«Единственные, кому удалось прорваться из нищеты»

Как купцы Агафуровы строили бизнес и открыли в Екатеринбурге первый универмаг. Рассказывает их прямой потомок

9 января, 18:31, 2023г.    Автор: IMC

В конце декабря в Екатеринбург приезжал Бадри Девишев — потомок братьев Агафуровых, которые в XIX веке открыли для Урала универсальную торговлю и оставили городу богатое архитектурное наследие. После Октябрьской революции семье пришлось разъехаться в разные концы мира, так что некоторые ее осколки оказались в Китае, Японии и Турции.

Бадри происходит из той части семьи, которая осталась в России. Он родился при советской власти в республике Коми и сейчас живет в Подмосковье, но интересуется судьбой своей семьи и собирает разные свидетельства о жизни и призвании Агафуровых. Как купцам удалось добиться успеха в торговле, зачем они занимались благотворительностью, как сложилась судьба Агафуровых в эмиграции и ценит ли Екатеринбург память о них, Бадри Девишев рассказал в интервью It’s My City.

Бадри Девишев. Фото: Елена Елизарова / It's My City

— Бадри, как вы сами узнали о том, что происходите из купеческой семьи? Ведь вы правнук Зайнетдина Агафурова, среднего из братьев-купцов.

— Интересоваться историей семьи я начал в эпоху появления интернета, когда можно было свободно искать информацию. В детстве же я листал альбомы с фотографиями, которые относились к агафуровскому периоду и слушал рассказы моей бабушки Магиры.

Братья Камалетдин, Зайнетдин и Кашафетдин Агафуровы — екатеринбургские купцы, владельцы торгового дома «Братья Агафуровы», который стал известен на Урале в конце XIX — начале XX века. Основателем торговой династии считается их отец Хисаметдин Агафуров.

У купцов были магазины в Екатеринбурге, Ирбите, Перми, Тюмени, а также торговые конторы в Варшаве и Москве. Совершать коммерческие сделки братья ездили в Германию, Францию, Китай и даже Японию. А в Екатеринбурге братья не только вели торговлю, но и занимались благотворительностью.

Семья Зайнетдина Агафурова

— Согласно официальным источникам, Агафуровы были потомками переселенцев из Бухарского эмирата (современный Узбекистан — прим. ред.). Насколько эта информация разнится с тем, что вам удалось узнать самостоятельно и что вам рассказывали ваши родственники? 

— Первые сведения я почерпнул из записанных воспоминаний моей бабушки Марьям. Оттуда я узнал, что Хисаметдин родился в татарской деревне Малая Елга Казанской губернии, его призвали рекрутом вместо помещика, так он оказался в Екатеринбурге. Позже в город приехала его жена и искала его с помощью слов «Солдат, Гафуров, казарма», поскольку русский она не знала.

В отставку Хисаметдин вышел в 1868 году. У него была перспектива вернуться в свою деревню. К тому времени у него были два сына и дочь Марфуга. Он мог быть унтер-офицером еще долго, но ему не светил рост из-за отсутствия специального образования. Торговать он начал в том же 1868 году, привлекая к этому жену и детей. Его сын Зайнетдин позже рассказывал, что с раннего возраста продавал спички и папиросы с лотка на Торговой площади (нынешняя площадь 1905 года — прим. ред.).

— Как Агафуровы начали свою торговлю? И почему, как вы думаете, им удалось добиться успеха? 

— Торговля для татар в то время была местом приложения сил. Чуда не произошло — начали в 1868 году, потом в Ирбит поехали. Арендовать здание на ул. Вайнера, 16 (ранее она называлась Успенской — прим. ред.) они начали через 18 лет после начала торговли. Можно было прогореть, но они нащупали золотую жилу. Наверное, трудолюбивые были. Плюс место было намоленное, екатеринбуржцы о нем знали.

В конце XIX века торговля была креативным делом. Не было принято, чтобы розничная торговля разными товарами концентрировалась в одном месте. Это было абсолютно новым. Братья быстро это поняли на примере магазина в Екатеринбурге и начали дальше заводить такие же в Тюмени и в Перми, где могли. Именно в этом была их креативность.

У входа в магазины Агафуровых покупателей встречали опрятно одетые молодые люди — приказчики, которые помогали ориентироваться в разнообразии товаров. Некоторые покупки сопровождались подарочными сувенирами в виде флакончиков духов для женщин или шоколадных «бомб» для детей. Был у Агафуровых и свой фирменный стиль — на упаковках товаров ставили клеймо «Торгового дома», а в коробки для обуви вкладывали никелированный рожок для обуви с таким же клеймом. Так их магазин стал самым популярным в городе, а его годовой оборот достигал 150—200 тысяч рублей, рассказывал Бадри Девишев журналу «Наш Урал».

Здание первого универсального магазина на ул. Вайнера. Сейчас там открыт креативный кластер

— Правда ли, что помимо фруктов, овощей, чая и табака, Агафуровы также торговали алкогольными напитками, в том числе водкой. По крайней мере, в Екатеринбурге ходят такие легенды.

— Помимо широкого ассортимента товаров непродовольственных, Агафуровы торговали в универсальном магазине и тем, с чего начинали — фруктами, овощами, бакалеей, чаем. Могли и водку продавать, здесь нет какой-то особенности. Но они не специализировались на водке, не отмечены как водочные короли.

— Из того, что вам удалось узнать из свидетельств, можно ли сказать, что они сталкивались с пренебрежением по национальному признаку, что могло помешать им в их торговых делах?

— Думаю, нет. Возможно, только когда Хисаметдин начинал торговлю. Когда они чуть-чуть поднялись, там играла роль не национальность, а деньги. У меня есть ощущение, что их не воспринимали как татар, которые «понаехали». Для братьев русская культура была на первом месте. А вот когда речь шла не о бизнесе, а о религии, то были сложности.

— Агафуровы были также известны как меценаты: организовали Мусульманское благотворительное общество, вкладывали деньги в общество попечителей кавалеров Георгиевского креста. А жена Зайнетдина Асьма Садыковна курировала школу для девочек из мусульманских семей. Как вы думаете, почему им была интересна благотворительность?

— Агафуровы были единственные, кому удалось прорваться. Они помнили, что вышли из нищеты. Они старались вытянуть из бедности тех, кто жил в селе Лаишево и Лаишевском районе, откуда вышел Хисаметдин. В самом селе, например, они построили мост.

Я думаю, что здесь дело еще в личных качествах. Зайнетдин был по рассказу моей бабушки очень мягким человеком, доброжелательным, сопереживающим. Общество было организовано по инициативе Агафуровых, но туда входили не только представители татарских фамилий. Они привлекали деньги богатых мусульман, чтобы помогать бедным мусульманам, которые во многом были более притесняемые, чем другие слои.

Они также уделяли внимание своим работникам. В 1908 году они организовали ссудную кассу для работников, где сотрудники могли взять в долг. Агафуровы вложили туда 25 тысяч рублей.

Бывший дом семьи Зайнетдина Агафурова. Сейчас в этом здании находится представительство республики Татарстан. Фото: Елена Елизарова / It's My City

Спустя 30 лет после открытия магазина в Екатеринбурге, в 1913 году, «торговая империя» братьев Агафуровых распространила свою деятельность от Варшавы на западе до Японии на востоке, включая Урал, Сибирь, Среднюю Азию и Северный Китай (Харбин). Годовой оборот «Торгового дома» превысил 6,5 млн рублей.

— Февральскую революцию в 1917 году братья встретили с воодушевлением. Но с началом Октябрьской революции и Гражданской войны от их воодушевления не осталось и следа. Зайнетдин даже оказывался в заложниках у большевиков, но по счастливому стечению обстоятельств избежал расстрела. В 1919 году семья Агафуровых покидает Екатеринбург. Куда они уезжают и как складывается судьба членов семьи в эмиграции? Останется ли кто-то в России?

— Старший брат Камалетдин уехал в Японию и умер там в 1922 году. Мне попалась в интернете фотография японца-сумоиста, снятого у памятника его жены на кладбище в Токио. Выяснилось, что этот японец — на самом деле правнук Камалетдина. 

Зайнетдин, средний брат, скончался от сердечного приступа в 1924 году в Харбине (Китай). Сама торговля Агафуровых рухнула в 1933 году. А через два года младший из братьев Кашафетдин там же в Харбине попал под грузовик и погиб. Из Харбина потомков Агафуровых вытеснили в начале 1950-х годов.

Сегодня двое правнуков Камалетдина живут в Японии, еще одна его правнучка Нурия живет в Анкаре (Турция). Остальные, кто не успел бежать с Агафуровыми, моя бабушка Магира и ее сестра Марьям, остались в России. Они не успели сесть на поезд, который увозил Агафуровых на Восток вместе с отступающими войсками Белой гвардии. Они вынуждены были перебиваться, скрывали свою фамилию, чтобы не пострадать, и переселились в Красноярск. Из Красноярска в 1928 году они переехали в Москву.

— Вы приезжаете в Екатеринбург уже в третий раз. До этого вы были здесь по приглашению постпредства Татарстана в 2011 году и музейного клуба «Дом Агафуровых» в 2018 году. Получается, вы можете наблюдать, как с годами у екатеринбуржцев меняется представление об Агафуровых и ценит ли город их наследие, например, усадьбы на улице Сакко и Ванцетти и здание магазина на улице Вайнера. Как вы оцениваете то, как город работает с памятью о братьях Агафуровых? 

— В 2011 году у меня сложилось ощущение, что екатеринбуржцы знали о семье в контексте агафуровских дач, которые в свое время сопоставляли с психиатрической больницей. Сейчас многое изменилось. Например, в универсальном магазине Агафуровых открыт креативный кластер «Домна» и это привязано к братьям. Люди уже знают, что это здание — не просто каменные стены, но связано с именем Агафуровых, купцов и меценатов. Город хранит память о купцах, и это видно по тому, что небольшой пешеходный отрезок назван именем братьев Агафуровых (сквер имени купцов Агафуровых — так назвали участок рядом с домами купцов, между улицами Шейнкмана и Сакко и Ванцетти). Есть задумка, чтобы поставить там памятник или памятный знак.

Здание, где жила семья Зайнетдина Агафурова, сейчас под хорошей охраной, за это я благодарен Екатеринбургу. Там находится представительство Татарстана. В Татарстане на правительственном уровне решили провести реставрационные работы. Это гарант того, что здание будет жить. А вот рядом стоящее здание Камалетдина… Хорошо, что там музей, но из-за отсутствия финансирования и больших технических сложностей в восстановлении оно до сих пор толком не отреставрировано — только несколько комнат. Конечно, хотелось бы видеть это здание отреставрированным. Потому что пока там сделан только фасад.

Бывший дом семьи Камалетдина Агафурова. Сейчас здание принадлежит Свердловскому областному краеведческому музею, там располагается музейный клуб. Фото: Елена Елизарова / It's My City

Мавзолей Агафуровых на мусульманском кладбище также признали памятником. Можно не бояться, что его снесут ковшом экскаватора. Но кладбище неухоженное. Теперь его еще сложнее привести в порядок. Там есть что восстанавливать. Я установил практически всех, кто там захоронен, начиная с родоначальника Хисаметдина, его жены Биби Азизы, жены Камалетдина и жены Зайнетдина. Ну, и там похоронены еще и дети. Можно было бы это восстановить и сделать какие-то надписи. Я думаю, что еще руки дойдут до этого.

— Чем вы сейчас занимаетесь и что вас связывает с Агафуровыми? Какое наследие семьи, артефакты остались у вас?

— Сегодня я пытаюсь найти дополнительные сведения, связанные с историей семьи. Правда, для этого надо работать в архивах, то есть жить в Екатеринбурге. Пытаюсь накапливать материал для будущей книги. Я хочу объединить сведения об Агафуровых и выполнить свой долг перед своими предками, оформив эти воспоминания в виде отдельного издания, а не интернет-заметок. Но надеюсь, что в этом году я завершу. А пока сохраняю память о семье благодаря публикациям в социальных сетях.

Из артефактов у меня остались фотографии родных. Остались памятные кружева, которые любила вязать бабушка — традиционное татарское рукоделие. Остался ее Коран, который висел у нее над кроватью. Остались записи бабушки Марьям, которые она начала вести в совершенно пожилом возрасте, когда ей уже было трудно писать. Она начала писать свои воспоминания, что ей рассказывала ее мама, что она запомнила о дедушке. Эти бесхитростные воспоминания «приближают» людей. Одно дело, если ты читаешь статью. А здесь живые воспоминания, где они предстают как обычные люди.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: