«Кто будет слушать поэта, который не ведает смерти?»

Заменят ли нейросети художника? Интервью со Светланой Спириной, организовавшей выставку цифрового арта

17 апреля, 18:19, 2023г.    Автор: Анна Филосян

Зимой в Уральском филиале ГМИИ имени А. С. Пушкина (ГЦСИ) молодые художники из Екатеринбурга создавали объекты цифрового искусства в лаборатории Светланы Спириной, работающей с перформансом, фотографией, видео и пространственными инсталляциями. В течение месяца участники исследовали состояние изображения в эпоху тотальной цифровизации: взаимодействовали с нейросетями, создавали, сохраняли, обменивались, наслаивали и смешивали изображения. Итогом их работы стала онлайн-выставка под названием «Цифровое разрастание всевозможного изобразительного».

Чем интересна эта выставка, почему ее решили организовать в онлайне, как современные художники могут взаимодействовать с искусственным интеллектом, и главное, сможет ли он когда-нибудь заменить художника, Светлана рассказывает в интервью, которое для It’s My City записала автор телеграм-канала «Е-катарсис» Анна Филосян.

Светлана Спирина. Фото предоставлено художницей

— Света, расскажи вкратце о том, где ты училась сама и как заинтересовалась цифровым искусством?

— Я училась в Чехии, на магистратуре по современной фотографии в Высшей школе прикладного искусства, окончила курс в пандемию и переместилась сюда. Начинала с классического перформанса в традиции Марины Абрамович, сочетая в себе автора, исполнителя и исполняемое изображение. За время учебы мне стало понятно, что фотография и перформанс существуют в одном и том же поле производства изображений, и я стала относиться к перформансу как к ожившей в пространстве фотографии. 

Одновременно со всем этим я погружалась в поле визуальных исследований: момент окончания моей учебы совпал с бурным развитием нейросетей. Визуальное поле радикально меняется, человек окончательно смещается как автор с позиции создателя изображений, и мы оказываемся в пространстве, населенном изображениями, которые производят машины. Это касается и видеосъемки на улице, и просто контента в социальных сетях, это происходит в нарастающем режиме.

— В 2022 тебя пригласили провести собственную лабораторию в Уральском филиале ГМИИ для проекта «Лаборатория молодого художника». Она как раз называлась «Цифровое разрастание всевозможного изобразительного». Расскажи подробнее, чем занимались ее участники и в чем были ее задачи? 

— Я формулировала лабораторию как практику изображения в различных его флюидных цифровых формах, в которых оно нам предстает сегодня. Задача лаборатории, по сути, была поисследовать и попробовать на практике инструменты создания и редактирования изображений, которые сейчас доступны, начиная от фотографирования смартфоном и заканчивая использованием нейросетей.

Сначала у меня были разные инструкции о том, как обмениваться изображениями. Например, на протяжении всей лаборатории у нас было задание в три часа дня взять в руки смартфон, сфотографировать то, что находится перед тобой, сфотографировать себя в этом моменте и, если есть камера, которая за тобой наблюдает, дать этому тоже внимание, посмотреть, есть ли еще что-то, что наблюдает за тобой, создает изображение тебя в этот момент.

Работы участников лаборатории. Предоставлены Светланой Спириной

— Эти снимки вы потом скидывали в специальный чат? Что с ними происходило дальше?

— Да. Мы не только скидывали изображения, мы на них реагировали. То, что мы видели, влияло на то, что мы фотографировали на следующий день. 

Первое задание — это скриншот, или слепок дня. Все делают фотографии, затем каждый выбирает чужую фотографию и ставит на обои своего телефона. Таким образом мы устраивали микрогалерею чьего-то изображения у себя на телефоне. Дальше уже можно было браться за визуальный поток. Мы устраивали нечто вроде скролл-медитации: подключались в общий зум, каждый заходил в свою ленту инстаграма, и все внимательным, исследовательским взглядом смотрели ленту другого человека и делали скриншоты, чтобы погрузиться в визуальное поле за пределами своего инфопузыря. 

Вторая встреча была посвящена координатам. Задача была создать некое цифровое общее место. Мы в рандомизаторе генерили координаты, обменивались ими и отправляли друг друга в путешествие по этим координатам. 

Дальше у нас был звук — это было задание на исследование нейросетей, чтобы перевести изображение, полученное в предыдущих заданиях, в звук. Ну и самое любимое занятие у группы было посвящено селфи, там было несколько заданий. Первое — мы использовали анонимайзер, в который можно загрузить селфи, и он предлагает похожие лица. Второе — мы загружали селфи в нейросети и на их основе генерили похожее, по мнению нейросети. Также генерировали селфи с помощью тестового описания.

Работы участников лаборатории. Предоставлены Светланой Спириной

Наш чат за месяц превратился в труднопроходимую ленту изображений, в которых сложно что-то найти: каждый день каждый из участников скидывал туда свои изображения, два раза в неделю мы скидывали туда результаты заданий, это было очень интенсивно, это превратилось в визуальный поток. «Соцсеть», в которой сложно что-то найти. 

Мы подумали, что поскольку нам нужно погрузить зрителя в нашу ситуацию, это должна быть какая-то еще более интенсивная соцсеть, over-перегруз изображений, визуальный поток по образу и подобию Инстаграма*, нам только нужно было преобразовать вертикальность в горизонтальность и создать там некие наплывающие друг на друга изображения, которые движутся во все стороны.

Изначально я хотела делать выставку офлайн. Но поскольку организационно все менялось, лаборатория сдвинулась по времени и у нас не было возможности сделать выставку прямо в ГЦСИ. В ходе лаборатории мы работали с флюидным, перемещающимся изображением и практиковали общение через экран, поэтому мы приняли решение, что попробуем организовать выставочный формат онлайн.

Один из первых вопросов нашей выставки был в том, хотим ли мы подписываться под изображениями, которые создавались, или нет. И большинством голосов мы решили, что хотим оставить безавторскую ситуацию.

Работы участников лаборатории. Предоставлены Светланой Спириной

— В тексте к итоговой выставке говорится, что теоретической основой лаборатории стал циркуляционизм. Поясни, пожалуйста, что это за термин.

— Это термин из медиатеории немецкой исследовательницы Хито Штейерль. Термин «циркуляционизм» она предложила для описания того, что происходит с фотографией и изображением — разрастание, циркуляция изображений, обозначение потоковости, которую человек больше не может контролировать, поскольку, как только изображение попадает в интернет, мы больше не можем проследить его судьбу, историю копирования.

— То есть речь идет о том, что человек из субъекта превращается в объект, утрачивает свое субъектное начало?

— Да. На одной из дискуссий на конференции Screenshot_2023 в московском Музее криптографии говорилось, что если попробовать спрогнозировать, что будет происходить с субъектностью человека в создании изображений лет через пять, учитывая такую скорость развития нейросетей, мы можем предположить, что человек очень быстро лишится всех рабочих мест, связанных с соцсетями. В принципе, искусственный интеллект уже создает медиаконтент, генерит изображения и текст, а человеку остается только пересылать эти изображения друг другу. Ведь это единственное, чего нейросеть делать не может. То есть человек обеспечивает циркуляцию. Это очень неутешительный прогноз, но он, так скажем, подстегивает.

— Какие нейросети вы использовали для работы над изображениями? Можно было использовать все что угодно?

— По умолчанию я предложила сетки Stable Diffusion, DALL-E (не все могли ей пользоваться, регистрация в России запрещена) и Art Breeder. Еще я предлагала пользоваться разными инструментами из базы Phygital Plus. Ее создали российские программисты, которые занимаются разработкой и составили библиотеку AI for Artist. Какие-то инструменты есть только на GitHub, и нужны навыки программирования, чтобы ими пользоваться, а есть такие, что ты просто заходишь на сайт и работаешь.

Изображения, сгенерированные нейросетью DALL-E по запросу «Цифровое разрастание всевозможного изобразительного». Предоставлены Светланой Спириной

— Как ты в целом смотришь на бурное развитие искусственного интеллекта?

— Я признаю революционность того, что делают сегодня нейросети. Это настоящий вызов для общества, он порождает массу эстетических, этических и прочих вопросов. Однако я не склонна думать, что нейросети захватят мир и станут единственным источником информации, а мы будем только пересылать друг другу мемы. Если мы не настоим на человеческой способности анализировать информацию, формулировать концепции и последовательно развивать идеи, чего машина не умеет делать, то мы, конечно, окажемся в такой ситуации. Я верю больше в человека и думаю, что развитие ИИ просто сильно поменяет нашу повседневность, занятость, систему рабочих мест.

— Многие уже сегодня задаются вопросом, зачем вообще нужен будет художник в ближайшем будущем.

— Нейросети уже генерируют всевозможные изображения, но я настаиваю на том, что художник, человеческая субъективность, человеческий разум принципиально отличаются от того, что предлагают нейросети. Тут я не свою мысль предложу, на меня сильно повлияла лекция восточноевропейской исследовательницы синтетических медиа и искусственного интеллекта Ленки Хамосовой. Она интересно отвечает на этот вопрос.

Нейросеть работает в режиме копирования информации, которая уже и так есть, она не способна произвести ничего нового, потому что только компонует информацию, попавшую в интернет за последние 15 лет. Это очень большая ориентация на поп-культуру, на тот медиаконтент, который есть в интернете, и мы не можем говорить, что эти данные на 100% воплощают собой полноту реальности, скорее, это некий поперечный срез верхушки айсберга. 

Если мы отдадим нейросетям производство информации, то мы сильно рискуем оказаться в пространстве без воображения, ведь у воображения есть способность производить что-то новое. Способность создавать ошибку за пределами того, что мы уже знаем, по-прежнему остается за человеком. Это позиция, которая мне ближе, которая спасает художника, он оказывается нужен для того, чтобы произвести некое новое, то, чего еще не было в пространстве копирования. В конце концов, как говорит один мой друг: «Кто будет слушать поэта, который не ведает смерти?»

—  Но ведь в какой-то момент условной технологической сингулярности мы наверняка сможем прийти к тому, что нейросеть станет полноценным искусственным интеллектом и сможет воспроизводить что-то сама на основе ранее изученного. Что будет в этом случае, смогут ли роботы-художники конкурировать с людьми? Ведь уже сейчас бывает сложно отличить, что сделал человек, а что алгоритм.

— Будем решать проблему по мере поступления. На данный момент такой опасности нет, то, что способны воспроизводить нейросети, очень ограниченно и неизобретательно в визуальном плане. Создание произведения искусства — это более сложный процесс, чем просто создание изображения или текста. Здесь одинаковую ценность имеют идея, ее воплощение в цифровом и физическом мире, процесс решения, где, как, в каком материале, в каком цвете, свете и контексте объект должен появиться, что должно его окружать? Какой перформативностью и длительностью во времени он должен или может обладать? Пока что я не видела примеров слаженной работы Chat GPT, Dalle 2 и «руки хука», которые бы захватили музеи и слаженно создавали для нас выставки, погружающие в совершенно иной, неузнаваемый опыт.

Плюс в художественном процессе есть такие важные аспекты, как воля, интуиция, внутренняя свобода и то, что называется «художественная логика» — некая абсолютно непредсказуемая сборка идей и мыслей в сознании другого человека и воля последовательно воплощать их в своей художественной практике. Я точно так же пока не наблюдала нейросеть, которая бы решила эмансипироваться от утилитарных запросов человеческих агентов и посвятила бы все свое время созданию воплощений и пространств «собственного видения».

Изображения, сгенерированные нейросетью Stable Diffusion по запросу «Цифровое разрастание всевозможного изобразительного». Предоставлены Светланой Спириной

— Как будет формироваться стоимость на работы, созданные при помощи нейросетей. Может ли произойти девальвация их стоимости, учитывая то, что сделать работу сможет каждый, у кого будет доступ к алгоритмам? Или все останется прежним и стоимость по-прежнему будет определять имя конкретного художника, которое он наработал?

— Не думаю, что стоимость работ будет падать из-за участия ИИ. В современном искусстве стоимость работ не складывается из себестоимости материалов, затраченных на ее производство. Приобретая работу, коллекционер прежде всего приобретает предмет, который относится к иному взгляду на вещи, предмет, который принадлежит определенной художественной логике или дискурсивному полю, которое создается художником. Эти категории абсолютно нематериальны, но именно они задают стоимость. Из примеров, Jon Rafman — визуально и концептуально очень сильный художник, который, полагаю, постоянно растет в цене, и использование ИИ никак на это не влияет.

— За какими еще художниками, применяющими ИИ в своем искусстве, ты следишь?

— Pierre Hyugge, Антон Бурденко.

— Сейчас люди больше предпочитают обладать физическими объектами искусства. При этом все более популярным становится NFT-искусство, когда физического объекта нет, есть виртуальный, но человек все равно испытывает удовлетворение от обладания им. Есть ли будущее у NFT-искусства, на твой взгляд, и какую роль в смещении фокуса с физического на виртуальное будут играть нейросети?

— Я не специалист в NFT. Мои знания соотносятся с объемом сформулированного Виктором Вилисовым в статье «NFT как частный случай патриархата», и не больше.

Во многом причина, почему я этим не сильно интересуюсь, в том, что я как раз верю в материальность искусства и уже сейчас вижу большую усталость людей от диджитализации. NFT — это, конечно, еще одно расширение для коллекционирования, но, на мой взгляд, у него не будет большого будущего. Возможно, я звучу как ретроград, но я уверена, что произведения искусства в том числе призваны утолять наш голод по созерцательному опыту. Непосредственный опыт созерцания — причина, по которой приобретают работы художников. Ну, а кто из нас, проводящих большинство своего времени перед экраном телефона и компьютера, захочет созерцать искусство через этот же экран размером 6 на 10 см?

Онлайн-выставка «Цифровое разрастание всевозможного изобразительного» работает до 22 апреля.

В материале есть ссылки на Instagram, принадлежащий Meta, которую российские власти считают экстремистской организацией.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: