Железная няня из «Смешариков» выглядит страшнее

Что не так с «Антологией русского хоррора», нарисованной по мотивам Пушкина, Толстого и Жуковского

3 марта, 17:54, 2023г.    Автор: Алексей Акулов

В феврале видеосервис More.tv представил свой новый проект. Шесть историй, шесть стилей по произведениям культовых русских писателей под общим названием «Антология русского хоррора: Красный состав» (почему «состав» и почему «красный», непонятно). 

«Антология» (18+) представляет собой мультсериал, серии которого не связаны друг с другом и рассказывают истории, позаимствованные из литературы, нарисованные в разных стилях. Кинообозреватель It’s My City Алексей Акулов посмотрел все и рассказывает, почему, на его взгляд, заманчивый проект во многом оказался провальным.

Внимание, в тексте присутствуют спойлеры, если их можно таковыми считать. 

Идея экранизировать страшные рассказы в разных стилях похвальна и вызывает интерес, но начинается вторая, затем третья серия, а вместе с ними непонимание. В чем различие стилей? Вторая, третья и пятая серия почти не отличаются друг от друга, разве что качеством прорисовки. Тем не менее в остальных можно найти и 3D-анимацию, и подобие аниме, и даже смесь рисунков с аппликациями.

Если отталкиваться от любимой фразы кинодеятелей «по мотивам…», означающей, что обходиться с материалом можно как угодно, потому что не экранизацию снимаем, а только идею берем, то «Антология» является образчиком того, как делать не нужно. Создатели, коих целых восемь человек, берут события рассказов и мешают их на свое усмотрение: убирают и добавляют героев, предыстории, диалоги, лишая при этом других героев мотивации и смысла.

Кадр из мультсериала «Антология русского хоррора: Красный состав»

Яркий пример в этом плане — серия «Семья вурдалака» по мотивам одноименного рассказа Алексея Толстого, из которой наварили сборную солянку. Медленный ужас рассказа длится несколько ночей, но в серии сокращается до одной и превращает действие в сумбур. В этой же серии присутствуют и странные образы. Вурдалаки — те же вампиры, но по загадочной причине их превратили в оборотней. Тогда почему семья вурдалака? То же самое касается и «Крысолова» Александра Грина. Канва сюжета осталась, но внутренности перемешали местами.

По этой причине непонятным в ряду серий является «Можарово» (по мотивам одноименного произведения Дмитрия Быкова*). Рассказ с двумя действующими героями, о которых мы мало что знаем, разворачивается, дай бог, на пяти страницах. Но режиссеров серии это не остановило, поэтому они добавили массу героев, одарили их историей, мотивациями и чем-то вроде раскрытия. Почти все персонажи имеют свою сюжетную линию. Странно получается. В больших рассказах убираются целые блоки сюжета, а герои упрощаются, но маленький рассказ был развернут сразу на 18 минут. 

Кадр из мультсериала «Антология русского хоррора: Красный состав»

Для приличия нужно сказать и о серии «Князь», так как в ней пояснение «по мотивам» настолько образно, насколько можно представить. Действие рассказа переместили в середину XXI века после катастрофы, от сюжета не оставили ни героев, ни событий, но насытили все отсылками к «Безумному Максу» и были таковы.

Не стоит отчаиваться, дамы и господа, Жуковского и Пушкина пощадили! Не совсем, конечно: чуть-чуть успели наследить и здесь. «Лесной царь» — теперь виртуальная игра. Она завлекает детей богатствами и забирает душу, а затем продает их сущность в даркнете (что?). Эта серия оставляет основной сюжет и даже в каком-то смысле сохраняет идею стихотворения. Проблема в другом.

Сохранение сюжета, но изменение обстоятельств убирает мистику. Сыну оставили иное пространство, он находится в игре, но при этом убран потусторонний мир, поэтому вся серия держится на драме отца, который в оригинале пытается выбраться из леса, спасти сына и выхватить его из чертогов Лесного царя. В таком случае при чем здесь хоррор? 

Кадр из мультсериала «Антология русского хоррора: Красный состав»

Самой удачной серией оказалась финальная — «Гробовщик» по рассказу Пушкина. Именно в ней можно отследить уважительное обращение к источнику. Здесь и предыстория добавлена, и концовку изменили, но это не помешало серии и драматургии. Мрачные декорации и герои, сделанные из аппликаций, добавляют мрачности рассказу, они его дополняют. Сюжет, добавленный авторами, тоже функционирует как дополнение. Есть даже шутка про то, что Пушкин пересказал эту историю и сам изменил концовку. Вот вроде бы и обыграли изменение сюжета.

Кадр из мультсериала «Антология русского хоррора: Красный состав»

В общей сумме пугать зрителей решили не действиями, музыкой или атмосферой, а кучей крови в четырех сериях из шести. То есть при чтении первоисточника пугают описания и события, но в экранизации их вырезают, заменяя резней. Чем обосновывается слово «хоррор» в названии? Литрами крови?  

Обосновать хоррор можно как минимум скримерами, которые в 2023 году выглядят как архаичное явление, но даже их здесь нет. При просмотре тебя ничего не пугает, не приводит в шок и не заставляет чувствовать себя некомфортно. И у этого только одна причина — ужасное обращение с литературными произведениями. 

Кадр из мультсериала «Антология русского хоррора: Красный состав»

Перед режиссерами были готовые сценарии, под которые нужно было подобрать стиль, но удалось это только в первой и последней серии. Получать удовольствие, что уж говорить о страхе, от этого зрелища весьма сложно. «Заяц, волк» из «Ну, погоди» и железная няня из «Смешариков» до сих пор выглядят страшнее, чем шесть серий этой антологии.

Оценить сериал самостоятельно вы можете на сервисах «Кинопоиск» и More.tv. Удачи!

*Власти считают его «иностранным агентом»

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: