52-летний уральский проповедник Эдуард Чаров когда-то злоупотреблял алкоголем и наркотиками, чуть не потерял ногу и пережил клиническую смерть. В больнице он открыл для себя веру, выздоровел и начал помогать бездомным. Ради этого он даже продал свою комнату в Екатеринбурге и уехал жить в деревню под Красноуфимском, где открыл приют-богадельню для тех, кто тяжело болен и кому некуда податься.
С началом мобилизации мужчина стал предоставлять укрытие и тем, кому угрожал призыв. Эдуард призывал мужчин не отправляться на смерть и открыто писал об этом в своих социальных сетях. Спустя полгода его публикации с критикой военных действий и власти заметили силовики. Его обвинили в «дискредитации армии» и разжигании вражды лично к Владимиру Путину. В итоге суд оштрафовал проповедника за его слова на 65 тысяч рублей.
Корреспонденты It’s My City посетили суд, побывали в приюте Эдуарда и подробно рассказывают его историю.
Приют-богадельня
Деревня Савиново, в которой живет Эдуард и его семья, находится в 20 километрах от Красноуфимска, здесь всего лишь одна улица, а все население — чуть более 200 человек. Около дома проповедника виден каркас будущей детской площадки. К лету мужчина хочет сделать здесь место, где могли бы играть деревенские дети. У ворот богадельни ходят курицы, петухи, козы и кошки. С трудом пробираемся через весь животный мир и входим в дом.
В комнатах светло, сделан минимальный ремонт, на самодельных кроватях везде чистое постельное белье. Все постояльцы приюта живут с семьей Чарова на одной территории. На двух этажах размещены несколько кроватей, всего дом рассчитан на 20 постояльцев.
— Зимой у нас было 20 человек. Как сходит снег, многие уходят от нас, некоторые даже сбегают, так как не хотят прощаться с разгульным образом жизни. Сейчас у нас трое подопечных: двое мужчин в возрасте и психически нездоровая бездомная женщина с сифилисом. За ней нужен уход, памперсы специальные, лекарства. Никто из соцслужб не берет на себя такую ответственность. Мы ее поселили в отдельный небольшой дом на этом же участке, чтобы она не мешала другим постояльцам, — рассказывает Чаров.
По словам проповедника, в основном бездомных к нему приводят соцработники. Он не только предоставляет людям кров, но и помогает в оформлении документов и пособий.
— Из-за одной неправильной буквы в документах могут не выдавать пенсию. Кроме того, многие из бездомных работали не в России, а в странах других бывших советских республик, потому выплаты им не положены. Сейчас также сложно с оформлением инвалидности, нужно долго ходить по врачам. У нас жила одна бабушка, пока возили ее везде оформлять документы, она и умерла.
Раньше приют был оформлен как автономная некоммерческая организация (АНО) «Христа ради». Кто-то из неравнодушных граждан даже скидывал пожертвования, однако убытков было куда больше.
— Проверками замучили, нужно было бухгалтера содержать, следить за бумагами и отчетами. Пока была организация, я всю пенсию на это отдавал. В итоге решил закрыть АНО и помогать просто так, — делится Чаров.
Сейчас приют живет на пенсию мужчины, выплаты, которые получает его жена, а также пособия некоторых постояльцев.
— В деревне нужно куда меньше денег. Все лето мы с женой растим огород, у нас мясо, яйца, птицы, молоко — все свое. Кто-то из неравнодушных людей нам деньги иногда скидывает, местный батюшка помогает с продуктами. Очень всем благодарен, — рассказывает Чаров.
Мужчина жалуется, что уже пять лет ждет машину от администрации городского округа, чтобы ездить в город и обратно по делам приюта.
— Пять лет назад по просьбе замглавы по социальной работе Красноуфимского района нам предложили помощь, сказали, что выделят немного денег на нужды приюта. Мы попросили автомобиль, в администрации сказали, что проведут несколько благотворительных концертов со сбором средств и передадут деньги нам. В итоге концерты провели, а денег так и не дали. После этого в мэрии нас возненавидели, — сообщает проповедник.
«Ползи умирать в лес, помочь ничем не можем»
Эдуард глубоко религиозен: каждый день читает молитвы, ходит на службы в храм, строго соблюдает заповеди и ведет беседы о боге с бездомными. Его жена также увлекается церковным пением. Но такой образ жизни мужчина вел не всегда.
В 1990-е годы Эдуард часто употреблял алкоголь и запрещенные вещества. Впоследствии он заразился гепатитами B и С, а от наркотиков у него почти сгнила нога. C заражением крови мужчина попал в больницу, где его ждала клиническая смерть и паралич.
— Я был 11 суток в коме. После клинической смерти я лежал около 9 месяцев частично парализованный. Один раз мама заходит в комнату и говорит: «Как хочешь, так и оформляй себе инвалидность». Вываливает на меня бумаги, а я лежу, толком и пошевелиться не могу. До меня тогда особо никому не было дела. В итоге вызвал скорую, где мне сказали, мол, ползи умирать в лес, помочь ничем не можем.
Тогда я отчаялся, начал звать бога, кричать: «Иисус, помоги». После этого случая ко мне и люди стали чаще ходить.
Кто еду принесет, кто с приборкой поможет, кто денег даст. Стали приходить и «пятидесятники» (евангельские христиане, одно из ответвлений протестантизма — прим. ред.), молиться за меня. Мне после этого стало легче. Встал на костыли, ходил к магазину просить милостыню, потом начал оформлять пенсию по инвалидности и другим помогать, — делится проповедник.
В Екатеринбурге у мужчины была своя комната. После перенесенных проблем со здоровьем мужчина стал оставлять бездомных и в ней. Однако потом решил, что для этого нужно куда больше места.
— Когда господь создает человека, он уже вкладывает в него таланты. Я с самого детства таскал домой и раненых кошек, и собак, и птиц. Получал за это от матери, но все равно приносил. Желание помочь во мне было всегда.
Когда я пришел к богу, я участвовал во многих благотворительных служениях. И перевязки делал бездомным, и кормить их помогал. В один момент я понял, что это разовая помощь, хотелось бы делать что-то помасштабнее, я даже в свою комнату приводил бездомных с улицы. Потом понял, что Екатеринбурге я с этим не развернусь, продал жилье и купил старый дом. Спустя несколько лет, в 2015 году, мы с сыном построили новое жилище, где смогли разместить всех желающих, — рассказывает мужчина.
Вспоминая о сыне, Эдуард резко меняется в лице. Оказалось, что молодой человек умер в возрасте 28 лет.
— У сына была брадикардия (замедление частоты сердечных сокращений — прим. ред.), врачи удивлялись, что он смог дожить до 28 лет. Он был очень верующим человеком, помогал восстанавливать храм в нашей деревне. Благодаря ему приход в Савиново и стоит, — вспоминает проповедник.
Сам Эдуард считает себя христианином, но не причисляет ни к православным, ни к католикам, ни к «пятидесятникам», пришедшим некогда ему на помощь.
— Эти религиозники из РПЦ от Христа отвернулись. Есть такая заповедь «не убий». А они говорят: «Пойдем хохлов мочить».
Они поклонились Антихристу, под каким бы соусом они это ни подавали. Меня крестили в православии, я учился в духовной семинарии, самостоятельно изучал православие. К сожалению, там очень много фарисейства и очень мало бога. Важнее там выполнить обряд, нежели жить по заповедям. Впрочем не все они такие, там есть и хорошие люди, — заключает мужчина.
«Я окончательно понял, что вся денацификация — это вранье»
Чаров признается, что до 2014 года был доволен работой Владимира Путина. По мнению мужчины, после 1990-х президент вытащил Россию из нищеты. Даже скромной пенсии по инвалидности ему долгое время хватало, однако после санкций экономика страны пошла под откос.
— До 2014 года я, честно скажу, поддерживал Путина. Однако после Крыма все изменилось. В 2018 году на выборах президента у нас в деревнях почти все голосовали за Грудинина, а выиграл почему-то Путин. Точно были вбросы голосов на выборах, — уверен мужчина.
В первые месяцы военных действий в Украине он не особо интересовался делами на фронте. Эдуард говорит, что осознал всю трагичность ситуации лишь спустя несколько месяцев.
— Я думал, что это очередная какая-то заварушка, как было в Чечне. Я слушал людей вокруг, в интернете разные материалы читал, а в телевизоре вовсю говорили про фашизм в Украине. Через месяца два я понял — ну какой там может быть фашизм, если Зеленский сам наполовину еврей? Да и если бы что-то и было, мировое сообщество все бы прекратило это.
Потом пошла информация об убийствах мирных жителей, грабежах. Я окончательно понял, что вся денацификация — это вранье.
Как тогда было с Крымом: им нужно было получить выход к морю, где у них дворцы и дачи, они и взяли, так и сейчас в ДНР и ЛНР, им нужен уголь, ресурсы новых территорий, они их и забирают, — считает Чаров.
Проповедник уверен, что после окончания военных действий ситуация в стране будет хуже, чем в 1990-е годы.
— Придут мобилизованные и зэки. Грядут страшные времена, нам нужно всем запастись верой, — считает мужчина.
В прошлом году в приют приехала пожилая женщина, которая, по словам проповедника, поддерживала Путина. Спустя несколько месяцев жизни в богадельне она в корне изменила свое мнение.
— Через 2 месяца, прожив без телевизора, послушав истории людей, униженных нашим государством, с которыми она жила, она полностью поменяла свои взгляды. Хочу всем людям сказать: берегите стариков от телевизора, — призывает Эдуард.
После объявления мобилизации Чаров сообщил, что готов приютить тех, кто получил повестки. По словам проповедника, за последние полгода у него жили семь мобилизованных. За помощью обращались мужчины не только из Свердловской области, но и из других регионов. Ради безопасности людей затем перенаправляли в работные дома в Екатеринбурга.
— Человеческая жизнь дороже всего на свете, ни за какие бредовые идеи умирать точно не стоит. Если себя не жалко, подумайте о родителях. У меня двери открыты, приходите, только не умирайте и не убивайте сами. Даже сейчас я не отказываюсь от своих слов, могу предоставить укрытие, — заявляет мужчина.
«Не могу смотреть, как черное называют белым, а белое черным»
В апреле стало известно, что против Эдуарда возбудили сразу два административных дела, а его самого вызвали в Красноуфимский суд. По словам Чарова, после таких новостей односельчане не изменили хорошего отношения к нему. Много кто продолжает помогать приюту, принося еду.
— Основная масса людей меня поддерживает. После дела по «дискредитации армии» стали даже лучше относиться. Я когда общаюсь с людьми, все настроены против всей этой мерзости, мало кто хочет войны.
Даже когда обо мне написали всякие негативные публикации в СМИ, все равно комментариев в мою поддержку было больше. Люди сами звонили, спрашивали, как могут помочь, — делится проповедник.
Как и во многих небольших городах России, в Красноуфимске основные точки притяжения жителей — здание суда, администрация и автостанция — находятся в одном месте. Неподалеку от этого места стоит храм. Мы входим в зал под отдаленные звуки колоколов.
Через несколько минут на второй этаж Красноуфимского районного суда с тростью поднимается и Эдуард Чаров. В сопровождении адвоката Романа Качанова мужчина дожидается начала слушаний, перекидывается с юристом шутками, но по лицу видно, что он переживает.
Начинается заседание. Государственный обвинитель заявляет, что Чаров публично разместил информацию, разжигающую ненависть к социальной группе «государственных должностных лиц», в социальной сети «ВКонтакте». Также на его странице полиция нашла сообщения, «дискредитирующие» российскую армию.
По запросу прокуратуры администрация социальной сети подтвердила, что страница, на которой были размещены посты, действительно принадлежит Чарову. Лингвистическая экспертиза от специалиста ФСБ показала, что в постах проповедника есть призывы к разжиганию ненависти к Владимиру Путину, который является представителем группы госслужащих. Кроме того, лингвисты нашли в постах Чарова признаки заведомо ложной информации и «дискредитации» российских военных.
Сам Эдуард признает факт размещения информации, но не считает себя виновным. На вопрос судьи Евгении Четиной о постах он сказал, что тем самым выразил свое личное мнение.
— У меня обостренное чувство справедливости, я верующий человек. Я не могу смотреть, как черное называют белым, а белое черным, — сказал Чаров.
В суде Чаров заявил, что объяснения по делу о возбуждении ненависти были написаны кем-то другим: мужчина говорит, что подписал бумаги, не глядя. Кроме того, ему не разъяснили право на защитника. Вместе с тем к обвинительному листу по делу о «дискредитации» был приложен неполный документ: в нем не было подписи лингвиста, так как в суде неправильно подшили дело.
Адвокат проповедника Роман Качанов уверен, что критика президента не должна восприниматься как возбуждение ненависти. Кроме того, публикации в социальных сетях — это реализация конституционного права на свободу мысли и слова.
— Политическая дискуссия в стране разрешена. Государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике. В отношении их пределы критики даже шире, нежели к обычным гражданам, так как в рамках избирательной кампании политики участвуют в дебатах, — считает Качанов.
Несмотря на все доводы, судья назначает мужчине штрафы, превышающие запрашиваемые прокурором суммы. В течение 3 месяцев Эдуард Чаров должен будет заплатить государству 65 тысяч рублей за сказанные слова.
— У меня супруга получает 1 300 рублей за уход за инвалидом первой группы, у меня пенсия 12 700, на человека у нас в среднем уходит около 7 тысяч рублей. И это еще без оплаты света и коммуналки. Они просто забирают последние деньги. Еще и лекарства нужно покупать. Думаю, что у нас просто нет возможности оплатить штрафы, — заключает Чаров.
Пока решение не вступило в силу, но если вы хотите помочь Эдуарду Чарову с оплатой штрафов или поддержать его приют, перевести любую сумму можно по номеру карты его супруги Инны Владимировны Чаровой:
5381 5000 3192 6287