Вчера Владимир Путин подписал закон о запрете в России «пропаганды ЛГБТ, педофилии и смены пола». Поправки в законодательство уже вступили в силу. Автор законопроекта депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Александр Хинштейн объяснил необходимость нового закона тем, что публичное одобрение нетрадиционных сексуальных отношений якобы несет угрозу демографическому росту и экономическому развитию страны.
На следующий день книжные магазины Екатеринбурга начали снимать с продажи книги с ЛГБТ-тематикой. В одной из точек сети «Читай города» корреспонденту It’s My City сообщили, что такую литературу в магазине уже не продают, а сотрудникам теперь запрещено ставить эти книги на полки.
It’s My City поговорил с юристом Ресурсного центра для ЛГБТ* в Екатеринбурге Анной Плюсниной о том, как будет работать закон, могут ли наказать обычных граждан, а также стоит ли теперь чистить свои страницы в социальных сетях от упоминаний о геях, лесбиянках, бисексуалах или трансгендерах.
Что предшествовало появлению закона?
— Если раньше по закону была запрещена «пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений» только среди несовершеннолетних, то теперь это коснулось и всех взрослых. При этом раньше сторонники закона об «ЛГБТ-пропаганде» объясняли его значимость тем, что дети не могут критически мыслить и осознавать ту информацию, которая поступает. По логике суда, видимо, у людей в правительстве тоже не очень хорошо с критическим мышлением, раз они во всем видят пропаганду.
Кроме того, раньше в законе ничего не было про трансгендерных людей. Сейчас в законодательстве упоминается и «пропаганда» смены пола. По логике властей, если взрослые люди увидят сериал с ЛГБТ-персонами и трансгендерными людьми, они сразу же захотят и вступить в наше комьюнити, и пол поменять.
Какие штрафы придется платить обычным гражданам, а какие компаниям?
За нарушение запрета пропаганды ЛГБТ виновному будет грозить штраф:
• от 50 до 400 тысяч рублей для обычных граждан;
• от 100 до 800 тысяч рублей для должностных лиц;
• от 800 тысяч до 5 млн для юрлиц, от них могут вообще потребовать приостановить свою деятельность до 90 суток.
Также за распространение среди детей информации о нетрадиционных сексуальных отношениях либо побуждающей детей сменить пол:
• физическому лицу назначат штраф от 50 до 200 тысяч рублей;
• должностному лицу — от 100 до 400 тысяч рублей;
• юрлицу — от 800 тысяч до 4 миллионов рублей, могут также заставить приостановить свою работу на срок до 90 суток;
• если закон нарушат иностранцы или лица без гражданства, им будет грозить выдворение из РФ.
Что попадает под запрет?
— Некоторые активисты и организации говорят, что новый закон запрещает любое упоминание об ЛГБТ-культуре, но это не правда. Также никакие символы ЛГБТ-движения не запрещены. На самом деле, о нетрадиционных сексуальных отношениях, о смене пола, можно говорить и писать, но в нейтральной форме. Ранее такая форма подачи информации соответствовала и закону об ЛГБТ-пропаганде среди несовершеннолетних. Однако так с детьми могли говорить только врачи, психологи и соцработники.
Эту ситуацию можно сравнить с темой освещения наркотиков. Законом у нас также запрещена пропаганда употребления этих веществ. У нас в стране привлекают к административной ответственности за фотографию каннабиса, могут вообще заблокировать ресурс, на котором размещено изображение. При этом свободно существуют организации, которые помогают людям, живущим с наркотической зависимостью. Это не является пропагандой. Поэтому, я думаю, что организации, помогающие ЛГБТ-персонам, никуда не уйдут, а просто сменят вектор с просветительской деятельности на сервисную. А также будут позиционировать себя в нейтральной форме.
Как ужесточат закон для детей?
— Перечень запрещенной информации для детей расширится. Для несовершеннолетних теперь полностью запрещена демонстрация ЛГБТ-отношений. Например, для иллюстрации нельзя поставить даже фотографию двух молодых людей, держащихся за руки. Если раньше от этого условно могла спасти плашка «18+», то теперь нужна полноценная верификация пользователя на сайте с подобными материалами.
Это может быть как с порносайтом Pornhub, где есть авторизация через «ВКонтакте». Теперь все ресурсы, на которых есть материалы с репрезентацией ЛГБТ-персон, обязаны сделать похожий механизм. В суде мне предлагали сделать для пользователей регистрацию на сайте через электронную почту. По их мнению, я должна проверять у пользователей паспорт, сверять по фото владельца документа и его возраст. Там, где верификация технически невозможна, распространение этой информации запретят.
Каким образом суд будет выявлять наличие «пропаганды» в том или ином материале?
— Обычно суд это определяет через психо-лингвистическую экспертизу. По их определению, пропаганда — это то, что воздействует на человека. Специалисты ориентируются на то, какие психологические реакции возникают у человека после ознакомления с тем или иным материалом. Я вела около шести-семи дел по «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений» среди несовершеннолетних. В основном этим занимаются психологи. По моему мнению, должен быть еще и лингвист, который определяет, побуждает ли та или иная фраза к действиям, однако их почти не привлекают к этой работе.
Меня и саму судили по этой статье о «пропаганде». Мне вкатили штраф за «пропаганду» из-за фразы: «комьюнити центр — это дружественное пространство для ЛГБТ-персон». Якобы эти слова могут побудить ребенка прийти к нам, и он сразу же вступит в нашу «ЛГБТ-секту», сменит пол и все остальное. Когда я была на одном из судебных процессов по делу об «ЛГБТ-пропаганде» среди несовершеннолетних, я говорила: «Вспомните себя ребенком, вы бы пошли за помощью в какую-то организацию, если бы дома у вас все было хорошо?» К нам обращаются в крайних случаях, когда человеку нужна юридическая или психологическая помощь.
Как будет работать закон?
— Несмотря на всю абсурдность нового закона, процесс рассмотрения дел организован не так уж и плохо. Здесь есть состязательность процесса, можно выстраивать стратегию защиты, никто не назначает штраф без слушаний суда и всего такого. Как выстроен этот процесс? Сначала полиция возбуждает административное дело и отправляет материалы на экспертизу, далее дело идет в суд, который выносит окончательное решение. По окончании разбирательств вы можете обжаловать решение суда.
При этом если правоохранители найдут «пропаганду» в онлайн-материалах, то смогут заблокировать ресурс без суда. Сценариев в этом случае два: либо Роскомнадзор сначала отправляет предупреждение о блокировке ресурса его администратору, а потом закрывает доступ, либо сразу же блокирует без объяснений. Последнее, конечно, неправильно, ведь всегда можно сделать профилактическую работу и ничего не закрывать.
Может ли закон стать новым репрессивным инструментом в отношении тех, кто не согласен с официальной позицией государства?
— Мне кажется, этот закон направлен на то, чтобы максимально расчистить информационное поле об отношениях, которые не соответствуют «традиционным ценностям», которыми сейчас одержимо правительство. Якобы все эти «веяния Запада» не соответствуют желаниям наших граждан. Вероятнее всего, власти хотят подчистить информационное поле, чтобы стриминговые платформы, блогеры, издатели книг перестали распространять любые материалы об ЛГБТ-персонах. Конечно же, это будет оказывать влияние, в том числе и на научную, медицинскую сферу.
Высок риск широкого трактования этого закона. По большей части нас всех решили запугать. Учитывая, что не всегда можно найти справедливость в суде.
Как быть с опубликованными ранее материалами, в которых может быть «пропаганда»?
— Срок привлечения к ответственности по данной статье — год с момента обнаружения материала, а не с того момента, когда опубликовали. Поэтому придется чистить прошлые публикации, где есть хоть какая-то положительная коннотация ЛГБТ. Кроме того, чтобы не нарушать законодательство, проверьте, не демонстрируете ли вы нетрадиционные отношения в своих соцсетях? К примеру, не публиковали ли вы фотографии целующейся однополой пары?
Как новый закон отразится на гей-клубах и травести-шоу?
— Тут вообще сейчас непонятно, как работает закон о «пропаганде» в этой сфере. Мы обсуждали эту тему с владельцами клубов. По идее, если я уже ЛГБТ-персона и иду в соответствующий клуб, на меня никак нельзя повлиять, как говорится, обратной дороги нет. Получается, по новому закону в гей-клубы теперь нельзя пропускать гетеросексуалов. Наверное, как-то так.
С травести-искусством сложнее, ведь это не сколько про ЛГБТ-культуру, это совсем отдельный жанр. Я думаю, они тоже сократят информационный контент. К примеру, уйдут из «ВКонтакте» в условный Instagram**. Но по такой логике мы должны запретить и советские фильмы, где есть мужчины, переодетые в женщин, чтобы была справедливость.
Как закон отразится на российском ЛГБТ-комьюнити?
— Все принимают разные решения, сложно спрогнозировать какую-то общую реакцию. Кто-то натянет колготки и побежит из страны, кто-то, наоборот, будет публиковать еще больше материалов на эту тему поперек закону, кто-то будет уходить в подполье и анонимизироваться. Но это точно скажется на восприятии ЛГБТ-людей окружающими. Например, изменится восприятие у родителей ЛГБТ-персон. Они и раньше не понимали своих детей и очень боялись за их безопасность. Теперь появятся вопросы и к самим родителям, многие наверняка начнут опасаться внимания опеки.
*Власти считают организацию «иностранным агентом»
**Принадлежит Meta, которая признана «экстремистской организацией» и запрещена в России
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.