Пластмассовый мир затонул

Рецензия на фильм «Треугольник печали», завоевавший главный приз на Каннском фестивале

20 декабря, 18:31, 2022г.    Автор: Алексей Акулов

В российском прокате дебютировала сатирическая картина «Треугольник печали» шведского режиссера Рубена Эстлунда, в скором времени фильм должен появиться на стримингах. В этом году именно он взял главный приз Каннского фестиваля «Золотую пальмовую ветвь». Это непринужденный рассказ о круизе на корабле с самыми разными пассажирами — русским олигархом, программистом, торговцами оружием и пожилой супружеской парой, которым придется вмиг забыть про комфорт и ценности капитализма и переосмыслить свое предназначение. Что получилось из их захватывающего путешествия, в своей рецензии анализирует кинообозреватель Алексей Акулов.

Кадр из фильма «Треугольник печали»

Добрый день, уважаемые пассажиры! Приветствуем вас на борту нашего судна! Желаем легкого пути и приятного времяпровождения. В прокате отгремел новый фильм Рубена Эстлунда, теперь уже двукратного обладателя «Золотой пальмовой» ветви Каннского кинофестиваля. Предыдущая геометрическая картина шведского режиссера «Квадрат» высмеивала современное искусство, на сей раз под раздачу попали социальные роли и иерархия; кто был никем, тот станет всем и так далее. 

К слову, социалист-коммунист в лице непросыхающего капитана корабля (Вуди Харрельсон) присутствует, как и присутствует программист, русский олигарх с двумя женами, пожилая супружеская пара из Великобритании, разбогатевшая на продаже оружия, молодая пара моделей-инфлюенсеров и дама, пережившая инсульт. Фильм, сначала напоминающий драму о кризисе в отношениях, превращается в анекдот, когда все эти персонажи собираются в одном месте. 

Кадр из фильма «Треугольник печали»

Каждому из присутствующих на яхте попадет. Эстлунд беспощадно высмеивает капиталистический строй и наказывает его участников. Он выравнивает всех, включая зрителей, неспроста в самом начале фильма несколько раз звучит фраза «Все равны». Роли в этой системе неустойчивы, и чтобы наглядно это показать, режиссер делит фильм на три части: в первой роли заявляются, во второй демонстрируются через метафору корабля, в третьей переворачиваются с ног на голову. 

Любая валюта — красота, деньги, часы — просто не имеет смысла. Если в первом акте представителем красоты как валюты была Йайа (Чарлби Дин), получившая бесплатный круиз, то в третьем акте «красавчиком» и куском мяса выступает ее парень Карл (Харрис Дикинсон), который начинает спать с чистильщицей туалетов (Долли Де Леон) за пачку соломки. Капитализм — зло, чистильщица туалетов — капитан, Ленин — наша школа.

Кадр из фильма «Треугольник печали»

Когда изменятся социальные роли? После дождичка в четверг. Капитанский ужин назначен, циклон уже идет. Прожарка всех и каждого начинается, когда первый пассажир не выдерживает морской болезни и надвигающейся тошноты. С первой пролитой каплей желудочного сока режиссер уходит в отрыв. В момент всеобщей паники и страха пьяный капитан и русский олигарх (его невероятно смешно и сочно воплотил актер Златко Бурич) начинают спорить о политике в микрофон. Люди вопят, падают, закрывают уши, но от пропаганды уже никуда не деться. Когда по всем динамикам начинает раздаваться что-то вроде проповеди о том, что мы плывем не в налоговый рай, не выдерживают и унитазы: они взрываются и начинают распространять содержимое по всему кораблю. 

Кадр из фильма «Треугольник печали»

В «Треугольнике» нет подводных каменей, он настолько прямолинеен в своей дерзости, что не оставляет шанса не очароваться. Статичная камера в паре с очень простыми диалогами убивает наповал, потому что от них невозможно оторваться. Когда Карл спрашивает нашего соотечественника-олигарха, чем он зарабатывает, поступает непринужденный ответ: «Я продаю дерьмо». Картина не обязывает мучить себя вопросами о смысле просмотренного, потому что она этого не скрывает: все плохо, а выживает тот, кто умеет ловить рыбу.

Фильм на удивление актуален. В «Треугольнике» абсурд не существует ради абсурда и так существующего, он более жестокий и искренний. Сам режиссер на пресс-конференции признается, что хотел создать американские горки. Кажется получилось… От действительно смешных и забавных сцен зрителей будет кидать в страх и отвращение. Не пропустите!

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: