«Да вот же Довлатов! Вот он, перед вашим носом!»

Каким получился спектакль о писателе Сергее Довлатове от уральского режиссера Алексея Федорченко

30 мая, 13:53, 2023г.    Автор: Мария Рубинина

В Центре современной драматургии в Екатеринбурге состоялась очередная премьера: кинорежиссер Алексей Федорченко поставил спектакль о писателе Сергее Довлатове «Альбом с голубем». Постановка основана на письмах, воспоминаниях, заметках Довлатова, его друзей и близких. Театралы и любители ЦСД ждали эту постановку еще с августа прошлого года, и теперь, наконец, ее показали зрителям. 

Журналист It’s My City Мария Рубинина тоже побывала на премьерном показе и рассказывает, каким получились Сергеи Довлатовы (их в спектакле два) в исполнении главного режиссера ЦСД Антона Бутакова и актера Григория Ильина, почему некоторые сцены могут показаться избыточными и стоит ли смотреть постановку тем, кто еще не побывал на премьере.

Фото: Мстислав Письменков / It's My City

«Да вот же Довлатов! Вот он, перед вашим носом!»

Алексей Федорченко больше известен публике как кинорежиссер благодаря фильмам «Овсянки» (взял три статуэтки на Венецианском кинофестивале), «Ангелы революции», «Небесные жены луговых мари», «Война Анны», «Последняя „Милая Болгария“» и другим. В театре же Федорченко дебютировал лишь 2021 году и тоже в ЦСД со спектаклем «Как я обманул всех и бога» об американском миллиардере Арманде Хаммере.

Алексей Федорченко. Фото: Мстислав Письменков / It's My City

О грядущей премьере Федорченко ЦСД заявил еще в прошлом году. Тогда театр пытался создать интригу — кто будет играть Сергея Довлатова? Из-за внешней схожести на главную роль однозначно подходил главный режиссер театра Антон Бутаков, но создатели заверяли: не факт, что писателя сыграет он, и вообще Федорченко ищет и других кандидатов. 

Возможно, это было способом привлечь внимание, чтобы вызвать у зрителя негодование: «Да вот же Довлатов! Вот он, перед вашим носом!» В конце концов Бутаков и сыграл Довлатова. Правда, Сергей Донатович в спектакле не один, но об этом позже.

Фото: Мстислав Письменков / It's My City

«Для писателя эмиграция — это смерть»

К Довлатову, работающему в Пушкинском заповеднике в Михайловском, приезжает его жена Лена, роль которой исполняет Алиса Кравцова. Супруги не виделись довольно давно, встречают друг друга с теплотой, но без лишних эмоций. Может быть, отношения уже давно остыли? 

Лена сообщает Сергею о том, что получила израильскую визу и собирается уезжать вместе с дочерью Катей из СССР, так как оставаться здесь, по ее мнению, больше невозможно. Но Довлатов не намерен менять свою жизнь и хочет остаться в стране.

— Поедем, проживешь еще одну жизнь, — говорит Лена.

— Для писателя эмиграция — это смерть! — парирует Довлатов. 

В итоге Лена решает уехать без Сергея, попросив его напоследок отыскать ее альбом с фотографиями, на обложке которого должен быть изображен голубь.

Фото: Мстислав Письменков / It's My City

Четыре Лены

Повествование в спектакле перестает быть линейным, в нем мы узнаем отрывки из рассказов Довлатова, перемешанные с реальными фактами из его биографии. Но важнее всего любовная линия, которая распадается на несколько историй о том, как писатель познакомился с женой. 

В каждой из четырех историй Лену играют разные актрисы — Юлия Грязева, Гюльнара Гимадутдинова, Татьяна Савина и Алиса Кравцова. Все они выглядят по-разному, у всех свой характер. Особенно запоминается первая история, исполненная Юлией Грязевой. Полная невозмутимость актрисы в довольно абсурдной ситуации смешит и заставляет недоумевать. 

Какая из историй правдивая, зрителю остается только гадать. Но одна из них все же будет реальной — о ней жена писателя Елена Довлатова рассказывала в интервью журналу «Огонек».

Фото: Мстислав Письменков / It's My City

Все эти Лены — части многогранного образа реальной жены Довлатова. После того как она уезжает без него за границу, Сергей прокручивает у себя в голове истории знакомства и все больше задумывается о своей любви к ней. 

Разговаривая со своим соседом и собутыльником Мишей (его играет Сергей Колесов), Довлатов спрашивает его, за что тот любит свою жену Лизу? 

— Да как за что… Схватить ее за (рисует в воздухе силуэт женской попы) и поехали, — говорит сбитый с толку и пьяный Миша. — Спит аккуратно, тихо, как гусеница.

Довлатов задумывается. Ведь сам он не может сказать, за что он любит Лену, она в его памяти такая разная. Может быть, в этом вопросе и не нужны никакие определенности, так как человека по-настоящему любишь просто за то, что он есть.

Фото: Мстислав Письменков / It's My City

Почему «Довлатов» в версии Федорченко выглядит убедительно

Федорченко показывает Довлатова с разных сторон: и непризнанным талантом, которого не хотят печатать в СССР, и отцом, в авторитете которого сомневается собственная дочь, и душой пьющих компаний, и хозяином потрясающей красоты собаки Глаши… Это здорово. Нам предлагают увидеть писателя разным и даже не таким, каким его представляем мы, когда читаем его рассказы. В какие-то моменты он отталкивает нас своей пассивностью и неуверенностью, но притягивает нестандартными рассуждениями о Пушкине и трепетным отношением к дочери. 

Все это можно применить и к остальным героям спектакля: соседу Мише, начальнице Марианне Петровне, всем четырем Ленам и даже майору КГБ. Они по-своему несчастные люди, которые как умеют справляются со своими проблемами. Все, как в рассказах Довлатова и в обычной жизни: нет ни хороших, ни плохих, есть просто люди со своими достоинствами и недостатками. И это отлично показано в постановке Федорченко, именно так герои перестают быть плоскими.

Фото: Мстислав Письменков / It's My City

Огромным плюсом спектакля стала история (или истории) любви Сергея Довлатова и Лены. Прием с разделением личности жены и смешит, и по-хорошему сбивает с толку зрителя, заставляет его гадать — где здесь очередная выдумка писателя, а где реальная жизнь? Большее сочувствие вызывает именно та Лена, которую играет Алиса Кравцова: эта героиня уже не из рассказов, а реальная. Она терпит выходки писателя, старается сохранить брак, но, не видя ответного отклика от мужа Сергея, решает идти своей дорогой. Сам Довлатов пожалеет об этом, но будет слишком поздно. И эта семейная трагедия цепляет зрителя и заставляет сопереживать.

Алиса Кравцова. Фото: Мстислав Письменков / It's My City

Еще одна удачная линия — это раздвоение Довлатова. На сцене писатель появляется и как самостоятельный герой, и как его внутренний голос. Последний озвучивает мысли и воспоминания писателя на протяжении почти всей постановки. Исполнил эту роль актер Григорий Ильин — совсем не похожий на реального Сергея Донатовича, но харизматичный настолько, что различия во внешности почти не замечаешь. 

Создается ощущение, что именно такой рассказчик сидит в твоей голове, когда ты читаешь произведения писателя. Ильин стал тем самым фирменным довлатовским ироничным голосом, который делает из реальных событий правдоподобные сказки, а главный герой (Антон Бутаков) играет по его правилам.

Когда по воле сюжета мы расстаемся с Довлатовым-рассказчиком, нам становится так грустно, что не стыдно пустить слезу. Довлатов-герой с переездом в США расстается со старой жизнью, а вместе с ней со старым собой, с огромной частью своей личности, которую как раз составлял Довлатов-рассказчик. После его ухода главный герой как будто становится пустым и одиноким, как кукла, с которой перестал играть выросший ребенок. И теперь Сергею, покинувшему родную страну, остается продолжать свой рассказ самому. 

Григорий Ильин. Фото: Мстислав Письменков / It's My City

Что не так с постановкой

Насыщенность событиями и стремление показать Довлатова в разных ситуациях имеет и обратный эффект, спектакль кажется перегруженным. Не совсем понятно, для чего автор вводит те или иные эпизоды и героев. Например, зачем постановке нужна была история про выбор женихов для собачки Глаши? Зачем дважды устраивать концерт с песней про перегар? Предположу, что для юмористического эффекта, но довольно бессмысленного.

Фото: Мстислав Письменков / It's My City

И, наконец, главный герой в исполнении Антона Бутакова вызывает неоднозначные ощущения. В самые напряженные и переломные для главного героя сцены, к примеру, когда Довлатов все-таки эмигрирует в США, актер слишком спокоен и сдержан, монотонно читает текст. А в сценах, где, наоборот, можно снизить амплитуду экспрессии, эмоций слишком много. 

В итоге Довлатов-герой меркнет на фоне Довлатова-рассказчика. Актер Григорий Ильин хотя и не имеет преимущества в плане внешней схожести с писателем, но более филигранно и точно исполняет свою роль, выступая голосом писателя. Ему безоговорочно веришь, а Довлатов-герой кажется не таким убедительным, в первую очередь на сцене видишь сначала актера Антона Бутакова, а уже потом его персонажа.

Фото: Мстислав Письменков / It's My City

Игра со зрителем по поводу выбора актера на главную роль сыграла злую шутку: накручивание интриги так сильно подогрело интерес и завысило ожидание, что в итоге Антон Бутаков даже как будто разочаровывает. Мол, и вот к этому вы нас так долго готовили?

Но, конечно, вряд ли кто-то из нас, зрителей, был когда-либо лично знаком с писателем, поэтому никто не может сказать, каким он был на самом деле. А вдруг Федорченко и Бутаков сделали максимально близкий к реальности образ Сергея Донатовича? Может, и правда, что в жизни писатель был внешне флегматичным и тихим и «отрывался» в своих рассказах, представая перед нами остроязычным и харизматичным? Тогда неоправданные зрительские ожидания — это лишь проблема зрителей. 

Стоит ли смотреть «Альбом с голубем»

К спектаклю осталось довольно много вопросов. Было ли задумано специально, что Довлатов-рассказчик окажется убедительнее Довлатова-героя? Почему Федорченко остановился на кандидатуре Антона Бутакова? Почему Лены четыре, а Сергеев два? По какому принципу создатели решали, какие эпизоды из рассказов и писем попадут в конечный вариант, а какие нет? 

Но эти сомнения и вопросы «Альбому с голубем» даже на руку: мы можем обсуждать его, спорить и сравнивать свои ощущения от увиденного. А ведь настоящие творцы и добиваются того, чтобы зритель сам пытался ответить на вопросы, много думал, спорил и чувствовал. 

Фото: Мстислав Письменков / It's My City

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: