Для чего все это было?

Стоит ли тратить три часа на фильм «Вызов», который снимали в открытом космосе

26 апреля, 17:53, 2023г.    Автор: Алексей Акулов

В России состоялась премьера фильма «Вызов», часть которого снимали в космосе. Режиссуру доверили Климу Шипенко, создателю трех кассовых фильмов — «Салют-7», «Текст» и «Холоп». Работая над «Вызовом», создатели завысили его планку в буквальном смысле до МКС: большой кастинг актеров, трансляция их полета в прямом эфире. Съемочной команде даже удалось опередить Тома Круза, который вот-вот собирался первым снять свой фильм на МКС. Кинообозреватель It’s My City Алексей Акулов посмотрел картину и рассказывает, каким получился «Вызов».

Фото: «Кинопоиск»

Отвлекающие маневры и комедийные вставки, как в КВН

По сюжету космонавт Олег получает травму в открытом космосе из-за столкновения осколков спутника и блока МКС. Его коллега Петр пытается помочь ему и консультируется с врачом на Земле, но Олега это не спасает. Тогда руководитель полетов, которого играет Владимир Машков, решает провести операцию в космосе, отправив туда хирурга.

Проводятся долгие испытания, в результате которых полететь должен Владислав (Милош Бикович), но по непонятным причинам он предлагает вместо себя отправить девушку Женю (Юлия Пересильд), с чем все герои тут же радостно соглашаются.

Фото: «Кинопоиск»

Хронометраж картины в 2 часа 44 минуты выглядит слишком растянутым. Главная сцена фильма (кадры, снятые в космосе) занимает в общей сумме минут 40, а все остальное время зрителя долго к этому готовят. Основную сюжетную линию сценаристы перекрывают комедийными вставками. Видимо, с целью сделать фильм более веселым и смотрибельным для всей семьи. На тренировках мы видим Рафика — это тот самый персонаж, который шутит несмешные шутки в любых ситуациях. 

Еще одним отвлекающим маневром являются сцены с мамой главной героини в исполнении Елены Валюшкиной. Ей врут, что дочь не в космосе, а в Иркутске, и это порождает почву для юморесок. Например, она названивает дочери, когда та проводит операцию в космосе, и начинает интересоваться про Иркутск. Таким образом авторы смещают внимание с эмоционально важных сцен, отвлекают от главного сюжета. Ощущение, будто это перебивки в КВН.

Фото: «Кинопоиск»

Продюсером был Бекмамбетов?

Своя арка есть и у рекламных интеграций, да еще и с метафорами. Например, главная героиня пользуется приложением банка «Тинькофф» дважды за фильм — на Земле и в космосе. Молодцы «Тинькофф» — работают и на суше, и в невесомости бескрайнего космоса. Но рекламные интеграции начинаются неожиданно и в странных местах — по пути на тренировку или отбор, где один из претендентов на полет в космос задается вопросом, почему же здесь не ловит связь. Ответ, как в известном меме, убил: «Здесь ловит только «Мегафон». Так и хочется спросить: продюсером фильма был Бекмамбетов? 

Насколько мне известно, бюджет фильма составляет около миллиарда рублей, если не больше (изначально бюджет составлял 905 млн рублей, позже продюсеры запросили дополнительно 250 млн — прим. ред.). Чем оправданы подобные рекламные ходы? Продюсеры боялись не окупить инвестиции?

Фото: «Кинопоиск»

В «Вызове» достаточно сложно обсуждать художественную составляющую по причине ее отсутствия, так как складывается ощущение, что сценарий писали исключительно вокруг полета в космос. Но стоит выделить операторскую работу, которая хоть и незамысловатая (камера почти всегда статична, героев показывают по большей части крупным планом), но весьма впечатляющая.

Без преувеличений хочется похвалить Юлию Пересильд, которая не прыгнула выше своей головы, но восхитила, а ближе концу фильма выдала космический перформанс (увидите какой).

Ощущение, что сцены были сняты на МКС, подкупает

Итак, о самом главном. Что же за сцены в космосе? Хирургу Жене предстоит провести операцию в невесомости. В том, что она справится и вернется целой и невредимой, сомнений нет. 

Ощущение того, что сцены были сняты на МКС, подкупает — это настоящий и почти документальный полет, настоящая невесомость, настоящие космонавты, периодически не понимающие, что они в фильме делают. Особенность картины не в том, что это первой ее снял российский режиссер, а в том, что все это правда. Проблема в том, что если бы никто об этом полете не знал, то и эмоций бы подобных не было. Но ведь и особенность фильма строится на том, что съемки реальные, а не нарисованные и не воссозданные.

Фото: «Кинопоиск»

Но даже съемки в настоящем космосе не дают четкого ответа на вопрос: для чего все это было? Скорее всего, фильм забудут за очень быстрый срок, возможно, покажут на «Ночи кино», будут крутить по телевизору в День космонавтики. И к сожалению, важным событием «Вызов» останется лишь для Юлии Пересильд и Клима Шипенко.

Сценарий, подчиняющийся действиям героев, и пафосные размышления о том, сможет ли главная героиня провести операцию, не дают ничего зрителю взамен. Ведь хороший фильм может вызвать целый спектр чувств — воодушевление, надежду, грусть, напряжение. А в «Вызове» как будто бы дают зрителю понять, что все будет хорошо, фильм идет ровно и бури эмоций не вызывает. 

Конечно, одолевают смутные сомнения, что полети в космос Том Круз, то фильм с ним переплюнул бы «Гравитацию» или «Интерстеллар» и стал бы достижением кинематографа. Тем не менее со всей ответственностью «Вызов» больше хочется хвалить, чем ругать. Посему предложение такое: давайте просто порадуемся тому, что люди впервые смогли снять фильм в космосе. Не убудет.

Хорошего просмотра!

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: