«Куча интриг в одномандатных округах и большая битва партийных брендов»

Как пройдут выборы в гордуму Екатеринбурга, если власти поменяют правила игры? Колонка действующего депутата

20 февраля, 18:24, 2023г.    Автор: Константин Киселев

В Екатеринбурге начинается подготовка в выборам в городскую думу, которые пройдут осенью 2023 года. Власти Свердловской области готовятся поменять схему избрания депутатов. Если сейчас в думе работают 36 депутатов, из которых половина избирается по одномандатным округам, а другая половина по партийным спискам, то в будущем число депутатов может сократиться до 35. Из них 25 будут одномандатниками, а «списочниками» только 10. 

Последнее изменение осложняет предвыборную кампанию для оппозиционных партий и сокращает их возможности для проведения своих депутатов. Сокращение числа депутатов, избираемых по спискам, а также желание властей и бизнес-групп сохранить контроль над гордумой обещают, что кампания будет жесткой и интересной. 

Как изменение схемы выборов отразится на составе будущей думы? Почему она может помочь «Единой России» получить в думе большинство? И сможет ли оппозиция эффективно противостоять единороссам. На эти и другие вопросы в авторской колонке для It’s My City отвечает действующий депутат гордумы от партии «Яблоко» Константин Киселев.

Игорь Брук / It's My CIty

От редакции: законопроект об изменении схемы выборов депутатов гордумы внесла в Заксобрание группа «Екатеринбург», возглавляемая депутатом Виктором Маслаковым. Инициативу предлагают рассмотреть на заседании 22 февраля, однако, по предварительным данным, рассмотрение могут отложить из-за послания Владимира Путина Федеральному собранию.

Предварительная ситуация

— Выборы в массовом сознании все торопливее уходят в небытие, на периферию. Тихо, почти незаметно прошли выборы губернатора Свердловской области и депутатов Законодательного собрания. Выборами перестают интересоваться даже те, кто ранее политикой увлекался и в ней участвовал. Это печальный, но факт. 

Почему так? Три основные причины. Первая — задушена любая альтернативная политика. Подчеркиваю, даже не оппозиционная, а любая альтернативная, которая просто рядом, вне самого мейнстримного мейнстрима. Нельзя же считать отдельные высказывания отдельных депутатов Госдумы или областного Законодательного собрания чем-то альтернативным/оппозиционным действующей власти. Вторая — в повестке совсем не выборы, а Украина и выживание (цены, работа, ЖКХ, страх высказываться по любому поводу и т. п.). Третья — закономерная уверенность в том, что все решено на уровне административного ресурса и финансов. А тогда зачем отвлекаться?

При этом в Екатеринбурге в 2023 году знаковые выборы с задорной интригой обещают быть. 

Не исключено, что они смогут перебить тренд, обозначенный выше. Это выборы в Екатеринбургскую городскую думу. Откуда такое предположение? Пара примеров того, что нынешний созыв думы умудрился сделать такого, что волны докатились и до Москвы, и до окраин. 

2019 год. Дума становится площадкой, на которой идет жесткая дискуссия о Сквере-на-Драме. Именно дума, а не иные акторы, впрягается по полной программе. Затем жесткое противостояние с тогдашним мэром Александром Высокинским, в результате которого градоначальника увольняют через отправку в Совет Федерации. В 2022 году именно дума стала тем органом, который по факту заблокировал постройку банного комплекса на Шарташе. 

Александр Высокинский. Фото: Стас Насонов / It's My City

Можно множить, но все понимают, что городская дума, будь на это ее воля, способна на многое. Именно поэтому у думы в последний год последовательно отбирают полномочия: изменения в Правила землепользования и застройки (ими теперь занимается спецкомиссия из городской администрации — прим. ред.), утверждение генплана (поручили правительству области — прим. ред.) и др. Но дума все еще сильна. Отсюда интерес к этим выборам. Отсюда их значимость.  

Готовиться к сентябрьским выборам начали загодя. Первым существенным действием властей стала инициатива по изменению схемы выборов в Екатеринбургскую городскую думу. Дума состояла и пока еще состоит из 36 депутатов, из которых 18 человек избираются по одномандатным округам примерной численностью 60 тысяч избирателей каждый, а другие 18 по партийным спискам. Если партия набрала более 5% голосов, то ее представитель становится депутатом. Чем больше набранный процент, тем больше депутатов от этой партии. Сейчас схему хотят переделать.

Во-первых, сократить численность депутатов до 35 человек, то есть на одного человека. Зачем это делать? Сократить число голосов, необходимых для принятия решений, с 19 человек до 18? Особого смысла нет. Тем более, что квалифицированное большинство в 24 голоса, которое необходимо для изменения Устава города, все равно останется неизменным.

Во-вторых, увеличить число депутатов, избираемых по одномандатным округам, с 18 человек до 25. 

Каковы последствия?

— Во-первых, увеличится количество округов и уменьшится численность избирателей в них с примерно 60 тысяч до примерно 40–45 тысяч.

Приблизит это депутата к избирателям? Нет конечно. Кто хотел работать в своем округе, тот работал. Кто не хотел, ничего не делал. Более того, кто хотел работать во всем городе, не деля его на округа, тот работал во всем городе. Условно говоря, можно и нужно защищать памятники истории и архитектуры, парки и скверы не только в условном своем округе, который в центре, но и на Химмаше, и на ВИЗе, и везде.

Появятся новые фигуры. Вот это точно. Мы узнаем какие-то имена, о которых и не подозревали. Это нормально. Были бы люди хорошие. С принципами. С программами.

Уменьшится ли стоимость избирательной кампании для спонсоров и кандидатов? Нет. Стоимость кампании в связи с уменьшением численности округа на 20–25% ведет к уменьшению стоимости только на 5–7%. Не более. Стоимость всей кампании складывается не из стоимости совокупного тиража листовок. Их доля в стоимости кампании минимальна. Но вот, например, цена прокрутки роликов на ТВ останется прежней или даже увеличится из-за роста конкуренции. Аналогично по другим направлениям трат. Таким образом, можно уверенно утверждать, что совокупная стоимость избирательной кампании всех кандидатов вырастет процентов на 30–40. Банально округов и кандидатов больше.

Фото: Игорь Брук / It's My City

Поможет ли это «Единой России» забрать все мандаты?

— Проще ли «Единой России» побеждать по одномандатным округам, чем по партийным спискам? В Нижнем Тагиле, где ввели систему выборов полностью по одномандатным округам, так получилось. Здесь весь город контролируется парой промышленных групп и администрацией. Тагил — город без конкуренции, без демократических традиций. От слова совсем. Екатеринбург иной. 

Конкуренция будет жесткой хотя бы потому, что интересантов в представительстве своих агентов влияния в думе пока все еще много. От экологов до застройщиков, от коммунальщиков до рестораторов, от авторитетных организаций до общественников.

Причем, и это очень важно, по одномандатным округам будет конкуренция не партийных брендов, а личностей, денег и административного ресурса. И далеко не всегда административный ресурс будет сильнее суммы «человек+деньги». Проигрыш команды Владимира Тунгусова на предыдущих выборах в 2018 году это наглядно доказал.

От редакции: 2018 году на выборах в Екатеринбургскую городскую думу бывший вице-губернатор Свердловской области Владимир Тунгусов составил свой список кандидатов, которых продвигал в думу и за которых предлагал голосовать. Ему противостояла команда кандидатов, одобренная губернатором Евгением Куйвашевым. В итоге большинство мест взяли кандидаты, одобренные губернатором. 

Кроме того, нужно понимать, что «Единая Россия» монолитом не является. В ней самой множество течений, интриг, группировок. Как и в любой иной партии. Но схему меняют именно под «Единую Россию», руководствуясь в качестве образца Нижним Тагилом. Это впечатляет.

Почему в одномандатных округах чаще побеждают единороссы? Ответ очевиден. У них суммируются административный ресурс и финансы. Кроме того, у них есть гарантия, что их не снимут с выборов. А вот любого иного кандидата от любой иной партии (и даже целый партийный список!) могут административно снять. Такая у нас жизнь.

Фото: Игорь Брук / It's My City

Как отразится на думе сокращение числа депутатов-«списочников»?

— Пострадают партии. Ранее они могли по своим спискам проводить от одного до 4–5 кандидатов. Например, ЛДПР, «Партия пенсионеров», «Гражданская платформа» и «Яблоко» попадали в думу только по спискам. Приличную фракцию формировала КПРФ. Тоже в основном по спискам. Кроме того, некоторые партии отдавали проходные места в своих списках партийным спонсорам. Цена места могла достигать 10–15 млн рублей. Иногда до 25. Теперь таких возможностей будет меньше ровно в два раза. Ведь, помимо спонсоров, партиям в думе нужны те, кто будет отстаивать партийные интересы. Если ранее можно было отдать под спонсоров два проходных места, то теперь и одного может не получиться.

Чтобы возместить потери, партии явно будут на каких-либо финансовых условиях уступать спонсорам одномандатные округа. Сегодня можно выдвинуться кандидатом в одномандатном округе либо от партий, которые имеют такое право (их шесть. Пять парламентских и «Яблоко», которое имеет фракцию в гордуме), либо собирая подписи избирателей. По подписям любого кандидата могут не пропустить, по беспределу забраковав любые реальные и идеальные подписи. А вот задвинуть кандидата, выдвинутого партией, много сложнее.

Простой вариант. Есть бизнесмен с подмоченной репутацией, но с деньгами, желающий в думу. Ранее партии остерегались выдвигать таких за любые деньги. Сейчас нужно вести кампанию, а средств нет. Выдвинут они такого? Вероятность резко вырастет. 

И окажутся в одном округе единоросс с административным ресурсом и представитель бизнеса с кучей денег, технологиями и абсолютной нацеленностью на победу. Кто победит? А вот не знаю.

Нужно понимать, что количество мест, полученных по спискам самой «Единой Россией» тоже сократится. Можно предположить, что те места, которые «Единая Россия» получала по спискам, просто перетекут в одномандатные округа.

Фото: Саша Зубковский / It's My City

Что в общем итоге?

— Конкуренция по одномандатным округам усилится. И одновременно вырастет напряжение в борьбе за места «списочников» от партий. С одной стороны, хорошо, с другой — избирателям или хуже, или ни холодно, ни жарко.

Одномандатники, рассчитывающие на победу, едва ли будут работать на партийные бренды. Их личный бренд, как правило, сильнее бренда партии. И должен быть таковым. Условно говоря, для победы в одномандатном округе нужно будет иметь 30% голосов. А какие партии у нас имеют такой рейтинг? Их нет. Поэтому кандидаты в округах будут работать на себя, партии будут пытаться заставить/обязать их поднимать рейтинг партии, размещать партийные логотипы на агитационной продукции, кандидаты будут отказываться… Это вечная тема. Круговорот эффективностей.

В итоге будет куча интриг в одномандатных кампаниях и большая битва партийных брендов. Тоже ничего особенного. Все по стандартной схеме.

Теперь о главном. Мы понимаем, что политики в гордуме практически нет. Дай бог, пара процентов. Есть хозяйственные, шире, городские дела. В думе партийными флагами не машут. Не те вопросы. В думе представлены интересы самых разных финансовых, экономических, экономико-политических акторов. Мы понимаем, что, например, интересы губернатора и мэра объективно не всегда совпадают. Мэру нужно больше денег из области, а у губернатора таких муниципалитетов десятки. И Екатеринбург далеко не самый проблемный город. 

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Интересы «Водоканала» и коммунальных служб, убирающих снег, тоже различаются. Много снега, много тает — меньше закупать воды в соседних регионах для города, меньше денег тратится, но коммунальщикам больше убирать, больше вывозить, больше тратить бензина, машинного ресурса.

Интересы различных УК, строителей, рестораторов, промышленников… Везде противоречия. Опять простой пример. Помните, как в прошлые периоды у мэрии были строители-любимчики? Одни получали землю, разрешения. Зеленый свет. Другие перебивались остатками с барского стола. Это уже внутриотраслевые противоречия. Аналогично с торговлей и всем остальным.

Отсюда вопрос: кто будет составлять, согласовывать (!) и утверждать (!) списки выдвигаемых партиями кандидатов? И по одномандатным округам, и по пропорциональной системе. Если партии сами — одна ситуация. Если согласовывает мэр — другая. Если губернатор — третья. Если крупный бизнес — четвертая. Если будут искать баланс — пятая. Но тогда какой баланс? Да, в идеальной демократии партии сами решают, но у нас, с нашей вертикалью, отсутствием альтернатив, административным ресурсом, все иначе. Списки будут у большинства партий именно согласовываться.

Явка — принципиальный фактор. Выше явка — меньше получает «Единая Россия». Это закономерность, которая подтверждается из выборов в выборы. 

Почему? Меньше явка — выше роль административного ресурса. Например, в округе 40 тысяч избирателей. Административный ресурс может привлечь 4 тысячи человек. Выше головы не прыгнешь. Дополнительно и самостоятельно кандидат приведет еще 1 тысячу человек. Итого 5 тысяч за кандидата от власти. 

Предположим, что явка 25%, то есть придет всего 10 тысяч. Все, кандидат от власти победил. У него 5 тысяч, остальные пришедшие голосовать распределились между другими кандидатами. Теперь представим, что придет 75% избирателей. Это 30 тысяч. Из них 5 тысяч за кандидата от власти, но остается еще 25 тысяч!!! И даже если избиратели будут голосовать за разных кандидатов, а их в округе несколько, шансы любого повышаются. Опять-таки закономерность: чем выше явка и чем меньше альтернативных кандидатов, тем шансы на выигрыш у оппозиции выше.

Фото: Саша Зубковский / It's My City

И в итоге

  • Зачем было менять законодательство? Не понимаю. Всем хуже.
  • Кампания обещает быть напряженной и потому интересной. Прогулки не получится.
  • Скорее всего, интересы разных субъектов влияния будут заранее согласовываться.
  • Кампания будет более дорогой, чем были ранее.
  • Дума обновится значительно.
  • Резко повысится роль административного ресурса.
  • Еще сильнее (куда уж больше, но!) повысится роль мобилизационных технологий по приводу избирателей на участки и к компьютерам (помним, что у нас будет электронное голосование тоже).
От редакции: дистанционное электронное голосование (ДЭГ) в массовом формате опробовали в Москве и еще нескольких регионах на выборах депутатов Госдумы осенью 2021 года. ДЭГ сразу заподозрили в нарушениях, поскольку до подсчета электронных голосов в нескольких одномандатных округах лидировали кандидаты от оппозиции, а после учета ДЭГ результаты изменились в пользу единороссов.

В апреле 2022 года депутаты Заксобрания Свердловской области проголосовали за введение электронного голосования на выборах всех уровней в регионе. Позже сообщалось, что выборы в Екатеринбургскую гордуму также могут пройти с использованием ДЭГ.

Последнее. Очень много людей настаивает на том, чтобы я продолжил работу и в новом составе думы. Пока на себе рубаху рвать не буду. Думаем, считаем, наблюдаем, анализируем. Прекрасно понимаю и знаю, что и один в поле воин. Но тут нужно быть снайпером. А лучше всего приходить в думу командой.

Публикации рубрики «Мнения» отражают личную точку зрения их авторов

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: