«Мы принимаем ситуацию и признаем, что в семьях есть проблемы»

Как живет молодежный театр «Игра» на Уралмаше, в котором играют трудные подростки с городских окраин

15 ноября, 19:28, 2023г.    Автор: IMC

«Мы — интеллигентные хулиганы с Уралмаша. Ставим честные спектакли, чтобы искрилось», — так говорят о себе участники любительского молодежного театра «Игра» из Екатеринбурга. Уже больше 70 лет он работает на Уралмаше и за это время перерос из детского кружка в настоящую труппу. Подростки играют в спектаклях о половом воспитании, непонимании родителей и недостатках школьной системы образования, а также покоряют международные фестивали и «Золотую маску».

It’s My City поговорил с руководителем театра Татьяной Павловой, режиссером Денисом Кирилиным, актерами и рассказывает, как устроена работа в театре и почему некоторые родители не понимают их постановки.

Фото: Евгения Кобеева / It’s My City

«Первый концерт „Обе две“ случился на сцене театра»

Коллектив появился в 1952 году в школе № 22 на Уралмаше. Тогда он работал как школьный кружок, но в 1990-е вышел за пределы детского коллектива: люди занимались там и после выпуска из школы. В нулевые в театре играли сестры Катя и Таня Павловы. Позже Катя станет солисткой группы «Обе две», а Таня начнет ставить спектакли самостоятельно.

— В то время, когда мы ходили с Катей, это был простой школьный театр. Катя больше участвовала в школьных мероприятиях, я пришла туда чуть позднее. Потом мы окончили школу и поступили в университет. Однажды нам позвонила наша руководитель и сказала, что у нее есть роли для нас в новой пьесе. В конце спектакля у нас получился альтернативный концерт «Обе две». 

Потом Катя ушла в музыку, а я стала преподавать. Для Кати музыка была важнее, чем театр, а у меня наоборот. У каждого свой путь, никто из нас не пожалел, — вспоминает Таня Павлова.

Таня Павлова. Фото: Кристина Чехомова.

Сначала театр работал только в школе. В нулевые годы труппа выросла, и театр дополнительно получил подвал в одной из хрущевок на Уралмаше, чтобы проводить там репетиции. В 2013 коллектив переехал из подвала в Центр культуры «Эльмаш». При этом параллельно работал в школе до сентября 2023 года.

— Школа не подразумевает масштабирование театра — нет гастролей, выездных фестивалей. Там важнее бумажки, отчеты и численность групп, а не процесс. Чтобы провести спектакль, нужно пройти все круги бюрократического ада. Для этого нам нужно было еще одно помещение. Школа была ресурсом для поиска ребят, они занимались бесплатно, а потом переходили к нам в репертуарный театр, — объясняет руководитель коллектива.

Сейчас театр живет на часть денег с занятий младшего состава, бюджетных ставок от Центра культуры. Средства от продажи билетов часто идут на покупку оборудования и костюмы.

— Помимо актеров, в нашем составе два режиссера, педагоги младшей труппы, педагог по речи и хореограф. ЦК «Эльмаш» выделяет лишь две ставки, мы стараемся поделить их на всех. Процент с платных занятий тоже уходит на зарплаты сотрудникам. Средства со спектаклей идут на аппаратуру, костюмы, поездки и ремонт. В такой ситуации очень тяжело находить дополнительные средства, поэтому мы запустили Boosty, — рассказывает Таня.

Здесь показывают закулисье театра «Игра», личные истории от актеров и режиссеров театра, а также дают ранние ссылки на билеты и подарки.

«Для нас важно, чтобы спектакль был на острие»

Сейчас в репертуаре театра более десятка спектаклей. Так, в основе драмы «Три четверти» лежит история девочки-подростка, переживающей первую любовь, буллинг и домогательства. Семиклассница Аня начинает свой учебный год в новой школе. В новом месте после уроков устраивают молебны, в классе всего восемь человек, а директор ведет уроки под гитару. 

У главной героини появляются «крутые» друзья, с действиями которых она не всегда согласна. Перед ней возникает выбор — делать по совести и оставаться изгоем либо следовать за компанией. Сюжет разворачивается в 1990-е годы, поэтому в постановке мелькают символы того времени — клетчатые холщовые сумки «челноков» и олимпийки.

Фото: «Три четверти». Соцсети театра

Спектакль «Шапку надень!» рассказывает автобиографические истории детей об одиночестве в семье. Название — своеобразный штамп родительской псевдозаботы. А в центре внимания зрителя побег подростка из «благополучной» семьи.

— При сборе реальных историй актеров общим знаменателем стала тема отсутствия настоящего интереса к личности ребенка. Среднестатистического родителя больше волнуют чек-листы про домашнюю работу, состояние здоровья и «правильных друзей», — говорят создатели постановки.

Фото: Худсовет / «ВКонтакте»

«Самый худший класс» — пьеса о месте человека в большой системе образования. При этом не все участвующие в постановке — актеры. Часть из них — простые горожане, у которых «накипело».

— Когда нет леса рук, но есть отчеты, когда балльно-рейтинговая система — эквивалент унижения, когда счастье — работать с детьми, когда сердце до сих пор болит за того мальчика, когда ты танцуешь с пятым классом под «Девочку Уэнсдей», когда экзамен — это проверка на человечность, когда школьные годы чудесные, когда взорванный унитаз — финал учебного дня, — описывают постановку авторы.

Фото: Юлия Каширина

В некоторых пьесах особое внимание уделяется принятию инаковости другого. В спектакле «Таракан» черные и рыжие тараканы ненавидят друг друга, однако все меняется, когда рыжий таракан влюбляется в черную тараканиху. Главный герой мелодрамы «Дикий» также отличается от всех: детеныш дикой утки страдает от непринятия своих домашних братьев и сестер, однако в конце покидает семью, чтобы обрести свободу.  

— Перед работой над спектаклем «Ничего такого» у нас было несколько встреч, где мы с актерами обсуждали моменты, которые у них болят. Для нас важно, чтобы спектакль был на острие, поэтому мы брали именно тех, чьи переживания созвучны теме постановки. Получилось так, что из 20 человек остались лишь шесть, — рассказывает режиссер театра Денис Кирилин.

Денис Кирилин. Фото: Евгения Кобеева / It’s My City

— Цели поставить спектакль на какие-то сложные темы у нас тоже никогда не было, скорее, это просто общая боль, — добавляет Таня. — Иногда в процессе обсуждения или постановки выясняется, что тема перестает волновать. Тогда мы отказываемся от постановки. Но есть и спектакли, которые живут уже много лет и продолжают нам откликаться. 

Например, в «Три четверти» очень круто показана фигура поддерживающих родителей, к которым не боятся обращаться их дети. Это большая роскошь для детей, можно по пальцам пересчитать тех подростков, кто не боится рассказывать о проблемах родителям.

«Основная масса ребят — дети с окраин»

В основной труппе театра актеры от 14 лет и старше. Все они занимаются бесплатно. Также у коллектива есть «подготовительный» состав — дети от 7 до 14 лет, но для них занятия платные. Среди актеров основного состава помимо школьников есть и студенты, и люди 35 лет. Многие из них совмещают театр с основной работой. 

— Я пришла в театр еще в 2012 году. Для меня это стало моей стабильной точкой. Росла вместе с ребятами в труппе, сейчас мне 25, работаю не в этой сфере. Я была бухгалтером, логистом, специалистом «Ростелекома». На самом деле, для меня работа, скорее, как хобби, а театр — это моя жизнь. Мне это очень сильно помогает, ты отключаешься от серьезного и взрослого мира, — рассказывает одна из актрис театра.

Фото: «Шапку надень!». Соцсети театра

Большая часть актеров — это дети, живущие на городских окраинах. Театру предлагали переехать с Уралмаша в центр, однако руководитель отказалась, так как не все смогут позволить себе добираться до места.

— Нам даже предлагали переехать в центр, но мы не согласились. Для нас важно закрепиться в Орджоникидзевском районе. Во-первых, центре и без того много театров, во-вторых, многие наши подростки не смогут финансово ездить на репетиции. Для меня очень важно, чтобы дети из репертуарного состава занимались бесплатно. Локация в Орджоникидзевском районе меня устраивает, хотя к нам ездят со всего города. 

Получается, что основная масса ребят — дети с окраин. Это, конечно, не специально, просто мы так сходимся по вайбу. Это можно сравнить с магазинами одежды: мы не «Стокманн», а «Баско Пати», — объясняет Таня.

Фото: Евгения Кобеева / It’s My City

В труппе театра встречаются разные дети. Некоторые из них традиционно считаются «хулиганами», однако на сцене раскрываются совершенно иным образом. 

— Одного мальчика из нашей труппы отчислили из школы в подростковом возрасте из-за плохих оценок. Его мама вместе с руководителем пытались помочь ему, так как боялись, что из театра он тоже уйдет. В итоге он не только не ушел, но и продолжил заниматься творчеством во взрослом возрасте, — вспоминает один из актеров театра.

— У моей дочери СДВГ. Сначала она ходила в театральный коллектив одной из районных школ искусств. Позднее их педагог сказала, что в театре должны заниматься только «нормальные дети». Решили сменить коллектив и пойти в «Игру», чтобы избежать дальнейших конфликтов, и не пожалели. Здесь их действительно принимают, а дочь без проблем играет в спектаклях, — рассказывает мама одной из актрис.

Отношения педагогов и актеров тоже дружеские. Дети не только обращаются к педагогам на «ты», но и празднуют с ними дни рождения.

— Мы спрашиваем актеров, как бы они сыграли эту роль или что бы они изменили. Только так получается искренняя постановка, — добавляет Денис.

«Почему вот этим всем надо ставить что-то плохое?»

Несмотря на сложные темы спектаклей, руководитель отмечает, что труппа почти не сталкивалась с хейтом. При этом многих коллег по цеху могут ругать даже за поцелуи на сцене.

— Я понимаю, что это в какой-то степени везение, потому что многие мои коллеги удивляются тому, что нам разрешают поцелуи на сцене. А у нас это почти всегда. При этом я вижу много спектаклей, где страсть лишь на словах, но это никак не выражается. Я не к тому, что нужно обязательно это делать, но зачем брать материал, на который тебе не хватает смелости? — рассказывает Таня.

Фото: Евгения Кобеева / It’s My City

В основном все зрители остаются довольны, однако некоторые родители тяжело воспринимают критику других родителей. Кто-то даже обвиняет театр в нагнетании и искажении реальности. 

— Когда у нас был показ спектакля «Шапку надень!», мама одного ребенка спросила: «Я одного не понимаю, почему вот этим всем надо ставить что-то плохое. Неужели у них нет успешных кейсов?»

Можно говорить о том, что мы негативим и говорим про «неудачные кейсы», а можно говорить, что мы принимаем ситуацию как есть и признаем, что в семьях есть такие проблемы, — заключает Денис.

Следующий спектакль «Игры» пройдет в на сцене театра «Провинциальные танцы». Зрителям покажут постановку «Приснежная страна». Билеты на нее можно купить здесь

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: