На Apple TV+ вышел фильм «Тетрис» о знаменитой игре «из-за железного занавеса», которая появилась в Советском Союзе в 1980-е годы, а позже стала достоянием всего мира. Главными героями стали создатель «Тетриса», советский программист Алексей Пажитнов и американский разработчик видеоигр Хэнк Роджерс, а основной конфликт закручивается вокруг попытки Роджерса получить права на игру в стране, которая начала «откручивать гайки», но все же остается недружелюбной для посетителей извне.
Почему фильм смотрится выигрышно на фоне привычных западных картин об СССР, как режиссер передал атмосферу перестройки и какой важный для нашего времени месседж несет в себе картина, рассказывает кинообозреватель It’s My City Алексей Акулов.
Осторожно, в тексте могут присутствовать спойлеры.
Фильм начинается с того, что разработчик видеоигр Хэнк Роджерс (Тэрон Эджертон) приезжает на выставку в Лас-Вегасе, чтобы представить свой проект, но посетителей и самого Хэнка завлекает стенд с игрой «Тетрис». Главный герой узнает, что игра уже запускается во всем мире, кроме Японии. Для получения прав на дистрибьюцию ему требуется поехать в СССР и найти создателя игры Алексея Пажитнова (его играет Никита Ефремов). Однако в Москве разработчика ожидают КГБ, бесчеловечная политическая система и конкуренты на покупку прав.
Сразу с головой в сюжет лучше не вникать. Как и в большинстве фильмов про бизнес, география событий и количество героев зашкаливают. По этой причине в первые пятнадцать минут не совсем понятно, кто эти люди и что происходит. По правилам жанра, все бизнес-перипетии начнут раскрываться только к середине фильма.
Несмотря на некоторые провисания в сценарии, фильму все равно удается удивлять. Поначалу кажется, что от обычной «клюквы» остались только пыжиковые шапки и люди, бредущие через хмари. Но не тут-то было! Когда создатель «Тетриса» приводит американского разработчика на подпольную дискотеку, все же выясняется, что далеко режиссер не ушел. Например, русская молодежь вовсю хлебает vodku. Ох уж эти russkie с их восьмидесятыми…
Режиссер Джон С. Бейрд уловил замечательную мысль — русских в кино должны играть русские же актеры. Он подарил замечательные роли Никите Ефремову, Софье Лебедевой (ее многие могут помнить по «Последнему министру» или «МакМафии») и Олегу Штефанько. Это позволило «Тетрису» не улететь в абстрактные рассказы о Soviet Union и сделать бодрое кино. Отдельно хочется обсудить роль Игорь Грабузова, который играет кагэбэшника, пускай и чересчур карикатурно.
Агент Валентин Трифонов появляется в фильме везде и сразу. Буквально. В кабинетах высших властей, в подвалах прослушки, на встречах с коллегами, в компании «ЭЛОРГ», в номере отеля Хэнка. На удивление, прописан герой вполне неплохо: в фильме он один из самых живых персонажей. Предчувствуя распад страны (действие фильма происходит в 1988 году), Трифонов пытается ухватиться за любую возможность стабилизировать свою жизнь.
Атмосфере перестройки в фильме уделили достаточно много внимания. Показали Горбачева, который (от нечего делать?) занимается подозрительным агентом КГБ, пустые магазины, беспокоящихся о своем будущем людей и молодых ребят, требующих свободу слова и выражения. «Свобода для людей» — твердит надпись на стене.
Чтобы усилить атмосферу витающих в воздухе перемен, создатели фильма пошли интересным путем. Любимой отмычкой отечественных кинодеятелей давно стало использование в фильмах этого периода песен «Кино», ведь перемен требуют наши сердца. Создатели «Тетриса» подошли к подбору музыки странно, но зато выбились из сложившегося тренда: сделали ремикс из «Калинки-малинки» и «Выйду на улицу», а певица Polina перепела на русский язык «Heart of Glass» и «Holding out for hero». Вне фильма слушать все это не хочется, но музыка как будто лишний раз намекает, что режиссер фильма не намеревался снимать очередную «калину» (хотя местами она все-таки получилась).
Вместе с меняющимися на 8-битную картинку кадрами музыкальное сопровождение создает ощущение развлекательного кино, которое имитирует аркадные гонки, «бегалки», а иногда и напрямую сравнивается с играми восьмидесятых самими героями. Апогеем подобных сцен становится погоня по Москве, имитирующая не только гонки, но и комбинированные съемки автомобильных погонь.
Но все это меркнет на фоне дуэта Тэрона Эджертона и Никиты Ефремова, на которых невозможно наглядеться. Они служат примером той самой пресловутой «химии» между актерами. Герои выглядят так, словно работали вместе всю жизнь. Их совместные сцены закрывают все странности фильма. Они не противопоставляются друг другу, как враги. «Не такие уж мы и разные», — говорит герой Ефремова Эджертону. Из сегодняшнего дня эта фраза звучит, как главный смысл картины.
В сухом остатке «Тетрис» выпущен, нижний ряд собран, Берлинская стена пала, Алексей Пажитнов улетает из СССР — именно этой рифмой заканчивается фильм.
«Тетрис», задуманный как фильм о бизнесе и коррупции, где главным конфликтом служит то, что в СССР ничего не знали об интеллектуальной собственности, а уж тем более о ее продаже, да еще и за границу, превратился в фильм о сегодняшнем дне. Что вы думаете о дне Земли? Я думаю, что там очень темно.
Хорошего просмотра!
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.