Сейчас можно сказать, что Соболев оказал сильное влияние на журнальную индустрию. Многие графические дизайнеры до сих пор пользуются его методами, возможно, даже не осознавая этого.
Все представленные на выставке люди так или иначе опередили свое время. Гидони заложил базу для светомузыки, участники «Прометея» развили его идеи и придумали подсветку для зданий. А Соболев в шестидесятые задал тренды графического дизайна на несколько десятилетий вперед.