Еще одно кино про Голливуд

Фильм «Вавилон» от режиссера «Ла-ла-ленда» не оценили ни зрители, ни критики. Стоит ли его смотреть?

16 февраля, 19:25, 2023г.    Автор: Алексей Акулов

В цифровой прокат вышел долгожданный фильм Дэмьена Шазелла «Вавилон». Покусившись на святое, режиссер «Ла-ла-ленда» вслед за Тарантино снял кино про Голливуд, но зашел чуть дальше — в ревущие 1920-е. Большой актерский ансамбль, «кино о кино», первоклассные актеры, большой бюджет и смелый хронометраж в три часа дарили надежду на новую классику. 

Но в прокате фильм провалился, критики поделились на два лагеря, зрители не приняли, а киноакадемия проигнорировала максимально, дав номинации только за оформление, саундтрек и костюмы. В этом тексте попробуем разобраться, что же не так с «Вавилоном» и почему это можно ему простить. 

Кадр из фильма «Вавилон»

Центральных героев в фильме сразу три: двадцатилетний Мэнни Торрес (Диего Кальва), мечтающий о работе хотя бы носителя кофе в Голливуде, Нелли ЛаРой (Марго Робби), считающая себя звездой, но не снявшаяся ни в одном фильме и Джек Конрад (Брэд Питт), самый крутой и дорогой актер на фабрике грез. Святая троица пересекается друг с другом на вечеринке немыслимых масштабов с горами кокаина, алкоголя и даже слоном. Нелли зовут на ее первую роль, а Джек предлагает Мэнни работу ассистента. В это время кинематограф начинает свой переход к звуку, подстроиться к которому предстоит нашим героям.

Перегрузка системы начинается, когда трехчасовой фильм с тремя главными героями начинает менять жанры от комедии к драме, от драмы к триллеру-хоррору, а затем к мелодраме. Перенасыщение сюжета и общий хаос приводят в недоумение.

В своих интервью режиссер напрямую говорил, что пытался показать безумство, которое творилось в те годы в индустрии, всеми возможными средствами. Пусть так. Этим можно объяснить резкость кадров, массу персонажей в каждой сцене, громкую музыку и даже вычурный монтаж. Но подобный аргумент не работает на многочисленные гэги и шутки, как, например, в открывающей сцене с испражняющимся слоном. Фильм не подается как абсурд, поэтому постоянные случайные смерти на съемочных площадках по сюжету не смешат, а смущают. Да, вот так работают люди, создающие искусство, убиваются и убивают ради очередного проходного фильма. Над ситуацией с Алеком Болдуином тоже стоит посмеяться?

Кадр из фильма «Вавилон»

Помимо этого, местами «Вавилон» смотрится чересчур вторично. Первый час Марго Робби играет Харли Квинн, а затем повторяет сцену из «Однажды в Голливуде». Отсылка? Не думаю. Брэд Питт играет себя из «Бесславных ублюдков» и Рика Далтона, сыгранного Леонардо ДиКаприо в том же «Однажды в Голливуде». Вечеринка в доме продюсера напоминает смесь «Великого Гэтсби» и «Проекта Х». Музыка постоянного автора Шазелла Джастина Гурвица навевает ощущение, что вот-вот герои начнут петь песню Someone in the crowd, а некоторые кадры напрямую цитируют «Ла-ла-ленд». Глобальный сюжет фильма взят с великой картины «Поющие под дождем», в которой также рассказывается о переходе немого кинематографа к звуку.

Скорее всего, вы уже задались вопросом: «Так почему же все вышеперечисленное „Вавилону“ прощается?»

В эпилоге нам представляют весьма странную нарезку из лошади в движении, прибытия поезда, «Андалузского пса», «Путешествия на Луну», Годара, «Терминатора», «Матрицы» и даже «Аватара». К чему это все? Приход звука в кино был революционным ходом, в результате которого кинематограф долгое время критиковался и перестраивался на новый лад, затем были первые спецэффекты, 3D и так далее. 

Кадр из фильма «Вавилон»

Некоторые расценили такое решение, как прощание режиссера с большим кино и переходом на стриминги. Конечно это так. «Вавилон» вообще стал редким исключением, до сих пор сложно представить, что студии выделили 78 млн долларов на трехчасовой фильм, да еще и без вмешательства в него. Но прощается ли с нами Шазелл? Наоборот, прогноз оптимистичен — кино выживало и всегда будет жить, а Голливуд, как станок по созданию фильмов, тем более. 

Конечно, не на одной концовке держится фильм. Замечательная актриса Джин Смарт в роли кинокритика Эллионор, живущая по принципу «рука руку моет», в трогательной сцене поясняет Джеку Конраду, а на самом деле Брэду Питту, что всякая карьера конечна, а ты уже стар и выходишь из моды. Придут другие заменят тебя, меня и так по кругу. Питту на пенсию, безусловно, рано, но сцена эта в его исполнении трогает до глубины души.

Кадр из фильма «Вавилон»

Есть и невообразимый сюжет с героем Тоби Магуайара, приглашающим Мэнни в «asshole of Los Angeles» — страшное подземельное место, этажи которого напоминают круги ада. Грустная любовная линия перед прологом, оставляющая чувство ненависти и тоски. Фильм вызывает эмоции и удивляет — это главное.

По итогу «Вавилон» получился парадоксальным — вроде и смотреть его не обязательно, а вроде и пропускать странно. Дэмьен Шазелл явно кичится тем, что получилось. «Смотрите, как я могу!» — не скрывая, показывает он. Есть идея, бюджет, замах на великое. Замах себя не оправдал и больше похож на профанацию, но будем милосердны. Фильм не самый провальный и даже не самый плохой. Желаем приятного просмотра и незабываемых эмоций. Viva la cinema!

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: