Вероятно, последний фильм великого режиссера

Почему автобиографичная картина «Фабельманы» Стивена Спилберга достойна «Оскара» как «Лучший фильм года»

9 марта, 21:11, 2023г.    Автор: Алексей Акулов

Близится 95-я церемония вручения «Оскар», которая состоится 12 марта. Одним из ее фронтраннеров по праву считаются «Фабельманы». Очень личная и автобиографичная картина голливудского мэтра Стивена Спилберга, вероятно, станет последней на его творческом пути и уже самим этим фактом создает невероятное напряжение в своей борьбе за звание «Лучшего фильма» 2023 года. Кинообозреватель It’s My City Алексей Акулов рассказывает, почему каждому стоит посмотреть «Фабельманов», вне зависимости от успеха фильма.

Кадр из фильма «Фабельманы»

На дворе 1952 год, в кинотеатрах проходит премьера «Величайшего шоу мира». Маленький Сэмми Фабельман пришел на показ вместе с родителями. Он боится темноты и огромных людей на экране. Свет гаснет, большие голубые глаза, восхищающиеся происходящим на экране столкновением поезда, поддаются гипнозу того самого великого кинематографа больше остальных. 

Жизнь Сэмми изменилась. Родители, которых играют Пол Дано и Мишель Уильямс, дарят ему на Хануку железную дорогу. С отцовской камерой в руках Сэмми восстанавливает аварию на игрушечной дороге и снимает свой первый фильм.

Спустя 55 лет после начала своего пути великий Стивен Спилберг, режиссер-легенда, сделавший как минимум 20 хитов и вырастивший не одно поколение зрителей, снял полуавтобиографический фильм. Новым фильмом Спилберг, конечно, заканчивает свою эпоху: он поработал во всех жанрах и наконец добрался до автобиографии. 

Кадр из фильма «Фабельманы»

По трейлеру все выглядело как обычно: милая семейная драма с рефлексией личных проблем режиссера, красивые актеры, смеющиеся во все 32, и заливающиеся солнцем кадры. В принципе, все так, но отличие фильма состоит в его искренности. Спилберг не боится делиться личной драмой со зрителем и делает это ненапыщенно. Здесь нет кричащих голов с разрывными монологами, которые впоследствии покажут на профайле во время вручения «Оскаров».

Выворачивание собственной жизни на потеху публике — самый легкий способ высосать эмоции и показать, какой режиссер смелый, что на самом деле выглядит практически всегда неловко. Смелость «Фабельманов» — в сдержанности режиссера, не уплывшего в рассказ о том, как стать великим, или ударившегося в рассказ о кризисе самого себя (передаем привет «Бардо» Алехандро Г. Иньярриту).

Кадр из фильма «Фабельманы»

Завораживает даже набор актеров, которые не исполняют роли статистов из воспоминаний режиссера, а проникают в ткань фильма и его устройство. Габриель ЛаБелль, играющий молодого Спилберга, по праву может считаться одним из открытий этого сезона, как когда-то Джулия Баттерз, сыгравшая у Тарантино в «Однажды в Голливуде». Она здесь, кстати, тоже играет — сестру Спилберга. 

Пришедший из ниоткуда дядя Борис в исполнении Джадда Хирша и окончательно вышедший из своего комедийного амплуа Сет Роган. Не оставил Спилберг нас и без сюрпризов. В конце фильма всех кинолюбителей ждет крышесносное камео, когда Сэмми придет знакомиться с режиссером Джоном Фордом, а вот кто его играет, раскрывать не будем.

Кадр из фильма «Фабельманы»

«Фабельманы» — это в хорошем смысле старое кино/старая школа. Все в нем понятно, акценты расставлены ясно, ожидания складываются в ровную мозаику. В нем нет измученных и пафосных диалогов, оно всегда подвижное. Сюжеты, как будто концентрированные воспоминания, вырванные из памяти, постоянно удерживают внимание то «Калинкой-малинкой» на русском, то неожиданными поцелуями или танцами у костра, смертями, прибытием дальних родственников и так далее. 

Пожалуй, последним фильмом, о котором хотелось сказать то же самое, была прошлогодняя «Вестсайдская история». Давайте с одной попытки. Кто же ее снял? Стивен Спилберг!

Мастерство Спилберга заключается в том числе и в раскрытии тем и проблем, которые не выглядят недосказанными. Все, о чем режиссер хочет сказать, получает развитие. На фоне основного конфликта между семьей и искусством он говорит о кризисе семьи, проблеме отцов и детей, первой любви, антисемитизме и верности самому себе. Герои фильма произносят важные как для зрителя, так и для самого режиссера слова. Сэмми говорит своей матери: «Я прощаю тебя», в ответ на это она со слезами на глазах желает ему делать то, что велит сердце, ведь он не должен свою жизнь никому, включая ее. 

Кадр из фильма «Фабельманы»

На пресс-конференции Берлинского кинофестиваля, где режиссер получил почетного «Золотого медведя», он рассказал, что у него нет идей для будущих проектов. Оттого ценнее слова его отца, сказанные в конце фильма: «Мы зашли слишком далеко, чтобы сказать the end». И действительно так. 

Даже если это последний фильм режиссера, ни о каком конце не может идти и речи. Исчезли ли его фильмы из памяти за 50 лет? Вспомните, прямо сейчас. Штук 5 может назвать, наверное, каждый.

За всей этой драмой кроется лишь одно — истинная и адекватная любовь к кино, а не очумелая и оттого бессмысленная, как в «Вавилоне». Мальчик, снявший десятки великих фильмов, вырос и отправился в последнее путешествие — к самому себе, удостоив нас чести пройти этот путь вместе с ним. 

Кадр из фильма «Фабельманы»

«Фабельманы» — не новаторский фильм, но чистое ощущение магии кино, которое способно спасти человека от реальности и увести в свои воспоминания о лучшей жизни. Трогательной точкой становится посвящение фильма Лее и Арнольду (родители Спилберга). Их уже нет, Леа умерла в возрасте 97 лет в 2017 году, а Арнольд в 103 года в 2020.

Без особых надежд ждем 12 марта и верим, что Стивен Спилберг получит свою вторую статуэтку за лучший фильм (первую он получил в 1994 году за «Список Шиндлера»).

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: