Группа «внимание брусника!» знакома горожанам по выступлениям на уральских фестивалях и в маленьких барах. Однако в 2023 году ребята вышли из разряда местечковой группы: выступили на крупнейшем независимом фестивале России «Дикая мята», записали фит с группой «Перемотка» и сняли душевный неофициальный гимн Екатеринбургу.
It’s My City встретился с солисткой и основательницей группы Соней Брусникой и выяснил, планирует ли коллектив переезжать из Екатеринбурга, отличаются ли артисты с Урала от других российских музыкантов и боятся ли они стать «нежелательными артистами».
«В названии группы отразился имидж — детскость и спонтанность»
— Соня, как ты начала свой музыкальный путь?
— Петь и говорить я начала в одно время. Помню, мне было года три, я сидела на заборе и пела песенку солнышку, которую придумала на ходу. Потом мама повела меня в школу искусств, я пробовала ходить на все направления, но выбрала музыку.
Я из Тавды, проучилась первый класс в школе и наша семья переехала в Екатеринбург. Здесь я пошла заниматься в Театре эстрады. Однажды меня позвали на кастинг на главную роль в спектакле, я его прошла и стала актрисой. С тех пор занимаюсь и тем, и другим.
С 13 лет я писала песни и это творчество всегда было «в стол». Как-то одноклассники подарили мне укулеле, я стала писать еще и музыку.
Однажды я познакомилась с Тарасом из группы «Сова». Мы подружились, я кидала ему свои демозаписи, он говорил, что это круто и их стоит выпускать, тогда я и начала действовать: записывала песни на камеру и выкладывала в свою группу во «ВКонтакте».
Когда мне было 16, я написала пост, что хочу найти барабанщика, гитариста и бас-гитариста. Филя, наш басист и автор музыки, следил за моим творчеством и как-то написал: «Привет, у нас есть группа Snowbox, хотим двигаться куда-то дальше, нам нравится, как ты поешь, давайте сделаем новую группу». И я без раздумий согласилась.
— Откуда пошло название группы? При чем здесь брусника?
— В 2016 году я гуляла по центру с подружками, увидели надпись «Брусника» на здании на Малышева, сделали по приколу фото. После этого меня все стали называть Соня Брусника. Мне понравилось, как это звучит, решила использовать и в названии группы.
В 2021 году мы готовили наш первый альбом, нужно было назвать группу, я сначала хотела назвать «Соня и Брусники», но нам не понравилось. Решили добавить слово «внимание» и все стало супер. Так в названии отразилась наша часть имиджа — детскость и спонтанность.
Очень смешно, что два участника группы сейчас работают в компании «Брусника», но это просто совпадение. Вот так эта лесная ягода пришла в нашу жизнь.
«Уральская музыка ассоциируется с серым колючим свитером»
— Кем ты вдохновлялась в начале пути? Были ли среди них уральские группы?
— В начале своего пути я очень вдохновлялась иностранными исполнителями: Declan McKenna, Гарри Стайлс, Леди Гага. У каждого из них большая команда, поэтому и мне хотелось творить не в одиночку, а в группе.
При этом еще со школы у меня был жуткий интерес и ко всему местному, уральскому. В 7-9 классах я слушала «Обе две», «Сансару», «Курару», OQJAV. Мне было приятно знать, что рядом со мной есть люди, которые поют про знакомые вещи.
Как мне кажется, у уральской сцены есть своя специфика. Это такая серость, но она не про скуку.
У меня уральская музыка ассоциируется с серым колючим свитером. Он такой дедовский, пахнет махоркой, в нем холодно, непонятно, зачем ты его носишь, но он такой свой. При этом он уникальный, сделанный своими руками, там и особые крапинки, и какие-то другие вплетения.
Когда я слушаю OQJAV, всегда вспоминаю свое детство в Тавде — бесконечная земля, трава, деревья, что-то очень приземленное, куда очень вписывается тот самый дедов свитер.
— А откуда этот «свитер» берет истоки?
— Мне кажется, что это идет от Свердловского рок-клуба. «Чайфа» и «Наутилуса Помпилиуса». Современная сцена конечно же многое от этого взяла. При этом ребятам из «Сансары» и «Курары» в то время полностью открылась заграничная сцена, откуда они привнесли что-то новое.
— С уральской группой «Перемотка» ты записала фит, ставший очень популярным в соцсетях. Кто первый предложил посотрудничать?
— Мне написал басист и аранжировщик «Перемотки» Гена и сказал, что ему понравилась наша песня «Медведь». Потом через год или два он написал мне с тем, чтобы позвать меня в альбом, я согласилась.
Я кинула ему одну песню, записанную на диктофон, но он ничего особо не ответил и снова пропал на год. Я уже и не думала, что что-то получится. Скинула эту наработку другой питерской группе, им понравилось, решили делать фит вместе с ними.
Как-то случайно встречаю менеджера «Перемотки». Между делом он сказал, что у нас вышла классная песня. Я начала переспрашивать, мол, а какая? Он говорит, что Гена в итоге сделал фит, хотя нам ничего не сказал. Не сказать, что меня это обидело, но просто удивительно, как из одной записи на диктофон айфона получился хороший трек.
Пока других предложений о сотрудничестве нам не поступало. Однако если пофантазировать, то мне хотелось бы записать фит с Тосей Чайкиной. Мне кажется, что мы похожи в музыкальном стиле. Несколько лет назад я ходила на ее концерт в Екатеринбурге в каком-то задрипанном клубе, там ее никто не знал, разве что некоторые пели трек «В сердце бахнули стрелы». В итоге я одна из зала пела ее другие песни, она это заметила и поблагодарила. С Сироткиным тоже было бы круто спеть, но они очень редко делают фиты. И с Билли Айлиш…
— И еще немного об Урале. Недавно группа записали клип на песню «Развлечение», который посвятили Екатеринбургу…
— Инициатором съемок была девелоперская компания «Атом». Они обратились к Red Pepper Film, чтобы те помогли снять музыкальный фильм городу на 300-летие. Режиссер клипа Максим Якимов долго искал подходящую песню. В итоге он написал нескольким группам — «Сове», «Шарташу», ну, и нам.
Мы предложили несколько песен на выбор, однако ничего из написанного не соотносилось с городом.
А я со школы мечтала, чтобы меня сняли именно Red Pepper Film. Тогда поняла, что не могу упустить шанс, вечером села писать новую песню, а к утру она была готова. Тут же скидываю режиссеру новую запись, а Максим пишет: «Клево, берем вас». На следующий день мы собираемся с ребятами, пишем музыку в очень сжатые сроки: за неделю слепили демоверсию для съемок клипа, а итоговая песня вышла через месяц.
Во время съемок все сложилось просто идеально. Была и погода хорошая, и команда, и локации, в такой любви не могло родиться что-то плохое. Мы все постарались вложить накопленную за долгие годы любовь к городу. Было очень приятно видеть наш клип в новостных пабликах и репостах горожан.
«Я всегда я пишу о себе»
— Все твои тексты метафоричные. При этом чаще всего они связаны с личными переживаниями лирического героя. Ты намеренно отходишь от каких-то социальных тем или просто «оно само»?
— У меня никогда не получалось разговаривать на какие-то остросоциальные темы, потому что я не чувствую в себе авторитета. У меня есть личное мнение, но оно не ново, это совсем не то, что я хочу нести людям. Я всегда пишу о себе, что случилось в жизни, что болит. Мне повезло, что людям откликаются мои переживания, они узнают в этом себя.
Если честно, я долго пыталась, как условная Монеточка*, начать выдавать что-то такое, но у меня не получается говорить о социальных проблемах. Какой смысл об этом петь, если есть люди, которые поднимают эти вопросы лучше?
— Кстати про Монеточку*. Сейчас многие артисты оказались нежелательными в стране во многом из-за их личной позиции. Их концерты отменяют, их объявляют «иноагентами». Что ты чувствуешь по этому поводу?
— Я очень боялась за ребят из нашей группы, когда началась мобилизация, но никого тогда не призвали. В сентябре 2022 года один человек из нашей команды уехал, мы взяли на его место нового. Потом он вернулся и теперь нас пятеро, а не четверо.
Пока я понимаю, что нам ничего не угрожает, все равно мы еще не той величины. При этом порой непонятно, что может стать причиной отмены концерта или того, что против нас кто-то ополчится. Пока что мы поем песни про школу и личные трагедии, надеюсь, это не станет чем-то запретным спустя время.
— «Я боюсь цифр и людей, они могут быть вкусными. И я все еще не знаю, черт возьми, как поймать себя?» — пела ты два года назад. За эти два года в твоем понимании себя, куда стоит двигаться, как жить дальше, что-то поменялось, появилась определенность?
— В силу возраста раньше многие ситуации казались мне концом света. Я все еще боюсь цифр и людей, но чуть меньше. Единственное, чего я боюсь — боюсь бояться. Страхи остались, но я стараюсь их контролировать. Строчки эти будут актуальны всегда, не случится такого момента, когда я скажу, что это не так. Жизнь заставляет тебя быть матерым, но никто не говорит, что страх магическим образом исчезает. Просто ты приспосабливаешься.
«В Москве ты никто в толпе таких же никого»
— Каким ты видишь свое дальнейшее развитие? Планируешь ехать покорять столицу или останешься здесь?
— У меня были идеи поступить в школу за границей, типа я крутая. Но в итоге я поступила в театральный колледж в Екатеринбурге, чему рада.
Сейчас мы готовимся к переезду в столицу, однако пока у меня странные эмоции по этому поводу. В Москве ты никто в толпе таких же никого. У меня ассоциация с коровами, которые пасутся в огромном поле, хотят зайти в стойло, а его нигде нет.
Я думаю, Екатеринбург тоже большой город-миллионник, но он ощущается огромным двором. Ты пойдешь гулять по центру и в ста процентах случаев кого-то встретишь, сходишь в гости. Вообще всегда, когда я выхожу из дома в Екатеринбурге, у меня есть чувство, что меня ждет безопасное приключение.
Я не хочу уезжать из Екатеринбурга, но переезд в столицу воспринимаю как очередной этап жизни. Я уверена, что это точно не навсегда, я хочу знать, что город будет стоять и ждать меня. Я бы не хотела рожать детей в Москве, если такое случится, приеду рожать в Екатеринбург.
Мы много ездили на фестивали и концерты этим летом, поэтому времени для работы над альбомом почти не было. Сейчас мы работаем над синглами, неделю назад вышла песня «Развлечение», осенью выйдет трек «Пари». Пока мы заняты организационными моментами в плане промоушена.
«Еще одна уральская черта — топить за команду»
— Какой ты видишь себя через 10 лет? Что для тебя будет считаться успехом?
— Я никогда не думала, что мы станем популярными, даже такими, какие мы есть сейчас. То, что сейчас происходит — уже «вау». Это не моя прихоть или школьная группа — это настоящий проект. Для нас будет успехом даже то, что мы не разругались и не распались. А вопросами популярности пускай занимается продюсер.
Кстати, как по мне, это еще одна уральская черта — топить за команду в первую очередь. Для нас важно быть не просто артистами, а друзьями. На этом и хочется построить наш успех.
*Власти считают ее «иностранным агентом»
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.