«Человек более беззащитен, чем финансовая организация»

Набиуллина заявила, что банки должны возмещать клиентам деньги, украденные кибермошенниками

16 февраля, 14:57, 2023г.    Автор: Мария Рубинина

В Екатеринбург приехала глава Банка России Эльвира Набиуллина (на этот раз без броши) и ее заместитель Герман Зубарев. Они выступили на форуме «Кибербезопасность в финансах» и поговорили о том, как нужно бороться с киберпреступниками. В ходе обсуждения выяснилось, что звонки из колоний практически прекратились, но людям продолжают звонить мошенники из Украины, а государство и крупные банки пока проигрывают злоумышленникам в борьбе за сбережения россиян. Выход из ситуации власти и банки видят в том, чтобы просвещать население, а если кражи все-таки случаются, то финансовые организации должны возмещать украденное жертвам (по крайней мере, так считает сама Набиуллина).

Фото: Илья Вага / It's My City

Что мешает банкам и властям искоренить кибермошенничество

Набиуллина заявляет, что в России пока не произошло перелома в борьбе с мошенниками. По ее словам, количество атак продолжает расти, и эта тенденция будет продолжаться. Объем ущерба тоже растет, но в сравнении с количеством атак не так сильно. Успешность атак в целом снизилась на 25%.

Она также утверждает, что мошенники более изобретательны, чем банки и власти, которые действуют разрозненно и медленно, поэтому первые пока выигрывают у вторых. Чтобы борьба перестала быть ускользающей целью, нужно быть более организованными и с точки зрения работы финансовых организаций, и с точки зрения создания законов, говорит Набиуллина.

Для эффективной борьбы с мошенниками в России очень сильно не хватает сотрудников систем кибербезопасности, утверждает зампредседателя ЦБ РФ Герман Зубарев. По его словам, в течение трех лет Банк России планирует оказать содействие в обучении специалистов, а также продолжит заниматься киберграмотностью населения, размещая совместно с местными властями ролики в общественных местах.

Зампредседателя ЦБ РФ Герман Зубарев. Фото: Илья Вага / It's My City

Уже в рамках дискуссии депутат Госдумы Анатолий Аксаков отметил, что ему довольно часто звонят мошенники с «украинским говором». Зампред совета директоров Сбера Станислав Кузнецов подтвердил, что очень много нежелательных звонков поступает из Украины. При этом он добавил, что в России почти перестали работать мошенники, звонящие из колоний.

— Звонки из Украины идут, и мы это видим и слышим. Это плохая новость. Хорошая новость — почти прекратились звонки с зон. Но сегодня больше 95% всех звонков в формате телефонного мошенничества совершаются с территории Украины. Столицей телефонного мошенничества по-прежнему является город Днепр, — сказал Кузнецов

По его данным, Сбер смог снизить количество нежелательных телефонных звонков своим клиентам на 15–20%. Тем не менее общее количество звонков мошенников по России (без привязки к банкам) почти не снижается. Это, по мнению Кузнецова, значит, что мошенники просто перетекают от одной кредитной организации к другой. В итоге они могут вернуться и снова начать представляться сотрудниками Сбера, обзаведясь новыми технологиями и методами обмана населения.

Заместитель председателя правления ВТБ Вадим Кулик сравнил мошенников с болезнями. Несмотря на то, что банки, как человечество, развиваются и создают лекарства, вирусы и бактерии становятся устойчивыми к ним. Чтобы снизить ущерб от кибермошенничества, банкам нужно добиваться доверия клиентов, говорит Кулик. То есть клиент должен знать, что ему звонит именно банк, а не мошенник — ему должно быть известно, какие номера телефонов принадлежат тому или иному банку.

Заместитель председателя правления ВТБ Вадим Кулик. Фото: Илья Вага / It's My City

Кулик добавил, что успех борьбы с мошенниками во многом зависит от того, как сами клиенты реагируют на звонки от преступников.

— Как бы мы ни защищались, как бы мы ни строили системы [безопасности], если человек с девятого раза разговора или вызова в офис, [где сотрудники банка говорят], мол, уважаемый Иванов, вы сейчас находитесь под воздействием мошенников, мы это можем доказать, пожалуйста, не совершайте эту транзакцию. Он же говорит «да», но потом подходит в кассу, снимает деньги и несет мошеннику. Нужно решить этот компонент — образования людей, выстраивания у них недоверия к способам воздействия на них. 

Был такой смешной случай: человек облил сотрудников банка зеленкой, наслушавшись по телефону, что он является участником операции по задержанию банкиров-коррупционеров, — рассказывает Вадим Кулик. 

При этом Набиуллина считает, что свою ответственность в этих случаях должны нести банки. А взаимодействие с ними не должно пугать людей тем, что их могут обмануть.

— Мне бы очень не хотелось, чтобы получение финансовых сервисов у людей ассоциировалось с риском мошенничества. Чтобы он каждый раз боялся, когда ему позвонили, а он думал, что это может быть мошенник. У нас, к сожалению, есть такая тенденция, — добавила Набиуллина.

Фото: Илья Вага / It's My City

Должен ли банк возмещать клиентам украденные деньги

Вадим Кулик считает, что банк не должен возмещать ущерб, если клиент добровольно отдал свои деньги мошенникам. Обосновывает такую позицию он тем, что банки в таком случае превратятся в странные организации.

— Если у организации есть все следы, что клиент был многократно предупрежден, есть подтверждения, что он отвергал эту помощь, то тогда я не понимаю справедливость этого возмещения, — разводит руками Вадим Кулик.

Его поддержал и Станислав Кузнецов, но с оговоркой, что банк может возместить клиенту деньги, если сотрудники организации никак не отреагировали на возможную мошенническую операцию и не предупредили клиента об опасности.

Зампред совета директоров «Сбера» Станислав Кузнецов Станислав Кузнецов. Фото: Илья Вага / It's My City

Набиуллина считает, что большую часть ответственности все-таки несут финансовые организации, так как человек находится в более уязвимом положении. Для этого необходимо принять закон, который бы обязывал банки возмещать украденные средства.

— Банки у нас такие продвинутые, с моделями, системами защиты данных, должны [возмещать ущерб]. Мы не достигнем перелома в борьбе с мошенниками, если мы не достигнем перелома по возмещению ущерба банками. Человек более беззащитен перед мошенниками, чем финансовая организация. 

Это вопрос не только знаний, но и некоторой психологической готовности, он может быть уязвим в какие-то моменты своей жизни, не всегда знания спасают. Мы с вами прекрасно знаем примеры, когда даже менеджеры финансовых организаций попадаются на уловки мошенников, — заключила глава ЦБ.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: