2022 год круто изменил привычную жизнь, в которую мы только-только вернулись после пандемии. На первый план вырвались проблемы личной безопасности, цензуры, вынужденного переезда, тревожности и отсутствия веры в завтрашний день. Все это, естественно, отразилось и на искусстве улиц — многие российские уличные художники уехали и теперь создают работы в Грузии, Армении, Черногории, Израиле. Другие остались в России и выбирают для себя разные формы стрит-арта — откровенно протестные или более тонкие, анонимные или с открытым лицом.
Вместе с исследователем стрит-арта и автором телеграм-канала «Шахов на ветке» Алексеем Шаховым рассказываем об арт-объектах в Екатеринбурге, которые можно назвать самыми важными и заметными в ушедшем году.
Внефестивальные работы
«Все хорошо», Рома Инк
2 января Рома Инк создал первую в наступившем 2022 году уличную работу в Екатеринбурге. В оконном проеме сгоревшего деревянного дома разместилась мультяшная собака из популярного мема «This is fine».
«Так мы говорим? А когда не хорошо? Тоже? Порой я чувствую себя как этот песель из микрокомикса, только вот гореть уже нечему и тлеть нечему. Осталось встать и пойти. Пойду, пожалуй», — написал о своей работе художник в соцсетях.
Возможно, Рома Инк предугадал настроение всего 2022 года.
«Жить — прошлым!», Тима Радя
Накануне Дня России художник Тима Радя установил на крышах двух домов на Уралмаше арт-объект «Жить — прошлым!» Дефис, восклицательный знак, а также серп и молот сохранились еще с прошлого века, до этого на этих же зданиях находилась надпись «Наша цель — коммунизм!»
— Лозунг «Жить — прошлым!» адресован всем, кого больше волнуют события столетней давности, чем свое будущее. Бесконечные политические уроки истории стали основой для высказывания, которое просуществовало два дня. Третьим актом этого перформанса о новой идеологии стал задокументированный демонтаж надписи, когда мужчины скидывали надпись «Жить» прямо с крыши. Даже нынешняя форма этого лозунга «Ничего — ничего!» остается вполне красноречивой, — добавляет Алексей Шахов.
Сам Радя назвал слоган «жить прошлым» приговором современной России.
Работы из переплавленной военной техники, Рома Бантик
Екатеринбургский художник Рома Бантик известен в том числе благодаря своим работам, сделанным из расплавленного металла. После 24 февраля 2022 года, когда Россия вторглась в Украину, стрит-артист решил сделать очередные объекты из танкового двигателя, а также пушки военного корабля.
— Гулял с этими работами на Урале каждый день в знак памяти о том, что происходит. Параллельно общался с людьми, которые спрашивали меня, что это такое. Я им рассказывал, что это серия из переплавленной военной техники, что в соседнем государстве идет война, что очень жалко людей и мы должны это прекратить. А потом спрашивал их мнение по этому поводу. Эти истории интересно собирать и показывать, — рассказывал Рома Бантик в интервью It’s My City.
«6666 дней дурака», Mr Browngreen
— 1 апреля 2022 года стукнуло ровно 6666 дней президентства Владимира Путина и столь значимое событие отметил украинский художник Mr. Browngreen. Его постеры уже мелькали в Екатеринбурге во время протестов в сквере — плакат «Черти» мог скачать и распечатать любой желающий, в те дни они могли посоревноваться в популярности только с «Городом бесов». Аналогичным путем у Театра драмы на 6666 день президентства появились поздравительные постеры, наклеенные неизвестным горожанином. Праздничная открытка на торте реальности, — говорит о работе Алексей Шахов.
Плакаты убрали в тот же день, как и все, что появляется на этом участке набережной у Ельцин Центра и не является «патриотичным».
Фото: соцсети Mr Browngreen
«Путин за решеткой», неизвестный автор
В ночь на 1 июля во дворе дома на улице Карла Маркса неизвестный наклеил постер с изображением президента на газораспределительный шкаф так, чтобы казалось, что Путин находится за решеткой. Через несколько часов после обнаружения арт-объекта к щитку приехали газовщики, которых вызвала жительница ближайшего дома.
— Вы вообще обратили внимание на лицо президента, посмотрите, какой он красный, он же как помидор натуральный. Да еще и решетка! За лицом находятся фейерверки — это что, какие-то взрывы в Украине? — пожаловалась женщина журналистам.
В итоге постер не стали отдирать, сначала его просто закрыли полотном, а позже закрасили. На следующий день сотрудники полиции задержали журналиста It’s My City Сашу Зубковского: он сфотографировал работу одним из первых. Сотрудники центра «Э» решили узнать, имеет ли он какое-то отношение к плакату. Меньше чем через час Сашу отпустили из отдела полиции без протокола.
«Как правильно держаться на плаву», OVS9N (Овсян)
Плакаты с пособием «О том, как выжить в диких условиях» появились вдоль реки Исеть приблизительно 15 июля. Овсян утверждает, что изображенные способы выживания — не призыв, а ирония.
— После новостей о том, что россияне стали чаще покупать алкоголь и антидепрессанты, уральский художник сделал серию плакатов с инструкцией для тех, кто боится утонуть в бесконечном потоке реальности. На девяти постерах несчастные горожане хватаются за таблетки и бутылки, как за единственный спасательный круг. Комментарии излишни, — добавляет Шахов.
Фестиваль «Стенограффия»
По словам Алексея Шахова, особого уважения заслуживает фестиваль «Стенограффия», который, несмотря на окружающую обстановку, не ударился в милитари-мурализм или прославление культа насилия, а прошел «по своей классической схеме».
— Хочется выделить перенос рисунка с Александром Невским, который не состоялся в 2022 году, но был анонсирован командой фестиваля. Князь будет нарисован в оригинальной стилистике Кириллом Ведерниковым в новом месте. Автор стилизует свои муралы под старорусскую икону и уже участвовал в «Стенограффии» 2021 года. А на месте Невского у здания администрации появится арт-проект группы Spektr, который был согласован еще до того, как лик русского князя озарил пространство у станции метро. Вижу эту акцию важной как сам факт. Победа диалога над мнением одного заказчика. И фестиваль поступил благородно, показав, как стоит работать с богатой темой истории России, — добавил Шахов.
Мозаичные работы Светланы Растебиной и Анастасии Москвиной
Мозаика с символами Екатеринбурга появилась начале июля и стала одной из первых работ фестиваля в 2022 году. Ее по-прежнему можно найти на улице Белинского, недалеко от БЦ «Высоцкий».
Вторую мозаичную работу сделала художница Анастасия Москвина возле улицы Горького, 29. Как и Растебина, Анастасия сначала собирала полотно в мастерской, а потом переносила его на стену. Работа заняла около трех недель.
— Осталось только ждать и проверять, проживут ли они дольше, чем муралы, или будут убиты агрессивной городской средой. Это только вопрос времени, — говорит Алексей Шахов.
«Посмотри наверх», Тимур Fork
В июле также появилась работа в стиле «пластилиновый реализм» московского художника Тимура Fork. Ее до сих пор можно найти на здании библиотеки Уральского технического института связи и информатики на улице Крауля.
— Оригинально, свежо, одна из самых запоминающихся работ года, — отмечает Алексей Шахов.
Фестиваль партизанского искусства «Карт-бланш»
— В 2022 году фестиваль вышел за пределы Екатеринбурга, что многие горожане, судя по отзывам, сочли за некую форму предательства. Привычные авторы фестиваля разлетелись по разным уголкам планеты, так что КБ прошел в нескольких городах и странах одновременно. Сделать «Карт-бланш» worldwide-фестивалем организаторы решили еще до 24 февраля, а то, что так получилось — это не более, чем совпадение. 24 арт-проекта состоялись в Екатеринбурге в рамках «Карт-бланша» и почти все оказались злободневными, — подчеркивает Шахов.
«Уральский манифест» (по мотивам стихов Михаила Кононова), ПСЛЧ
Работа команды ПСЛЧ стала первой для сезона 2022 года в Екатеринбурге. Она мимикрировала под арт Ильи Мозги «Эта надпись сделана нелегально», с которой четыре года назад и начался фестиваль «Карт-бланш».
— Работа отсылала как к делу участника команды, которого судили за антивоенные стикеры, так и к формулировке, с которой начинают свои публикации многие независимые медиа сегодня. Лучшего старта и не придумаешь, — добавил Шахов.
«24×2», Рита Хаак
Работа, отсылающая к самой трагической дате 2022 года — 24 февраля — появилась на Уралмаше в переулке Дружбы. Стае белых птиц преграждает путь огромное черное пятно. Через несколько часов после создания «24×2» уничтожили коммунальщики.
«Теперь они играют с нами», Ася Митрофанова
Также в августе в одном из дворов Уралмаша появилась работа художницы Аси Митрофановой «Теперь они играют с нами»: игрушечный тигр сидит на дереве, а от него расходятся жуткие черные щупальца. Арт-объект не очень понравился жителям домов, рядом с которыми он появился.
— Ироничный стеб над ЖЭК-артом Аси Митрофановой в проекте «Теперь они играют с нами» вызвал волну негодования при обсуждении в соцсетях. Художницу проклинали, ее плюшевого тигра прозвали излишне пугающим, но никто так и не отдавал себе отчета, что если отбросить субъективность, то все формы ЖЭК-арта пугают не меньше. Если не верите — прогуляйтесь по уралмашевским дворикам, прибитые гвоздями игрушки и жабы из шин сожрут вашу душу одним своим обреченным видом, — резюмирует исследователь стрит-арта.
Несмотря на возмущения жильцов, тигр до сих пор сидит на своем месте.
«Гастроном. Родной ретрофутуризм», Алексей Грабилин
На дверях и окна заброшенного бывшего гастронома на улице Стахановской, 1 художник Алексей Грабилин расклеил «ретрофутуристичные» плакаты.
— Максимально аутентичный ретрофутуризм Алексея Грабилина — авторская фантазия на тему симбиоза социализма и мира, в котором живут роботы. Разумеется, на заброшенном «Гастрономе» деревянная советская вывеска смотрится как часть композиции, — рассказывает Шахов.
Работу можно найти на Уралмаше до сих пор.
«Объекты безразличия», Катя Червонных
7 сентября в соцсетях «Карт-бланша» опубликовали серию работ художницы Кати Червонных: стилизованные таблички с названиями разрушающихся зданий и надписями «Объект культурного наследия регионального безразличия» и «Разрушается государством». Таблички похожи на те, что власти обычно устанавливают на объекты культурного наследия, чтобы показать, что они под охраной государства.
Арт-объекты можно было увидеть на усадьбе Рязанова (ул. Куйбышева, 40), двух отделениях екатеринбургской городской больницы (ул. Челюскинцев, 5в и 5л), на заброшенной больнице в Зеленой Роще (ул. 8 Марта, 78), а также на здании в Городке милиции (ул. Чапаева, 14).
— Удивительно, что заняться их восстановлением сложно, но снять все указатели в день размещения силы нашлись. Один из «объектов безразличия» — заброшенную больницу в Зеленой Роще — снесли уже в этом году, — говорит про работу Алексей Шахов.
«Вкусно и точка» и «Вот что я люблю», Егор Горе
— Главным предметом хайпа пятого «Карт-бланша» в Екатеринбурге стал арт-проект Горе Егора «Вкусно и точка», где название новой сети фастфуда было размещено прямо поверх гигантского розового члена. Отбросив все смешки, я отмечаю многоуровневость высказывания на тему принуждения и насилия, прямиком из тюремной культуры. Это название максимально лаконично отражает ситуация, когда зрителя лицом притягивают к тому, чего он не хочет, и говорят: «Теперь так».
Меня удивляет возмущение, ведь нарисовать член на гараже — это практика, которую вы можете увидеть на любом гаражном комплексе. Из фигуратива автор выходит в реализм — любимый жанр всех консерваторов. А чего недовольны? Этот арт-проект смело можно назвать диптихом, через несколько недель Егор в противовес розовому члену нарисует голубую вагину с надписью «вот что я люблю». От насилия и принуждения к желанию и любви. И все будет прекрасно, — иронизирует Шахов.
Фестиваль паблик-арта «ЧÖ»
«Призрак леса», Алексей Мартинс
В начале января 2022 года у входа в Юго-Западный лесопарк появился арт-объект красноярского художника Алексея Мартинса. В основе композиции — график пожаров Свердловской области за последние десять лет, в котором учитывались количество происшествий, интенсивность и площадь. Объект создан из 1347 деревянных и обожженных вручную брусьев, а весит полторы тонны.
«Городские идолы», Наташа Пастухова
В начале августа в Уктусском лесопарке уральская художница Наташа Пастухова установила деревянные идолы в виде собак и кошек. Таким образом она попыталась переосмыслить многовековую историю взаимодействия человека и домашних животных. Площадку для нового арт-объекта выбрали не случайно. В 1960-е годы Уктусские горы были главным местом сбора художников-нонконформистов. Так что работа Наташи Пастуховой продолжила еще одну традицию в искусстве.
Больше информации о смыслах «Городских идолов» вы найдете в нашем репортаже.
«Навсегда», Галина Белова и Рита Хаак
1 декабря на улице Розы Люксембург, 14а открылся новый арт-объект художниц Риты Хаак и Галины Беловой, посвященный проблемам людей с ВИЧ-инфекцией. Работа состоит из зеркал, глиняных табличек и цветов. Таблички сделали родственники тех, кто умер от ВИЧ-инфекции, на мастер-классе в центре помощи людям с ВИЧ «Новая жизнь». Подробнее об арт-объекте можно почитать здесь.