Окна, знаки и исчезающие животные

Екатеринбург украсили 35 световых инсталляций фестиваля «Не темно». Рассказываем, где их искать

24 декабря, 20:50, 2022г.    Автор: IMC

В Екатеринбурге стартовал десятый фестиваль светового искусства «Не темно». Последние несколько лет работы художников можно было увидеть в парке Маяковского, в этом году ЦПКиО снова стал главной площадкой фестиваля, но часть объектов разместили и в центре города. It’s My City прогулялся по световым инсталляциям и рассказывает, какие из них обязательно стоит увидеть. 

«Не темно» будет работать в субботу и воскресенье, 24 и 25 декабря. Работы можно будет посмотреть с 18:00 до 22:00 на шести разных площадках: 

• Парк Маяковского, ул. Мичурина, 230

• Кинотеатр «Колизей», просп. Ленина, 43 

• Литературный квартал, ул. Пролетарская, 14

• Лицей имени Дягилева, ул. Луначарского, 173 

• Кластер «Л52», просп. Ленина, 52

• Кофейня «Loza», ул. Горького, 4д 

Погода будет благоприятствовать просмотру — вечером 24 декабря ожидается до минус 1 градуса, вечером 25 декабря до минус 3 — минус 5.

Подробную карту фестиваля можно найти здесь.

Некоторые объекты будут показывать до конца январских праздников. О них объявят позже.

Карта фестиваля

Карта фестиваля

Парк Маяковского

«Книга случайностей», художница Анна Щапова

Этот интерактивный световой объект предлагает прикоснуться к процессу творческого поиска. Пустые смятые страницы книги хранят потенциал будущих произведений, а игра света помогает им родиться. «С помощью света, который отражается от книги, создается уже другая история. Своим прикосновением с помощью света мы создаем образы», — рассказывает художница. Точно такую же работу можно найти в Литературном сквере на улице Пролетарской, 14.

Фото: Елена Елизарова / It's My City

Фото: Елена Елизарова / It's My City

«Кибер-сколопендры», Татьяна Трачевская

Световой объект представляет техногенно-зооморфных существ, каждое 1,5 метра длиной, которые одновременно переплетены и ощетинены друг против друга. Автор экспериментирует с линейным параметризмом и эффектом подповерхностного рассеивания света.

Фото: Елена Елизарова / It's My City

«Привет, сосед», Катя Червонных

Работа посвящена построению соседских сообществ и объединению горожан. Эта уличная интервенция приглашает зрителя к дружеской коммуникации. Видя этот призыв, каждый из нас, находясь вовсе не дома, осознает себя соседом в пространстве всего города. Символично, что неподалеку от арт-объекта раньше работала касса взаимопомощи. 

«Когда вы выходите на лестничную клетку, это диалог двух мест, диалог двух людей. Так мы образуем связи и поддерживаем их», — рассказывает Катя.

Фото: Елена Елизарова / It's My City

«Призрачное окно 18+», Екатерина Поединщикова

Световая инсталляция приоткрывает окно в потусторонний мир. Благодаря выбранной технологии движения, кажется, что вокруг работы дрожит воздух и проявляется другое измерение. За основу объекта взято изобретение Джеффа Либермана, которое называется Slow Dance.

Фото: Алексей Патентный

«Окна», Анна Снегина

Инсталляция вызывает в памяти окна городских любителей растений. Розовое свечение на фасадах домов заставляет задуматься о том, есть ли какая-то тайная общность между этими людьми или ими просто движет желание создать уютную среду обитания.

Фото: Алексей Патентный

«Знак», Катя Червонных

Художественный объект, который возникает под видом дорожного знака в месте, где ничего подобного быть не должно. Казалось бы, форма временного знака позволяет управлять движениями людей. Так ли это, когда дело доходит до чувств?

«Это настоящий дорожный знак, его размеры соответствуют ГОСТу, это два знака-близнеца: один здесь, другой в Литературном квартале. Раньше мы мечтали замедлиться, а текущем году мы стараемся быстрее жить, боимся что-то не успеть, потому что не знаем, что нас ждет завтра», — рассказывает художница

Фото: Алексей Патентный

Фото: Елена Елизарова / It's My City

«Лимбические реакции», Анастасия Пищугина

В работе транслируется слово «Замирание». «Бей, беги, замри» — механизмы защиты, доставшиеся человеку от предков десятки миллионов лет назад. Научившись складывать свои реакции в слова, мы оказались заложниками букв. Здесь мы наблюдаем за тем, как свет проявляет слово, и ждем.

«В условиях, когда бегство и борьба невозможны, замирание кажется оправданной тактикой. Больше ни слова», — делится автор.

Фото: Антон Буценко / 66.Ru

«Нерв», арт-группа βῆτα Σύγχρονο (Денис Трачевский, Татьяна Трачевская)

Интерактивная инсталляция, которая обнажает устройство нервной системы. Работа реагирует на звук и приглашает зрителей оценить влияние внешних воздействий на нервные окончания через взаимодействие с датчиками движения и света.

Фото: Елена Елизарова / It's My City

«Исчезающие виды», Евгений Андреев

Свет загорается и гаснет, призывая задуматься об исчезающих и близких к исчезновению животных. Световые контуры изображают представителей Красной книги Челябинской области: это речная выдра, норка европейская, савка, дрофа, средний кроншнеп, краснокрыл Келлера и перламутровка фрейя (бабочка). 

Фото: Елена Елизарова / It's My City

«Сигналы», Мария Бушмелева

Динамическая инсталляция посвящена теме общения без слов. Светящиеся шары общаются друг с другом азбукой Морзе. Таким образом, объект отсылает нас к рассказу Владислава Крапивина «Белый шарик Матроса Вильсона». Свет подает сигналы, свет говорит за нас — белые шарики передают сообщения с кораблей или просто перемигиваются о своем?

Фото: Алексей Патентный

«Что мы с этим будем делать?», Глеб Столяров

Движущаяся интерактивная инсталляция, в которой луч света берется как метафора жизненного пути. Перед нами и цель, и препятствия, и возможность их обойти. Одна загвоздка — траектория луча всегда прямая, и, чтобы ее изменить, необходимо усилие.

«Всегда, когда судьба куда-то нас ведет, мы сталкиваемся с какими-то препятствиями, дальше уже есть несколько теорий: например, что наша судьба предопределена. Но я верю в то, что мы можем приложить усилия, чтобы повлиять на наш путь», — объясняет автор.

Фото: Алексей Патентный

«Карта», Юлия Демченко

Инсталляция-карта, которая с помощью света повествует о зеленых зонах Екатеринбурга. Кольцо лесопарков вокруг города уникально — его удалось сохранить, несмотря на стремительный рост населения и урбанистической инфраструктуры. Все пропорции соблюдены.

Фото: Алексей Патентный

«Город и его жители», студенты первого курса Екатеринбургской академии современных искусств

Интерактивная проекция, изображения на которой меняются в зависимости от движений зрителей. Инсталляция символически показывает, как жители своими действиями влияют на облик города. Здесь есть и Вячеслав Бутусов, и Дмитрий Мамин-Сибиряк, и Павел Дацюк, и Алексей Балабанов. 

Фото: Алексей Патентный, коллаж

«Взгляд на город», Студия лазерной анимации «Арт-технологии»

С помощью лазерной анимации авторы показывают разный Екатеринбург: научный, литературный, театральный, промышленный, выбирая для этого знаковые образы культуры и архитектуры — здание Белой башни, администрации города и офис РМК.

Фото: Алексей Патентный

Центр города

«На периферии зрения», Анастасия Крохалева

Площадка театра «Провинциальные танцы» (Колизей)

Эти световые мобили отсылают к истокам кинетического искусства, заигрывают с метафорами волшебного фонаря и театральной тайны. Зрителей приглашают понаблюдать, как рождаются и исчезают едва зримые образы. Символично, что это первое электризованное здание города. Здесь был кинотеатр, а сейчас театр «Провинциальные танцы» с софитами.

Фото: Елена Елизарова / It's My City

«Прятки», Анастасия Пищугина

Парк Литературного квартала

Эту световую инсталляцию можно увидеть только с помощью отраженного света. В нем проявляются скрытые образы: символы и знаки финно-угорской мифологии проступают из исторической памяти Урала, чтобы заявить о дне сегодняшнем. Новая версия проекта, впервые представленного на фестивале «Не темно» в 2020 году.

Фото: Елена Елизарова / It's My City

«Антонимы», Ирина Вилкина

Музей «Литературная жизнь Урала XX века» (ул. Пролетарская, 10)

Проецируя на здание литературного музея слова, вроде бы, противоположные по смыслу, художница рассуждает о субъективности восприятия, о зыбкости формулировок, о влиянии контекста на смысл. Выбор слов вдохновлен рассказами Владислава Крапивина. «Это история о том, что иногда человек может скрыть правду», — делится художница.

Фото: Елена Елизарова / It's My City

Фото: Елена Елизарова / It's My City

«Граффити», Мария Мусихина

Кофейня «Loza», ул. Горького, 4Д

Эта инсталляция показывает, как свет уравнивает природное и рукотворное, создавая из них загадочные, гипнотические изображения. Расположенная в историческом сердце города, она также побуждает мысли о времени и архитектуре. 

«Моя работа про Екатеринбург, его фактуру и именно фактурой города я вдохновлялась. Мне нравится наш город за контрастность, историческую архитектуру, в которую вписаны граффити. Вроде как это вандализм, но мне очень нравится. Пыталась найти способ выражения идеи, чтобы два временных контраста смогли существовать вместе», — говорит Мария.

Фото: Елена Елизарова / It's My City

«Здесь был авангард», 11811& 77 / Творческое объединение «Куст Х» / Территория Авангарда  

Креативный кластер Л52, (пр. Ленина, 52)

Световое высказывание, созданное из типографики эпохи авангарда и современного граффити, протягивает нить между прошлым и нынешним поколениями, констатирует, что авангард тут был, и оставляет открытым вопрос: будет ли еще?

Фото: Елена Елизарова / It's My City

«Суперлуние Богини Маву», Рома Инк, Горе Егор, Александр Конышев

Лицей им. С. П. Дягилева (ул. Луначарского, 173)

Световой объект, уже известный екатеринбуржцам своей любовью к путешествиям. В этот раз похищенная художниками Луна размещается в японском саду лицея имени Дягилева и приглашает горожан разделить с ней одну из самых длинных ночей в году.  

Фото: Елена Елизарова / It's My City

Мифологические Существа Древней Японии, учащиеся младших классов изобразительного отделения лицея имени С. П. Дягилева 

Лицей им. С. П. Дягилева (ул. Луначарского, 173).

Словно по волшебству в японском саду лицея поселились небывалые существа: они то появляются, то исчезают, привлекая внимание зрителей. Работы выполнены люминесцентной краской на прозрачной основе. Это новая версия проекта, впервые представленного на фестивале в 2020 году. По словам одного из кураторов проекта, работы Ромы Инка и школьников расположены рядом, так как обе отсылают нас к культуре Японии.

Фото: Елена Елизарова / It's My City

«Нити Времени», педагоги и учащиеся лицея имени С. П. Дягилева совместно с экопроектом «Вещь добра» 

Лицей им. С. П. Дягилева (ул. Луначарского, 173)

Дети танцуют на фоне картин, а после окончания танца приглашают нас на выставку. Следуя тренду джанк-арт, из ветоши и старых вещей авторы создают реплики на картины «Танец» (А. Матисс), «Звездная ночь» (В. Ван Гог) и «Крик» (Э. Мунк). Проект сочетает хореографический перформанс и выставку световых объектов.

Фото: Елена Елизарова / It's My City

Фото: Елена Елизарова / It's My City

Фото: Елена Елизарова / It's My City

Фото: Елена Елизарова / It's My City

Возрастной рейтинг мероприятия — 0+

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: