Исследователи Екатеринбурга Алексей Шахов и Михаил Вербицкий объявили о запуске сразу двух больших проектов. Они развивают креативное пространство «Вода и Завод» на берегу Верх-Исетского пруда и хотят сделать район привлекательным для прогрессивной молодежи. А еще недавно выкупили студию подкастов «Послушайте», чтобы превратить Екатеринбург в столицу подкастов.
Ребята уже могут опереться на аудиторию, которая относится к ним с доверием: у обоих есть бэкграунд в журналистике, оба зарабатывают на экскурсиях и лекциях. Шахов давно и прочно ассоциируется со стрит-артом, а Вербицкий изучает историю города 1990-х и 2000-х годов. Но достаточно ли этого для того, чтобы успешно воплотить намеченное?
It’s My City встретился с Михаилом и Алексеем и выяснил, для чего городу нужно еще одно креативное пространство, чем оно может быть похоже на питерский «Севкабель Порт», не помешает ли местным жителям и насколько смелыми нужно быть, чтобы в нестабильное время запускать подобное.
«Люди нуждаются в фестивале, который не будет типичной попсой на Плотинке»
— Леша, ты исследуешь стрит-арт, а Миша популяризирует современную историю Екатеринбурга. И вдруг вы заявляете, что хотите развивать городское общественное пространство на ВИЗе и сделать там креативный кластер. Как вы к этому пришли?
Шахов: После распада The Village в Екатеринбурге (Издание закрылось в марте 2022 года, тогда его заблокировал Роскомнадзор из-за распространения ложной информации о военных действиях. Команда медиа провела ребрендинг и запустила локальное лайф-стайл медиа «Чойс» — прим. ред.) мы очень долго плакали с Мишей. Хотели и дальше продолжать работать друг с другом.
Вербицкий: Распад The Village… Ощущение, будто ты говоришь про Советский Союз.
Шахов: Есть такое. В общем, до истории с запуском общественного пространства мы хотели запустить портал о туризме на Урале. Мы же оба рассказываем про Екатеринбург, у нас есть для этого все компетенции. Хотели не делать переписки с других сайтов, а разрабатывать крутые авторские маршруты. Однако нам постоянно отказывали в грантах. Приходили ответы типа: «Ребят, а зачем вам деньги? Просто делайте». Да и в повестке, грубо говоря, были другие проекты. В общем, не особо вышло.
Вербицкий: В 2022 году одно из городских изданий нам сделало предложение: мол, вы с Лешей такие движовые, организуйте фестиваль уральской идентичности, у нас есть деньги на то, чтобы покрыть расходы. В итоге никаких обещанных денег нам не дали. Возможно, их вообще даже и не было, фестиваль тоже не состоялся.
В марте этого года мы подумали, что к 300-летию Екатеринбурга в городе нет мероприятий, которые могли бы понравиться нам и нашему поколению, прогрессивным горожанам. Они нуждаются в фестивале, который не будет типичной попсой на Плотинке.
С этой мыслью мы пошли к Саше Козлову, бывшему владельцу студии подкастов «Послушайте!» и ведущему подкаста «Уральский энтузиаст». Он поддержал нашу идею и предложил помочь в организации фестиваля «ВИЗ-00». Позднее инициатива переросла в создание креативного пространства.
«Хотим сделать что-то типа „Севкабель Порта“ в нашем городе»
— Почему для этого вы выбрали ВИЗ, а не условный Шарташ? Какую роль здесь играет сам микрорайон?
Вербицкий: Изначально мы не хотели проводить фестиваль на ВИЗе, а рассматривали три площадки в центре. В том числе хотели организовать большой фестиваль на Вайнера.
Шахов: Под светящимся карнизом Симановского…
Вербицкий: Тогда карниза еще не было. Именно Саша Козлов подсказал нам, что ВИЗ — крутая, неисследованная территория. До нас это место пытался развивать Коля Паньков, предприниматель и организатор кругосветной парусной экспедиции «Уральский меридиан», он уже год-полтора проводил движухи с яхтами, йогой и вечеринками. Наш совместный проект нашел поддержку у руководства губернского яхт-клуба «Коматек».
Шахов: И мы решили, что хотим сделать что-то типа «Севкабель Порта» (арт-пространство в порту на Васильевском острове Санкт-Петербурга — ред.) в нашем городе. Поговорили с теми, кто до нас пытался развивать территории, с представителями креативных кластеров.
Вербицкий: И решили, что ключевая точка этого года — заявить о себе и провести фестиваль. Также рассматриваем возможность проводить что-то и зимой, но пока нет точной информации.
Шахов: Ну, если наши яхты станут ледоколами, конечно…
Вербицкий: Пока наш проект — поп-ап-пространство, но есть планы, в том числе на получение своего помещения. В дальнейшем надеемся, что там будут офисы, кофейни, рестораны.
— Не кажется ли вам, что «креативный кластер» — уже избитая формулировка? Куда ни глянь, везде делают кластеры. Чем ваш проект будет отличаться от других?
Шахов: Не могу согласиться с этим. Креативные кластеры можно пересчитать по пальцам одной руки. «Домна», старая команда «Дома Маклецкого» (имеет в виду Фонд городских инициатив, бюро «Плотинка» и сообщество «Открытый консорциум», которые размещались в «Доме Маклецкого», а потом переехали в ТЦ Sila Voli — прим. ред.), «Л52», Ельцин Центр… Все эти креативные проекты интересны прогрессивным горожанам.
Но мы учитываем и другие критерии, в том числе расположение на открытом воздухе и близость к истории Екатеринбурга. У нас крутая локация, историческая плотина, от которой буквально оторвался весь город. Есть яхт-клуб, с которым можно проводить спортивные мероприятия и не только.
— Тут можно вспомнить и креативный кластер «Лето на заводе», где также уделяется большое внимание исторической части завода…
Вербицкий: Да, можно вспомнить и его. В целом это похожие проекты. Но я, как целевая аудитория кластера, не готов ездить в Сысерть несколько раз в год. Также я знаю, что организаторы там сталкиваются с недовольством местных из-за шума и наплыва туристов. Очевидно, что наш проект выгоден с транспортной точки зрения, да и у местных он не вызовет возмущений, так как кластер находится в Екатеринбурге, где всегда шумно.
«У нас два разных ВИЗа. Один из них с батутами, кальянами и прочими прелестями»
— А с местными жителями по поводу создания пространства вы общались? Действительно ли им нужен этот кластер? Вдруг их устраивал тихий пруд около дома.
Вербицкий: С резким негативом в нашу сторону мы не сталкивались, но надо понимать, что территория яхт-клуба использовалась и для других шумных мероприятий — корпоративов и выпускных. Кроме того, все наши активности заканчивались по закону до 23:00. А вообще у нас есть два разных ВИЗа. Мы действуем на частной территории клуба «Коматек», где все более-менее цивильно. А есть пляжный ВИЗ с батутами, кальянами и прочими прелестями.
Шахов: Да, пляж рядом тоже не тихий. Он кажется таким разве что на фото. Там и колонки с музыкой, и ор. Вообще не понимаю, как этот индустриальный младенец там спит (имеет в виду паблик-арт-объект фестиваля «ЧО» «Индустриальный младенец» — прим. ред.).
Вербицкий: Мы не проводили исследование, сейчас у нас и нет задачи комплексного развития территории, но это наш следующий шаг. Мы знаем, что у жителей есть потребность в хорошей благоустроенной набережной. Мы видели проекты по переориентации пространства завода и благоустройства территории от программы городского развития «Архитекторы.рф», где в ходе разработки проекта были фокус-группы с горожанами. Будем ориентироваться на них.
Также очевидно, что на ВИЗе есть проблемы с едой и заведениями. Там мало кафе и ресторанов, которые могли бы войти в подборки СМИ. Наше решение — фуд-корт во время фестиваля, который мы сделаем. В будущем кластер также решит эту проблему: появятся стационарные точки питания.
— На фестиваль «ВИЗ 00» вы поставили планку посещаемости более 10 тысяч человек. Как вы собираетесь привлечь такое большое количество людей на мероприятие?
Вербицкий: Какой будет наша концепция? Каждый элемент нашего фестиваля будет переосмыслен. Это не будет классический маркет или классический завтрак, к каким мы привыкли на фестивалях. Программу проанонсируем в начале июля.
Мероприятия будут длиться один день с утра до вечера, мы его делим на три части: утро, день и вечер. Утром гостей будет ждать кино под открытым небом, завтрак, йога на воде и диджей-сеты. Днем на берегу начнется основная программа с лекциями, паблик-токами, мастер-классами и ярмаркой. Лекторы также будут приглашенные, потому что нам важно, чтобы мы не варились в собственном соку. Вечером нас ждет кульминация с локальными артистами, выступлением хедлайнера, прогулками на яхтах. Также мы планируем афтерпати с мини-рейвом на острове пруда.
Вход на мероприятие будет платный, но несильно дорогой. Нам это нужно, скорее, не для окупаемости, а для привлечения нужной аудитории и увеличения его ценности.
Уровень хедлайнеров зависит от количества денег. Конечно, у нас большие хотелки, мы пока не будем называть, кого мы хотим. Пока можем сказать, что это будет один хедлайнер федерального уровня, соответствующий нашей целевой аудитории, и местные группы.
— Как вы планируете зарабатывать с кластера? Где собираетесь брать деньги на развитие проекта?
Вербицкий: Конечно, мы планируем зарабатывать с нашего пространства. Мы прописали экономику каждого мероприятия и всего проекта в целом, на что выживать и как сделать так, чтобы это окупилось. Первой целью было вывести все это в ноль. Это получилось. Мы встретили большой интерес к нашим проектам от горожан. Людям очень понравились прогулки на яхте. Концерт тоже вызвал интерес.
Самое главное, люди готовы приезжать на ВИЗ и платить за это деньги.
В первой половине июня мы взяли небольшую паузу, чтобы учесть опыт майских мероприятий и все круто сделать на «ВИЗ 00» в августе.
Августовский фестиваль пройдет на деньги инвесторов. Мы их пока не раскрываем, потому что четких договоренностей нет. Кроме того, нас поддержит и департамент культуры администрации Екатеринбурга.
«Хотим развивать внестоличный подкастинг, запускать всероссийские проекты из Екатеринбурга»
— Недавно вы также купили студию «Послушайте» и заявили еще об одном масштабном намерении — сделать Екатеринбург столицей подкастов. Почему вы уверены, что у города действительно может быть такое звание?
Шахов: Конечно, заявление про столицу подкастов было громким. Скорее, это значило, что мы хотим развивать внестоличный подкастинг, запускать всероссийские проекты из Екатеринбурга. Наша цель — чтобы у нас были такие проекты, которые бы слушали по всей России, например, как «Либо/Либо». Мы хотим продюсировать ярких ребят или же запустить свои подкасты.
Усилиями Саши Козлова уже был заложен крепкий фундамент. Ребята сделали несколько сильных проектов, сформировали комьюнити вокруг студии. Мы в какой-то степени идейное продолжение прошлой стратегии.
К слову, когда Саша запускал подкастерскую в 2019 году, на него тоже все смотрели как на человека со странной идеей. Но он же добился своей цели. Теперь наш черед ставить безумные цели.
Вербицкий: Вторая наша цель — проведение всероссийского фестиваля подкастов в сентябре. Так мы хотим развить нетворкинг и партнерство между коллегами. Фестиваль будет в офлайне. Если будет много гостей из-за рубежа, то организуем и онлайн-площадку. Возможно проведем его в Ельцин Центре, но пока у нас нет каких-то договоренностей. А пока мы отлаживаем работу подкастерской, ведь каждый день всплывают какие-то новые проблемы, которые нужно решать.
— Сколько вы потратили денег на покупку студии? Изменится ли ценовая политика на запись подкастов, будут ли еще какие-то нововведения?
Вербицкий: Мы купили все оборудование, светильники, бренд. Сейчас еще дополнительно купили CRM-системы для самостоятельной записи в студию. Цену, к сожалению, назвать не можем.
Мы хотели бы окупить потраченную сумму до конца лета, но не очень к этому близки. Пока не планируем повышать цены, но все будет зависеть от экономической ситуации. Наоборот, мы ввели скидку на первую запись, разрабатываем пакетные штуки с включенным продвижением в «Яндекс.Музыке» и в «ВК», монтажом, джинглом, даем советы начинающим.
— Запуск пространства на ВИЗе и большой фестиваль, а теперь и работа в студии «Послушайте» — все это отнимает большое количество времени и сил. Значит ли это, что вы отойдете от своих прежних проектов?
Шахов: Точно нет, мы оба работаем на пределе. Пока стрит-арт история двигается, я собираю новые маршруты экскурсий. Да, забуксовала история с книгой-исследованием об уральском стрит-арте, в какой-то мере из-за работы над серией Таро («Уральское Таро» — серия из 14 карт, вдохновленных локальным артом на улицах — прим. ред.). Но закончу уже в этом месяце.
С Мишей мы также удачно провели экскурсию про 1990-е годы, крутую программу составили. Там будет все: рождение, рассвет и смерть наших культовых клубов.
— Тем не менее, открывать что-либо в такое нестабильное время — это довольно смелый поступок. Почему вы на это решились?
Шахов: Я долго думал в 2022 году, остаться ли мне или уезжать. В итоге решил, что слишком люблю город и решил остаться.
Я понял, что мне нужно четкое оправдание в рамках города — хочу развивать его в креативном плане. До этого у меня был другой сильный вызов — смогу ли я стать исследователем стрит-арта и содержать себя без основной работы? Смог. Думаю, и этот вызов я переживу.
Вербицкий: Конечно, страшновато, особенно со всеми появляющимися законами. Даже в этом интервью я во многом ограничиваю себя. Но ничего, мы стараемся не выходить за грани. У каждых тем есть красные линии, мы стараемся не переходить даже оранжевые.
Вторая значимая проблема — отсутствие денег из-за тяжелой экономической ситуации. Инвесторам и грантодателям сейчас мало интересны креативные пространства. Но и мы смелые парни, уверен, что после фестиваля у нас будет реальный кейс, показывающий значимость нашего проекта.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.