Подростки в трамвае, водонапорная башня на Плотинке, рабочие с экскаваторами, вид на пивоваренный завод Гребеньковой и даже абстрактные геометрические фигуры — все это Екатеринбург. Точнее, так видят его уральские художники. С 24 марта начала работать новая постоянная экспозиция галереи «Синара Арт», приуроченная к 300-летию города. В ней зрители могут познакомиться с Екатеринбургом заново: увидеть не только знакомые места, например, в пейзажах Ивана Слюсарева, но и почувствовать город в супрематичных работах Владимира Селезнева.
Журналист It’s My City посетил выставку «Я — Мы Екатеринбург» в галерее «Синара Арт» до ее открытия и рассказывает, почему экспозиция отличается от подобных художественных выставок о городе и горожанах.
Свободу зрителю!
Первое, с чем сталкиваешься, заходя в выставочный зал, это коллекция работ Виталия Воловича. Все они собраны и показаны зрителю вместе в первый раз. Хотя художник больше известен широкому как автор графики и гравюр, здесь он использовал гуашь и запечатлел знакомые многим места. В этих работах можно узнать храм Вознесения Господня на Вознесенской горке, Зеленую рощу, улицу Розы Люксембург.
Конечно, рассказывать только о Воловиче в рамках этой выставки будет нечестно по отношению к другим авторам. На «Я — Мы Екатеринбург» зритель может увидеть 78 работ разных художников, которые жили, живут или как-то были связаны с Екатеринбургом.
Осматриваемся вокруг. В зале звучит «Время, вперед!» Свиридова, а под ногами всюду разбросаны изображения геотега из «Яндекс. Карт». Это символ выставки.
— Мы предлагаем зрителю совершить определенный маршрут по нашей выставке, как обычно мы совершаем маршруты по нашему городу, пользуясь картой или навигатором. Его можно конструировать самостоятельно, для этого мы специально оставили подсказки — теги и заметки на стенах, — рассказала куратор выставки Арина Воробьева.
От рисунков Виталия Воловича можно пойти направо и встретиться со светлыми пейзажами Ивана Слюсарева, налево — с абстрактными мотивами Сергея Лаушкина и Олега Елового. Водят по маршруту те самые записки, о которых говорила Воробьева: это сведения об авторах, их жизни и творчестве в виде «заметок на полях» от кураторов. В них они объясняют, почему для выставки выбрали те или иные работы и как они связаны между собой.
— Наша ключевая задача, чтобы зритель нашел себе место в этой экспозиции, чтобы он не был притеснен какой-то скованностью, когда кураторы заранее определяют логику маршрута по выставке. Здесь мы даем больше свободы зрителю, — добавила Арина Воробьева.
Со временем экспозицию будут дополнять. Появятся новые теги на маленьких экранах на стенах, где можно будет прочитать биографию того или иного художника. Но выставка на этом только начнет свою трансформацию. По словам арт-директора галереи «Синара Арт» Юлии Борзенковой, работа экспозиции запланирована на долгий срок, не менее полугода. И с течением времени ее будут изменять, возможно, будут внедрять работы самих посетителей. Через две недели в рамках экспозиции откроют коллажную мастерскую.
— По субботам мы будем встречаться с гостями экспозиции, ее зрителями для того, чтобы творить, возможно, шить даблоидов, как Леонид Тишков (на вставке есть отдельная комната с видеопроекцией, это работа Леонида Тишкова «Цех по производству даблоидов» — прим. ред). Коллажная мастерская носит в себе идею сопричастности к творчеству художников. Мы подумаем, как было бы интереснее выделить авторов. Возможно, мы затем будем выставлять их работы в онлайн-формате, но пока мы продумываем и другие варианты, — рассказывает Юлия Борзенкова.
Помимо коллажной мастерской в рамках «Я — Мы Екатеринбург» предусмотрена большая событийная программа — лекции и мастер-классы. Кроме того, организаторы запланировали ряд мероприятий ко Дню города, уже к самому празднованию 300-летия Екатеринбурга, о них будут сообщать отдельно в соцсетях галереи.
Почему «Я — Мы Екатеринбург»?
В этом названии заключены два связанных между собой начала или, как выразилась куратор Арина Воробьева, формулы. «Я» — каждый художник и каждый зритель в отдельности. «Мы» — жители Екатеринбурга, их истории, а также взаимодействие представленных на выставке художников. По этой причине не стоит ждать, что вы увидите только изображения знаковых городских мест, пейзажи или хотя бы горожан. Вас могут привести в недоумение абстракции Селезнева или Старика Букашкина (да, он тут тоже есть, но здесь выставили далеко не привычные нам работы панк-скомороха), мол, как в этих квадратах и разводах увидеть Екатеринбург? Кураторы же предлагают нам посмотреть на город и его атмосферу глазами художника, а это не всегда просто.
Выставка сочетает имена уже легендарных художников Екатеринбурга, например, того же Воловича, Слюсарева, Брусиловского и Старика Букашкина и даже Эрнста Неизвестного, и имена молодых творцов, о которых могут услышать впервые почитатели «старой школы» екатеринбургского искусства. К таким можно отнести Руслана Комадея, Владимира Абиха, Катю Червонных. Последние двое более известны как стрит-арт-художники, а Комадей — как поэт и музыкант, и теперь «Синара Арт» решила включить их в историю искусства нашего города.
— Выставка предполагает интерес к тому, что здесь изображено, кто эти люди (художники — прим. ред.), может быть, зритель с кем-то из них не знаком, даже с какими-то суперизвестными именами. Я думаю, что будет очень полезно получить новую информацию, — добавила куратор Арина Воробьева.
Посетить выставку «Я — Мы Екатеринбург» в галерее «Синара Арт» можно с 24 марта с 11:00 до 21:00 (кассы закрываются в 20:00). Стоимость билетов: 150 рублей полный, 100 рублей льготный (12+).