В галерее «Синара Арт» открылась персональная выставка уральского художника Александра Баженова «Лужа IV». Зрителя приглашают стать героем игры-бродилки: сначала отправиться в путешествие по выдуманному миру Баженова, а затем поиграть в настоящую компьютерную игру.
Те картины, которые теперь можно увидеть в «Синаре Арт», Баженов написал специально к открывшейся выставке, поэтому зрители увидят их впервые. Часть из них вдохновлены первой частью игры Silent Hill, модными показами Balenciaga и творчеством Малевича. It’s My City посетил экспозицию и узнал, чем так увлекают работы Баженова.
Туманы и черти
Александр Баженов — выпускник кафедры монументально-декоративного искусства УрГАХУ, участник персональных и групповых выставок, среди которых IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства в 2021 году. Для работы над новой выставкой в «Синаре Арт» Баженов вдохновлялся джазовой и африканской электронной музыкой и одной из своих любимых игр — первой частью Silent Hill.
Сам концепт экспозиции тоже представлен в формате игры-бродилки, в которой герой картин и зритель должен ориентироваться в выдуманном автором пространстве и знакомиться с его обитателями. Как в игре, так и в полотнах Александра есть конкретные сюжеты, но нет их однозначной трактовки. Каждый игрок-зритель находит для себя свой смысл, угадывает реакцию героя на созданную автором ситуацию, ассоциируя ее с собственной реакцией.
Например, такой эффект производит картина под названием «Черти пилят автора». Александр Баженов вдохновлялся работой Казимира Малевича с похожим названием — «Черти пилят грешницу».
— Я увидел эту картину, очень впечатлился и изобразил себя, и теперь черти уже пилят меня, — отмечает Баженов.
Однако мы, зрители, с трудом можем понять, как автор относится к чертям и их действиям: он страдает, стоически переносит боль, радуется? Нам приходится представлять себя на его месте и думать, а за что бы черти могли попилить нас?
Муки творчества
«Пистолет охоты для мух» — одна из немногих картин, на которых нет фигуры человека, но в ней, как ни странно, больше всего видно автора. Сам Александр поясняет, что эта работа о муках творчества.
— Эта картина о том, как сложно создать произведение искусства. Чтобы создать что-то хорошее, нужно взять маленький пистолетик, прицелиться и попасть из него в муху. Это так же сложно, как и сделать что-то действительно достойное. Раньше картина была другой, кое-где можно увидеть, как под верхним слоем есть еще один слой, который я закрасил. Но так часто случается, — говорит Баженов.
На создание еще одной работы Александра вдохновил увиденный однажды модный показ. У фигуры на первом плане можно увидеть в руках пакет. Как оказалось, это аллюзия на бренд Balenciaga.
— Когда случилась «спецоперация», Balenciaga устраивала показ своих модных достижений. У большинства моделей в руках был простой пакет. Возможно, автор хотел сказать, что сейчас много людей будет переезжать туда-сюда, из России, из Украины. Теперь пакет появился здесь, — подмечает Баженов.
Хотя пакет — это лишь один из элементов работы. В целом у картины есть сюжет: хулиган, который кидает камень то ли в зрителя, то ли в невидимое окно, а слева от него ангел-хранитель. Он осторожно пытается отвлечь хулигана и предостеречь от неправильного поступка.
«Большая работа масштабно раскрывает автора»
Выставка «Лужа IV» занимает два зала на первом этаже галереи, но на ней представлено не много работ. Все это большие полотна, хотя у Баженова есть довольно много работ на маленьких холстах. По словам арт-директора «Синары Арт» и куратора выставки Юлии Борзенковой, автор полностью раскрывается, когда работает над большим произведением.
— На мой взгляд, Саша Баженов проявляется максимально, когда он пишет большие полотна. Его талант, его разносторонность, его авторский почерк, глубина, стиль раскрываются. Большая работа масштабно раскрывает автора, — добавила Борзенкова.
А что такое «Лужа IV»? Художник объясняет, что общая концепция выставки отсылает к старому мему в соцсетях «ожидание/реальность», то есть в картинах Баженов размышляет о том, кем бы он как художник хотел стать и кем на самом деле является. А «лужа» здесь — второе имя автора, как второе имя, официальное, есть у императоров и королей — Людовика XIV, Карла I, Петра III. Так и Александр — это Лужа IV. Но это прозвище, в отличие от имен реальных королей, отнюдь не величественное.
Второй зал выставки представляет собой игровое пространство. Здесь зрители могут поиграть в приставку, которую создали специально для выставки по эскизам Александра Баженова. Главный герой игры — художник, который преодолевает препятствия в виде луж и мясорубок, он должен добраться до холста. Эту часть выставки также дополнили настоящими старыми приставками, которые на многих могут навеять ностальгию по детству и юношеству.
Появление на выставке игровой зоны куратор объясняет также тем, что именно развлекательная составляющая может привлечь внимание части зрителей. Придя поиграть, человек заодно может познакомиться с новым художником и заинтересоваться его миром.
— Не каждый готов в это искусство погрузиться. Кто-то не воспринимает холсты, выставки, а вот поиграть — это классно, это заходит. И, возможно, это будет одним из способов приобщения и популяризации искусства и в частности творчества Александра Баженова, — заключила арт-директор «Синары Арт».
Выставку «Лужа IV» можно посетить до 23 июля 2023 года каждый день с 11:00 до 21:00. Вход по билетам во временные экспозиции галереи «Синара Арт»: 200 рублей полный, 150 рублей льготный. 12+.