«Ценность одной жизни является ключом в большой истории»

Как пыльные архивы про забытых людей превратились в выставку уральских художников

19 мая, 17:42, 2023г.    Автор: Мария Рубинина

Архивы давно перестали считаться запылившейся мертвой грудой казенных бумаг. Если с ними уметь работать, то они могут стать способом отправиться в путешествие по судьбам людей. Да, мы вряд ли узнаем характер человека, но проследить его жизненный путь, пускай фрагментарно, можно. В последнее время такой инструмент привлекает современных художников, которые исследуют не только своих предков, но и судьбы посторонних людей, чьи имена давно преданы забвению. Осознавая ценность одной жизни, можно найти ключ к понимаю большой истории. 

Оценить плоды такой кропотливой работы можно на новой выставке «(В)место меня» в Уральском филиале ГМИИ имени Пушкина. Исследовав архивы, семь российских художников рассказывают о важности сохранения реальной истории через преследования старообрядцев, суд над летчиком Пауэрсом, снимки неизвестной семьи 1920-х годов и жизнь людей в заброшенном городе.

It’s My City побывал на выставке до ее открытия и рассказывает о нескольких самых интересных, по мнению корреспондента Марии Рубининой, экспонатах.

Фото: Елена Елизарова / It’s My City
Работа Аллы Мировской «Наследство». Фото: Елена Елизарова / It’s My City

А был ли Пауэрс?

Фотограф и художник Сергей Потеряев обратился к инциденту 1960 года во время холодной войны. 1 мая в районе Свердловска был сбит американский самолет-разведчик Lockheed U-2. Управлявший бортом летчик Фрэнсис Пауэрс выжил, а суд над ним стал показательным. Его приговорили к десяти годам лишения свободы, однако позже СССР обменял его на советского разведчика Рудольфа Абеля. 

Фото: Елена Елизарова / It’s My City

Эта история стала прекрасным поводом для советской пропаганды продолжать обострять отношения с США. Однако в прессе этот случай описывали туманно, он стал легендой, окутанной множеством мифов. Художник Сергей Потеряев ознакомился со всеми фактами, которые остались в архиве, особое внимание уделяя снимкам.

— Нам не видно, что скрывается за кадром. Мы видим только то, что для нас выбрал редактор или фотокорреспондент. Это и становится для нас источником информации. Вопрос о правдоподобности и достоверности возникает весьма закономерный. Ведь фотография лучше всего маскируется под правду, — отмечает начальник отдела художественных программ и творческих проектов Уральского филиала ГМИИ им. Пушкина Ирина Кудрявцева. 

Фото: Елена Елизарова / It’s My City

На распечатках мы можем прочитать типичные для того времени новостные материалы с громкими заголовками о шпионе и правосудии, разглядеть фотографии самого Пауэрса и искореженных деталей сбитого самолета. Но самое интересное в работе Потеряева то, что часть фотографий и текстов сгенерировала нейросеть, а какие конкретно, предстоит угадать зрителю.

— Проект Сергея Потеряева хорошо настраивает нас на нужный лад в отношениях с архивом и фотодокументами. Здесь выступает на первый план фигура интерпретатора. Все зависит от того, в какой контекст мы помещаем те или иные сведения, так как зачастую они доходят до нас какими-то урывками. И важно иметь критический взгляд на архив, на источники и манипуляции этими источниками, — добавила Кудрявцева.

Зов корней

В отдельной комнате-мастерской фотографа Федора Телкова можно погрузиться в историю исследования своего рода. Несколько лет назад он увлекся жизнью и историей уральских старообрядцев, которых можно часто встретить в дореволюционном Екатеринбурге и окрестностях. В XVIII–XIX веках старообрядческие семьи имели большое значение для города, это были влиятельные и состоятельные люди. Однако с приходом советской власти они подверглись гонениям. Кому-то пришлось отказываться от традиций или скрываться. 

Фото: Елена Елизарова / It’s My City

В новой экспозиции Федор Телков исследует не только сам феномен старообрядчества и его историю, но и наследие, которое оставили нам эти люди. Художник нашел среди горожан потомственных старообрядцев или тех, у кого они были в роду.

Фото: Елена Елизарова / It’s My City

На выставке можно увидеть портреты откликнувшихся людей, их архивные фотографии с родственниками-старообрядцами, а также анкеты, в которых участники проекта кратко рассказывали о своих корнях и том, что они лично для них значат.

Фото: Елена Елизарова / It’s My City

В разговоре с потомками Федор Телков затрагивал и тему репрессий религиозных деятелей и верующих в советское время, которые коснулись почти все семьи старообрядцев. По архивным фотографиям мы можем узнать, как вопреки преследованиям семьи сохраняли свои традиции и жили жизнью, в которой продолжали венчаться, крестить детей и молиться.

Гости музея тоже могут принять участие в проекте, обратившись к Федору Телкову. Ему можно рассказать о своих родственниках-старообрядцах, таким образом дополнив работу фотографа.

Загадочная семья

Работа художницы и куратора выставки Аллы Мировской уходит корнями в события столетней давности. В 2009 году на московской барахолке Алла обнаружила коробку со стеклянными негативами, на которых запечатлены неизвестные люди в разных местах. Пластины датируются 1926, 1927 и 1928 годом. Подписей, как и данных о том, кто изображен на них, нет. Но на негативах часто встречаются одни и те же люди, поэтому художница предположила, что фотограф запечатлел одну семью. 

С помощью загадочного архива Алла Мировская попыталась рассказать историю людей, чьи имена мы уже не узнаем. Но при этом можем фантазировать, кем они были, какая у них была судьба. А фактами их жизни остались для нас, зрителей, только их изображения.

Фото: Елена Елизарова / It’s My City

— Расследование приводит Аллу к разным рассуждениям. Что произошло с этими людьми во время большого террора и Великой Отечественной войны? Ведь фотографии были сделаны в конце 1920-х годов, и наверняка все молодые люди дожили до войны и были ее свидетелями. Впереди у них большая и сложная перспектива. Возможно, они не уцелели и вскоре потеряли этот уютный, сказочный семейный мирок, — рассуждает Ирина Кудрявцева. 

Алла вынесла на отдельный стенд изображения всех лиц, которые встречаются на негативах. Может, среди них окажется родственник посетителя выставки? Фото: Елена Елизарова / It’s My City

Гордые поселенцы

Другой стенд рассказывает нам о небольшом населенном пункте в Абхазии, который стал городом-призраком из-за военного конфликта в Грузии в 1990-е годы. Когда-то здесь была хорошая инфраструктура, шахта, на которой работали местные жители, кипела жизнь. Сейчас в полуразрушенном городе продолжают жить люди. По данным 2022 года, там живут около 30 человек, это всего пять семей.

Фото: Елена Елизарова / It’s My City

Художница Ирина Кравчина поехала в этот почти заброшенный городок, сняла свои прогулки по нему и записала несколько интервью с местными жителями, не желающими покидать свои дома. На выставке мы можем увидеть фрагменты архивных фотографий, а на экране посмотреть видеосюжет с интервью, снятый Кравчиной.

В ходе своего путешествия художница узнает, что в городе уже не осталось никаких госучреждений. Кажется, что здесь нет власти, только «естественная» власть местных жителей. Помпезные здания, построенные в стиле позднесталинской архитектуры, давно обветшали, сквозь стены прорастают трава и деревья — так природа возвращает себе территории, которые некогда принадлежали ей. 

Фото: Елена Елизарова / It’s My City

Выставку «(В)место меня» в Уральском филиале ГМИИ им. Пушкина можно посетить по адресу ул. Добролюбова, 19а до 30 июля 2023 года со вторника по воскресенье с 12:00 до 20:00. 

Вход на выставку по билетам: полный билет 150 рублей. Также на новую экспозицию можно попасть в «Ночь музеев» 20 марта с 12:00 до 01:00. 6+

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: