В Музее архитектуры и дизайна УрГАХУ открылась новая выставка «Шедевры мастеров парижской школы». В Екатеринбург привезли работы легендарных художников Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Марка Шагала, Василия Кандинского, Анри Матисса, а также других выдающихся, но менее известных авторов. Картины предоставил «частник» — коллекционер, совладелец галереи PS Gallery из Санкт-Петербурга Павел Башмаков. Он же стал куратором выставки в Музее архитектуры и дизайна.
Организаторы называют новую экспозицию подарком к 300-летию Екатеринбурга, так как произведения мировых знаменитостей приезжают на Урал не так часто, как хотелось бы. It’s My City рассказывает, какие именно работы мастеров привезли к нам в город, а также почему стоит успеть посетить выставку.
Что такое «Парижская школа»
На выставке можно познакомиться с сотней работ десятков художников из разных стран, однако всех их объединяет принадлежность к так называемой «Парижской школе». Дело в том, что в XX веке центром искусства Европы была именно столица Франции: молодые художники приезжали сюда, селились в квартале Монпарнас и образовывали целые коммуны.
До начала XX века в Париже тоже бурлила художественная жизнь, поэтому там уже работало множество галерей и салонов, художники имели возможность выставлять и продавать свои работы. Кроме того, в Париже работала Школа изящных искусств, где учили живописи и скульптуре. Открывались частные мастерские, где молодые художники могли обучаться и улучшать свою технику. Поэтому неудивительно, что во французской столице развивалось искусство и она привлекала мастеров со всего мира.
«Парижская школа» — это не определенный стиль или метод. Она объединяет в себе множество авангардных направлений, которые возникали в зависимости от «волны» школы (всего их было три): кубизм, дадаизм, примитивизм, супрематизм, сюрреализм и другие. Можно сказать, что это интернациональный пласт художников, приехавших жить и работать в Париж в 1900–1960 годах.
— Они исповедуют разный менталитет, разные стилистические направленности, но они живут в содружестве и, питаясь энергией друг друга и подглядывая за новыми ходами друг друга, создают новое искусство XX века, — характеризует художников «Парижской школы» коллекционер и куратор Павел Башмаков.
Новые старые имена
Стоит оговориться, что почти все работы, представленные на выставке — либо литографии, либо офорты. Литография — это техника плоской печати, при которой рисунок под давлением переносится с печатной формы на бумагу. Офорт — тоже печатная техника, но с применением металлической пластины, кислоты (сейчас используют битумный лак) и специальной иглы.
Обе техники помогают художнику сделать сразу несколько одинаковых копий одного и того же рисунка, поэтому одну и ту же работу вы сможете увидеть сразу в нескольких музеях и галереях. Тем не менее литографии и офорты ценятся в мире коллекционеров, такие произведения легче возить из одной галереи и другую, чем картины, написанные маслом или акрилом. Это и делает с большой периодичностью петербургский коллекционер Павел Башмаков.
— Когда я покупаю [картины] на аукционах, я уже в голове продумываю, как эти работы войдут в следующую экспозицию, — говорит Башмаков.
В Екатеринбурге он решил организовать выставку, посвященную именно «Парижской школе», так как хотел, чтобы люди не только больше узнали о творчестве и жизни популярных художников, но и познакомились с новыми именами. Например, широкому зрителю почти неизвестны Кес ван Донген или Морис Утрилло, однако их произведения тоже достойны внимания.
Что касается более громких имен, то на выставке представлено несколько работ легендарного Сальвадора Дали. В 1920-е годы он тоже был частью «Парижской школы» и впитывал опыт местных художников. Ведь сюрреализм, ярким и самым известными представителем которого является испанец Дали, на самом деле «придумали» французы.
Русская эмиграция как толчок развития «Парижской школы»
Особенностью «Парижской школы» является ее интернациональность, хотя течение и привязано к определенному местоположению. В Париж приезжали строить карьеру не только художники из ближайших Италии и Испании, но и из далекой Российской империи, а затем и СССР. Первыми авторами, которые впоследствии стали представителями «Парижской школы», были Марк Шагал и Василий Кандинский, приехавшие в Париж еще в начале 1910-х годов. Чуть позже в Париж переехала художница-авангардиста Наталья Гончарова с мужем Михаилом Ларионовым.
После Октябрьской революции, а затем и во все время существования Советского Союза уже «Новая парижская школа» (вторая и третья волны «Парижской школы») пополнялись художниками-эмигрантами из России/СССР. Таким был художник Александр Алексеев: он родился в Казани, покинул Россию в 1919 году и больше никогда сюда не возвращался. Во Франции он стал известным иллюстратором. После революции из России уехали также Андрей Ланской (в 1929 году) и Иван Пуни (в 1924 году). Художник Михаил Шемякин покинул СССР в 1971 году и тоже стал последователем «Парижской школы» последний, третьей волны. Сейчас он живет в США.
— Россияне внесли огромный вклад в развитие «Парижской школы». Все художники, кроме Марка Шагала, больше не вернулись на родину. Например, художница Наталья Гончарова уехала из России (в 1914 году — прим. ред.), но никогда не была в Советском Союзе. Но она весь свой архив посмертно завещала именно Советскому Союзу, — рассказывает Павел Башмаков.
Посетить выставку можно с 3 марта по 21 мая 2023 года по адресу ул. Горького, 4а со вторника по воскресенье с 11:00 до 19:00. Стоимость полного билета 500 рублей, льготного 300 рублей. 12+.