Гигантская толпа, звучит хардкор-панк с текстами про секс и наркотики, а подходишь через танцующую толпу к сцене, там молодые и стильные ребята, где один из солистов — школьник, который пьет лимонад и читает анекдоты между песнями. Именно так со стороны выглядит концерт группы «Два Обреза» из Екатеринбурга.
Однако коллектив запоминается не только эпатажностью, но и самобытной музыкой. В старых треках «Двух Обрезов» много хип-хопа, постиронии и стеба, переосмыслений детских историй участников группы и локальных пасхалок, понятных горожанам. В новых же альбомах группа экспериментирует с жанрами, а в текстах появляются дискуссии о смерти и вере, даже строчки о политике, экологических проблемах и пожарах в уральских лесах.
Сейчас в группе около восьми человек, но молодой коллектив «Двух Обрезов» постоянно обновляется. С основания в нем находятся Тема, сейчас ему 22 года, и его племянник Кирилл, которому только 13. Из-за несовершеннолетия одного из участников концерты «Двух Обрезов» часто представляет мама Темы, голоса родителей и друзей часто можно услышать и в их треках.
It’s My City пообщался с основным составом «Двух Обрезов». В местами ироничном интервью Тема Клмоу, Кирилл (Kir Cash), Даша Холографик и Юля (017292037q5485) рассказали о том, как пишут музыку, разобрали особенности всех альбомов коллектива, а еще объяснили, почему выступают под таким названием.
За организацию интервью благодарим бар «Нельсон Совин».
— Чем вы занимаетесь?
Кирилл: А отвечать надо честно или не очень?
Юля: Можешь отвечать так, чтобы подумали о тебе, как ты этого сам хочешь.
Кирилл: Тогда первая версия: вообще я карлик и мне 57 лет. Я очень стар, но в душе молод. Все потому, что автомат в моем кармане дает о себе знать. Вторая версия: я обычный школьник, с которым ничего особенного не происходит.
Юля: В общем, Кирилл — рэп-звезда. Для которого выступления и интервью — обычные будни. А я занимаюсь растениями, работаю в проекте Naturalist.fm садовницей и фитодизайнером.
Тема: Я занимаюсь музыкой. Группа «Два Обреза» — это музыканты, первооткрыватели новых жанров, просто хорошие люди, которые занимаются искусством.
Даша: А я не как Тема и воспринимаю музыку не как свою основную деятельность. Для меня это, скорее, прикол, фан. Я работаю в магазине винтажной одежды «Шувакиш» и делаю иллюстрации на заказ.
— Как появилась группа «Два Обреза» и почему у нее такое название?
Тема: В 2017 году мы с тремя друзьями из православной школы много времени проводили вместе, прикалывались. Тогда я пробовал делать музыку, а мой кореш читать рэп, и меня очень веселило, как он фристайлит. Так появился мой лейбл Shabash Records. Но делать музыку мы стали впятером, я сразу подключил ко всему своего племянника Кирюху, хотя ему тогда было всего шесть лет. Его треки все еще выходят под псевдонимом Kir Cash — сначала это была пародия на Tommy Cash. Кирилл сразу начал участвовать в написании текстов, но читать их поначалу ему было тяжело.
Кирилл: Еще бы, я вообще тогда еле читал. Я до сих пор помню, как на самых первых треках Тема мне шепотом надиктовывал текст, и это было даже в записи слышно.
Тема: Сначала все писали музыку под своими псевдонимами, а в 2018 году мы решили создать группу. Название «Два Обреза» мы с другом из православной школы Сеней (Джон Сеня МС) придумали, еще когда нам было по 10 лет. И, по сути, даже первый альбом стал одой нам десятилетним, когда мы писали смешной и детский рэп.
Тогда, в 2011 году, мой друг предложил назвать группу «Два ствола». Мы с его старшим братом посмеялись над этим, а его это обидело. И тогда он выдал еще одно название «Два Обреза», а мы снова рассмеялись. И вот когда спустя несколько лет мы начали серьезнее заниматься музыкой, я вспомнил о наших детских шутках и предложил назвать нашу группу именно так.
Даша: Забавно, но обычно многие думают, что название связано с обрезанием, а не с оружием, потому что у нас нет никакого криминала. Недавно созванивалась с бабушкой и она спросила: «Да кто у вас обрезанный-то?»
— Как окружающие реагировали на то, что вы играете в группе? Особенно ваши преподаватели в православной школе, ведь в текстах много про наркотики.
Тема: Когда мы учились в школе, никто из одноклассников и учителей не знал о том, что мы занимаемся музыкой. Хотя в тот момент мы даже выступали в Syndrome Bar. Анонимность получалось сохранять, потому что в нашей группе во «ВКонтакте» все выходило под псевдонимами.
Кирилл: А у меня одноклассники спалили, чем я занимаюсь, но я сам не особенно из-за этого переживал изначально: везде использую ник Kir Cash, и в группе, и в компьютерных играх, в которые играю с друзьями из школы. Слава богу, они знают пока только про Kir Cash, но не про «Два Обреза». И надеюсь, не узнают минимум до десятого класса. Рассказывать в школе о том, что пишешь музыку — это зашквар.
Тема: К тому же в нашей музыке полно мата. Кирилл хотя бы учится в обычной гимназии, а мы окончили православную школу, где к этому точно отнеслись бы очень строго, если бы узнали.
Даша: Я понимаю, почему и Кирилл сейчас не рассказывает одноклассникам о том, чем занимается. В школе очень токсичная среда, где тебя легко могут обидеть ни за что.
— На ваших выступлениях часто можно увидеть маму Темы. Как вышло так, что родители подключились к вашей музыке?
Тема: Во втором альбоме «Смерть в цыганском поселке» мы задействовали больше людей, чем наш костяк из православной школы. И именно после этого альбома многие прониклись нашей музыкой, мы часто стали выступать на разогреве у разных рок-групп в Syndrome Bar.
В записи участвовали восемь человек, включая моих родителей. Все потому, что я привык везде звать всех знакомых, так и Кирюха стал участвовать в создании музыки с шести лет.
Мамин голос звучит в начале некоторых треков, я попросил ее сделать записи в стиле объявлений, которые звучали в музыкальной программе «Ринг». А папе я предложил прямо зачитать с нами рэп. Сначала он отказался, но мы все равно написали ему текст. Затем записали на диктофон, как он его читает, когда тот просто сидел дома на диване. Пришлось нарезать каждую строчку, чтобы она попадала в бит, и при этом он звучал лучше всех остальных. Вышло отлично, потому что он очень красиво настроил голос.
Мама нас очень поддерживает и вовлекается в то, что мы делаем. На многих концертах она представляет нашу группу или иначе участвует в выступлениях. Кириллу сейчас 13 лет, и без присутствия взрослых его никуда не отпускают. Поэтому моя мама — его ответственное лицо.
Кирилл: Да, родственники нас поддерживают, но иногда предлагают начать делать музыку как Егор Крид и поехать на «Голос.Дети».
— Почему состав группы «Два Обреза» менялся и обновлялся несколько раз? Если говорить о нынешнем костяке, то с основания в группе находятся только Тема и Кирилл, затем присоединилась Даша, недавно добавилась Юля и еще есть пять человек, которые играют на инструментах.
Даша: Мы думаем, что на группе проклятие. После каждого нового релиза из группы кто-то уходит, а после каждого концерта закрывается какое-то заведение. В Москве уже трижды спустя какое-то время закрывались площадки, где проходили наши концерты. Поэтому нам даже страшно выступать в Екатеринбурге, в городе и так всего три площадки, где могут выступать местные группы.
Я в группе уже четыре года. В 2019 переехала из Челябинска в Екатеринбург и познакомилась в «Тиндере» с одним из участников первого состава. Затем мы начали общаться с Темой и много проводить времени вместе. И ему невозможно отказать, если он чего-то хочет. Поэтому, когда однажды он попросил меня записать одну строчку для нового трека, я сначала долго ломалась, но в итоге согласилась. Так все и началось.
Рэп мне долгое время вообще не нравился. Я была рокершей, а рэп казался чем-то низменным и примитивным. А потом оказалось, что это прикольная возможность накладывать на музыку свои тексты. Я еще со школы писала стихи, а когда мы попробовали переложить их на музыку, вышел и не рэп вовсе.
— Я впервые услышала вас в конце 2022 года на дне рождения екатеринбургского бара «Нельсон Совин». Тогда во время вашего выступления управляющий бара Алексей Кадочников рассказал, что ради вас в баре поставили барабаны, хотя обычно на такое не соглашаются, потому что соседи часто жалуются на шум. Больше всего сыграл эффект неожиданности: в баре гигантская толпа, звучит хардкор-панк с текстами про секс и наркотики, а подходишь через танцующую толпу к мини-сцене, там молодые и стильные ребята, где один из солистов — школьник, который пьет лимонад и читает анекдоты между песнями. И все вместе это как невероятно смешная постирония.
Кирилл: На том концерте мне респектовали ровесники моего отца. Кто-то подходил и спрашивал: «Моему сыну столько же, почему он так не делает? Расскажи, в чем секрет?» Кто-то спрашивал, не хочу ли я стать их сыном.
Тема: Не скажу, что мы прочухали, как стать успешными, но кажется, на аудиторию работает наш резонанс. В текстах и посыле Кирюхи нет никакой чернухи, все приколы с цензом 6+. Но мы чувствуем, что люди о******* (удивляются — прим. ред.), и это круто.
У нас сразу было много мемов, которые до сих пор остаются особенностью нашего творчества. Но за время существования группы я стал серьезнее подходить к музыке: если в первых песнях один семпл мог звучать в течение двух минут, то теперь я мечтаю организовать в «Колизее» наш концерт с оркестром.
Сейчас мне хочется больше сфокусироваться на создании интересного звучания. В этом смысле наш первый и последний альбом вообще нельзя сравнивать не только из-за музыки, но и из-за текстов. Например, в одном из первых треков были строчки: «Я дрочу каждый день. Я дрочу каждый раз. Моя жизнь, как конча, улетает в унитаз». Все потому что мы хотели создать образ школьников-гангстеров.
И у нас это получилось благодаря текстам про кучу денег и девчонок, братву из черных мужиков и косяки, как, например, в треке «Моя мама курит блант». Мы смеялись, дружили с разными рокерами и вместе высмеивали рэп. Об этом весь наш первый альбом «Сусла».
Тогда же мы пришли к эстетике роликов 2011 года, где герои ведут себя как Снуп Дог, но на российском фоне с серыми панельками и грязным снегом. Так по угару у нас стали выходить видео в такой же эстетике, на веб-камеру и под музыку с мобильного. Из-за диссонанса это все выглядело как до смешного плохой перевод на русский язык. И нам нравилось, в таком диссонансе и созданы первые три альбома.
Затем в альбоме «Клмутые» мы ушли в русскую эстетику. Все потому что состав группы поменялся, тогда все участники слушали «АК-47» и что-то в этом стиле, поэтому решили сами делать такую музыку. И тогда это стало не пародией, а вдохновением: в альбоме «Клмутые» мы из школьников превратились в пацанов с района. Хотя выглядели мы как панки и лютые джанки, а не гопники.
Само название появилось, потому что один из сооснователей группы Джон Сеня МС постоянно говорил: «Клмоу, клмоу, клмоу». Я даже не знал, что это значит, мне нравилось, как это звучит. И вот когда мы выпустили альбом, он меня спрашивает, а знаю ли я, что это хотя бы значит. И оказалось, что это сокращение kill them all — «убей их всех». Мне очень понравилась такая история обретения смысла, поэтому слово стало частью моего псевдонима.
Даша: Недавно мне случайно попался ремикс на трек «Кубометр сознания» из альбома «Клмутые». И я просто офигела. Там только мой голос и одна фраза: «Хочешь чай — попой покачай». С этим связана история. Когда мне было пять лет и играла в игрушки, в комнату зашла мама и спросила: «Хочешь чай?» Я кивнула, а она ответила: «Попой покачай». И я начала тверкать, это мне помогло достичь чая. Как-то в разговоре мы это вспомнили и решили добавить такую строчку, чтобы приколоться.
— Последние два альбома «А ты бы смог?» и «Мертвецы историй не рассказывают» отличаются от вашей предыдущей музыки. В них меньше рэпа и больше серьезных текстов. Например, в последнем альбоме есть строчка «горит уральский лес», связанная с пожарами, которые были летом. Как произошли эти перемены?
Тема: После альбома «Клмутые», который вышел в 2021 году, меня з***** (утомил — прим. ред.) рэп. Я от него устал, больше не мог его переваривать, начал уходить в электронную музыку, экспериментировать с жанрами и совмещать несовместимое — получалось прикольно. Поэтому наш предпоследний альбом «А ты бы смог?» получился более инструментальным и сделан в жанре джангл. А еще это наш первый альбом с концепцией. Он посвящен жизни после смерти в digital-пространстве.
Даша: А еще этот альбом во многом основан на творчестве Дмитрия Гайдука (украинский писатель, фольклорист, автор популярных циклов «Энциклопедии конопли», «Растаманские народные сказки» и многих других — прим. ред.). Мы вместе читали его сказки, пропускали через себя всех персонажей и в целом его мифологию. И мы с Темой тогда проводили много времени вместе, обрастали общими приколами и строили стены из интерпретаций. Мы будто сами жили в мифе.
Тема: Еще мы тогда вместе смотрели сериал «Ранетки» и заметили в нем деталь, которая послужила основой одного из треков. Расскажу на примере, который запомнил. В какой-то серии одна из героинь говорит: «Хочу рыбу». Потом развивается какой-то не связанный конкретно с этим сюжет. А в конце показано, как какие-то другие персонажи едят рыбу. И такая концепция повторяется из серии в серию. Так появился трек «Что такое круг Ранеток», в основе которого наша идея о том, что кто-то постоянно хочет нам что-то сказать и дает знаки.
И как раз экологическая тема в текстах Кирилла тоже начинается в альбоме «А ты бы смог?». Его трек «Вода» говорит о смерти планеты от рук человека.
Кирилл: Это крутой альбом, но тяжело объяснять его смысл кому-то, кто сильно старше нас. Например, когда альбом «А ты бы смог?» только вышел, мой прадед (Темин дед) спросил, чему посвящен мой новый трек. И когда я ответил, что проблемам экологии, он спросил, а зачем нам об этом делать музыку. Ну, я думаю, что он просто слишком крутой, чтобы разбираться в экологических проблемах. (речь о Козине Владимире Зиновьевиче, докторе технических наук, профессоре, декане горно-механического факультета, заведующем кафедрой обогащения полезных ископаемых Уральского государственного горного университета — прим. ред.).
Тема: А вышел альбом «А ты бы смог?» 22 февраля 2022 года, поэтому мы точно думаем, что на нас проклятие. И как бы мы ни вкладывались в создание альбома, было стыдно его продвигать на фоне происходящего. Тем не менее именно после этого альбома нас стали лучше замечать не только в Екатеринбурге, мы регулярно начали ездить с концертами в Москву.
Юля: Я присоединилась к группе в 2022 году как раз после выхода альбома «А ты бы смог?». Для меня это был очень тяжелый период, потому что в тот момент из города уехали почти все мои друзья. Но тогда мы познакомились с Темой. Я до этого знала о ребятах, мне нравилось их творчество и хотелось с ними подружиться. Сначала я нарисовала обложку для сольного альбома Кирилла, потом Тема очень естественно позвал записаться в новом треке и написать часть текста. Мы похоже смотрим на мир.
Еще у всех нас похожий вкус. Однажды я нашла альбом в группе во «ВКонтакте», где было всего 20 подписчиков. И он мне очень понравился. Сначала я вообще подумала, что это зарубежный проект, а когда услышала русские вставки, то подумала: «Вот же москвичи, умеют делать классную музыку». Почему-то сразу решила, что это сделали какие-нибудь классные московские ребята, с которыми я никогда не смогу познакомиться. А потом, когда мы с Темой подружились, то я показала ему эту музыку. И оказалось, что это его проект.
Тема: У всех нас даже визуальная картинка одинаковая. Мы очень круто одеваемся, задаем моду в Екатеринбурге и прививаем горожанам вкус. И с последним альбомом нам удалось прийти к звучанию, которое мне нравится, а до этого испытывали кринж, когда слушали самих себя.
Кирилл: Но и приколов у нас все еще много. Мне нравится история трека «Избранный», который вышел в 2023 году совместно с Tremakasi. В день записи я шел после школы, где получил двойку за диктант по русскому языку. Прихожу домой, Тема предлагает послушать текст, я соглашаюсь. И там первая строчка: «Диктую училке диктант, мой dick — мутант». И я подумал, как можно было угадать так то, что со мной сегодня произошло?
Тема: Да, это угарный трек, как дань уважения нашему прошлому. Он начинается с фразы «Все меня хотят», и она стала манифестом наших перемен.
— Музыку группы «Два Обреза» пишет Тема, а как идет работа с текстом? И кто отвечает за ваше продвижение, менеджмент?
Тема: Обычно сначала у кого-то появляется идея. Например, у Кирилла есть сольный трек «Темнота», импульсом к созданию которого стало то, что он подошел ко мне и сказал: «Я боялся темноты, но теперь темнота боится меня». Получился трек на злобу дня, как и весь альбом «Дженерейшн оф дум». Иногда кого-то на текст может вдохновить сама музыка. И в итоге всегда получается работа нашего коллективного разума, где совмещается чья-то идея, обрывок разговора, стих и прочее.
Я записываю каждого отдельно у себя дома, а вместе получается встречаться на репетициях. Мы уже давно не собираемся вместе, чтобы писать музыку. Толку от этого не будет — начнется хаос. Каждый пишет своего героя и делится своей точкой зрения. Например, в последнем альбоме «Мертвецы историй не рассказывают» есть «Сгораю», который посвящен чувству Бога. И в нем у каждого из нас своя позиция — кто-то в него верит, кто-то нет, а кто-то верит во что-то еще. И мы в дискуссии друг с другом, где при этом все хорошо сочетается, даже ангельский голос Юли и депрессивные тексты Даши.
Даша: Полемика идет сразу в нескольких треках последнего альбома. Например, когда мы работали над «Национальным гимном пацанов», Тема написал мне о том, что хочет сделать трек про том, что все пацаны хотят умереть. В итоге там есть и моя часть, но она кажется противопоставлением всему, что говорит в своем тексте Тема. И такого никто не ожидал, но сработало хорошо.
У последних наших альбомов есть концепция, но это получалось незапланированно. Не было такого, чтобы мы собирались перед работой и решали: «Сегодня мы поговорим о смерти». Просто мы живем и под впечатлением от каких-то событий пишем музыку.
Тема: Вообще наш последний альбом «Мертвецы историй не рассказывают» — самый серьезный из всего, что мы выпускали. Наши прошлые альбомы держатся на ностальгии, постоянных отсылках к детству и приколам из того времени. А новый — про эклектику, постмодернизм, готику и православие.
Например, в последнем альбоме много отсылок к шансону — Михаилу Кругу, «Бутырке». Или еще у меня есть отсылка к Каме Пуле, потому что у него очень смешная философия: «Остановись или твоя остановка будет последней». Это очень старый прикол, который я нес через всю православную школу, а в новом альбоме процитировал в нескольких треках.
После каждого нашего релиза я говорю, что группа «Два Обреза» распадается, потому что мы устаем друг от друга и от работы. А если никакого отклика нет, то начинается этап, когда я задаюсь вопросом, зачем все это делать. Но в ближайших планах выпустить клип на трек «Не увидим солнца» из последнего альбома, а еще его вторую часть. Я верю, что мы скоро станем звездами и будем жить в Париже.
Даша: На самом деле, хочется выступить где-то в Европе и добраться до тусовки релокантов. Кажется, что среди них очень много близкой нам аудитории.
Кирилл: Да, в этом году мы поняли, что вышли на новый уровень. Ну, во-первых, на нас подписался Петар Мартич (основатель групп «прыгай киска» и «Пасош» — прим. ред.). А во-вторых, на наш московский концерт приходил Гоша Рубчинский (дизайнер уличной одежды одноименного бренда — прим. ред.).
Тема: Долгое время Юля занималась менеджментом группы, но ее контакты ограничены. Поэтому последние полгода у нас менеджер со связями Миша Иванов. И теперь мы хотим покорять мировую сцену. А в Екатеринбурге у нас нет каких-то конкурентов: мы меняем звучание с каждым альбомом, нас узнают, а кто-то даже нашел место, где мы живем, и сфоткался с нашим домом.
— Вы планируете уезжать и быть не уральской группой, а «группой мира». При этом многим екатеринбуржцам вы полюбились именно из-за отсылок к локальным местам, свердловской идентичности. Вас даже представляют часто с акцентом на этой локальности, как «Два Обреза» из цыганского поселка.
Тема: Сначала мы просто писали о том, что с нами происходит. Так в текстах невольно оказался екатеринбургский контекст. И это очень срезонировало с горожанами. Например, мне несколько раз говорили о том, что трек «Кировский» — это гимн Екатеринбурга. После этого мы специально начали оставлять небольшие отсылки в каждом треке с названиями улиц и районов города. К тому же с этим просто придумывать рифмы. Но это все прошлые мы.
Недавно мне написали с наставлением «продвигать и дальше культуру Урала». И я подумал, а мы-то тут при чем. Сейчас мне кажется, что мы отходим от титула «уральской группы».
Юля: Мир вокруг нас меняется, и мы тоже. Границы размываются, а мультижанровость теперь везде. Даже мода больше не цикличная, все берут элементы из разных эпох и всячески комбинируют. Мы то же самое делаем в своей музыке.
Даша: Но мы не хотим отказываться от нашей локальной идентичности или отрицать ее. Скорее, пока мы находимся в Екатеринбурге, город в любом случае будет каким-то образом оказываться в нашей музыке. Например, мы уже упоминали строчку из последнего альбома: горит уральский лес. Она не могла бы не появиться в тексте, мы ведь неделями ходили по задымленному городу, будто переживали апокалипсис. В таком контексте было трудно не задуматься о происходящем и не вставить в свое творчество. Все зависит от окружающей среды.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.