В такси только девушки

Таксистки из Екатеринбурга — о ночных поездках, опасных районах и оплате поездок пачками кофе

9 ноября, 17:29, 2022г.    Автор: Семён Хорохорица

По статистике, каждый пятый водитель в России — это женщина. Часть женщин-водителей предпочитают работать в такси, так как видят в этом возможность для хорошего заработка и любят свободный график. В больших городах женщины составляют до 4% водителей такси, следует из статистики «Яндекса», а в одном только Екатеринбурге за последние полтора года в таксопарках наблюдается рост числа девушек-водителей примерно на 30–40%.

Большинство россиян (69%) считают, что женщины водят автомобиль аккуратнее мужчин, следует из данных опроса сервиса «Ситимобил». Однако до сих пор встречаются люди с предрассудками, которые думают, что женщины хуже ориентируются по навигатору (33% опрошенных), а четверть респондентов уверена, что водительницы нарушают правила дорожного движения чаще мужчин. И это уже не говоря о том, что таксистки встречаются со случаями насилия и неадекватного поведения пассажиров.

It’s My City пообщался с таксистками из Екатеринбурга, чья работа до сих пор считается не совсем женской. Как относятся к ним пассажиры, какие странные истории с ними происходили, а также как сами женщины чувствуют себя на столь сложной и опасной работе, рассказываем в этом тексте.

«На первой смене меня довели до слез»

Наталия, работает в такси три года

— Сейчас в такси много девушек. Слышу от пассажиров, что им часто попадаются девушки-водители. Эта тенденция начинает набирать обороты. Многим девушкам нравится, что женщина за рулем. Бывает, прилетает уведомление, что заказ отменен, возможно, из-за того, что видят, кто ведет. Но в большинстве случаев что женщины, что мужчины радуются приезду девушки.

По поводу сложности — это смотря как настроиться, я достаточно спокойно отношусь к работе, ситуации не предвосхищаю. По первости волновалась, что попадутся нехорошие пассажиры, ситуации возникнут нехорошие, и была парочка таких случаев.

Фото: Марина Молдавская / It's My City

На моей первой смене меня довели до слез. Пассажир заказал поездку в одно место, потом начал говорить, что ему надо сюда, потом туда. Рассчитываться он отказался, и я уже приняла другой заказ. Мне нужно ехать, а он денег так и не дает. Он вышел и пошел куда-то, я хотела взять его сумку, которую он оставил, пока не рассчитается. В ответ он начал агрессировать, колотить по машине, кричать матом, обзывать меня. Я села и заплакала от бессилия, потому что он зажал меня и никуда было не выехать. В итоге я выкинула ему в окно сумку и уехала на заказ.

Был еще один пассажир, которого я не хотела везти. Он сел, а потом выяснилось, что заказал такси не на тот адрес. Сначала мы поехали в одну часть города. «Куда ты меня везешь?» — спросил он. Выяснилось, что нам совершенно в другой район. Ничего страшного, мы развернулись и поехали на правильный адрес.

Потом он сказал, что у него сел телефон, денег нет и что не сможет перевести. Я подумала: «Какая чудесная история». И решила, что тогда не поедем. Но он отдал свои часы, которые, по его словам, стоят дороже, чем моя жизнь, и сказал ехать дальше. 

Вскоре он начал неприятно высказываться: «Вот женщина за рулем — это зло. Ты вообще ездить не умеешь, едешь не туда, какой-то непонятной дорогой везешь». Мне не понравилось такое отношение, я подъехала к машинам ППС и сказала пассажиру, чтобы он выходил или ему помогут.

К счастью, он не стал сопротивляться. Ппсники посмотрели на меня с вопросом: «Чего подъехала?». Я им кивнула, что у меня сзади проблема. Они поулыбались, типа, если что — зови. Звать их не пришлось, пассажир сам вышел, часы я ему отдала. Деньги за поездку с меня списались, потому что платить он должен был наличкой, но не сделал этого. Мне было обидно, я рассказала про эту ситуацию владельцу таксопарка, и деньги мне компенсировали.

Один раз была женщина, которая, скорее всего, заказала такси через оператора и не знала, кто приедет. По пути говорила мне, как она не любит женщин за рулем и в жизни с женщиной бы не поехала. Я ей предложила остановиться, чтобы перезаказать такси, но она сказала, что торопится — только зря нервы портила. Такое бывает, но не часто.

Конечно, некоторые мужчины просят номер, но на практике лучше дать его и сразу заблокировать пассажира, чтобы быстрее отстал. А так лезут, но без рукоприкладства — такого, к счастью, у меня еще не было. 

Однажды я забирала из аэропорта пассажира, который прилетел из Москвы. В Екатеринбурге у него была назначена встреча. Я отвезла его к машине, которую он оставил в городе, но выяснилось, что он забыл ключи от нее. Сказал, чтобы я везла его в другое место, а я уже приняла заказ на хорошую сумму и не хотела отказываться. Он сказал, что заплатит больше, и арендовал машину на весь день.

Внес предоплату, и мы поехали в кафе, а потом на встречу, которая длилась 15 минут. В это время я сидела на озере и любовалась природой. Потом поехали в парк Маяковского, где покатались на качелях около двух часов, потом отвезла его в аэропорт, он угостил меня кофе. За это время у него добавилось два часа сверх аренды, он доплатил, и мы распрощались. Машина даже меньше работала, чем я. Я вышла как дешевый эскорт — меня гуляли и кормили.

Фото: Марина Молдавская / It's My City

В среднем у меня выходит 4–5 тысяч в день, этого хватает на дополнительные траты вроде обеда. Я уже привыкла к такому уровню дохода, без такси не хватало бы. 

Я чувствую себя безопасно благодаря машине такси, которая брендирована, все равно угонять пытаются машины без опознавательных знаков. Угнанные машины отслеживают, и «Яндекс» следит за перемещением автомобиля. Из приложения понятно, что за человека ты забираешь — если будет какая-то заварушка, то я просто откажусь от таких подозрительных пассажиров. Если вижу пьяных или неприятных, то отменяю заказ и уезжаю.

Я уже два года на комфорте езжу, и критических ситуаций у меня не было, правда, все равно между «Экономом» и «Комфортом» пропасть в контингенте. Ощущаю себя комфортно, даже ночью работаю, но это из-за того, что я все-таки смотрю, какие люди ко мне в машину садятся. Я вижу баллы пассажира, но не обращаю внимание на это, в первую очередь пытаюсь разглядеть информацию о поездке, а не о рейтинге пассажира.

Сейчас я успокоилась и у меня нет плохого ожидания, пассажиры, в принципе, попадаются все адекватные и плохих ситуаций почти не происходит. Если что-то случается, то можно остановиться, и люди понимают, что что-то случилось. До помощи не доходило, но готовность помочь я видела.

«За поездку мне заплатили пачкой кофе»

Татьяна, работает в такси по 12–13 часов в день

— У меня не было такого, чтобы ко мне боялись сесть в машину. Некоторые удивляются, некоторые говорят, особенно девушки: «Ой, как хорошо, что женщина за рулем». Только один мужчина за все время сказал: «О, женщина за рулем». А так народ совершенно обычно это воспринимает.

Я бы сказала, что это не женская работа. Если на своей машине работать, то там несколько другое, но я работаю на машине компании, поэтому нужно ездить смену по 12–13 часов. И вообще «Яндекс» сделал условия — чем дольше ты работаешь, тем выгодней это становится. Но на своей машине можно, наверное, работать не по 12 часов, например, а меньше. Свободного графика у меня нет, но можно выбрать день, в который будешь работать — просто пишешь руководителю в чат: «Я хочу поработать». Если вышел на работу с семи или восьми утра, то должен отъездить до семи или восьми вечера, если ничего экстренного не случилось. Например, машина сломалась, но даже если машина сломалась, то тебе дадут другую и ты поедешь дальше работать. Но сейчас «Яндекс» блокирует спустя 12 часов работы из-за усталости.

Это постоянное эмоциональное напряжение, иногда получается, что ты разговариваешь с клиентом, а на дорогу смотришь уже меньше — тут же главное смотреть по сторонам и как ты едешь. Главное, человека довезти до места в безопасности, целости и сохранности, тем более он платит за это деньги. 

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Помню, было утро понедельника, садятся двое молодых людей на Широкой Речке. Один нормальный — ему нужно было до кладбища доехать, а второй сильно выпивший — вроде, приличный, молодой, но весь в синяках, в царапинах, и конечная точка стоит до Пышмы. По дороге они ругались, выясняли отношения.

Первый вышел у кладбища и сказал: «Довезите, пожалуйста, молодого человека». Мы поехали, и вроде ничего страшного не было, но ему было очень плохо. Вскоре мы подъехали к магазину, и он сказал, что ему нужно купить пиво и сигареты. Просит, чтобы я не переживала, что потом все вернет. В обязанности водителя это не входит, но он был в таком состоянии, что ничего не соображал даже в магазине. Поэтому я выполнила его просьбу.

По дороге он выпил бутылку пива, ему стало хорошо. Ближе к Пышме он позвонил отцу и сказал, что согласен лечь в наркологию, только в платную палату. Судя по всему, в бесплатной он уже был и там ему не понравилось. Потом от отца деньги пришли за поездку и за магазин. Было довольно неприятно от этой ситуации.

Однажды был, можно сказать, полукриминальный случай. Садятся двое молодых людей, трезвые и адекватные, вполне нормальные. Конечный адрес стоял на Вторчермете. Попросили сначала заехать в магазин, при этом промежуточные точки нигде не поставили. Один зашел в магазин, а второй остался в машине. Проходит время, и оставшийся в машине пассажир просит меня заехать в соседний двор, чтобы там забрать его товарища. Почему в соседний двор…? А оказывается, тот выбежал из магазина, а за ним погнался охранник.

Пассажир убежал во дворы, спрятался там, охранник его не догнал. Оказывается, мужчина стащил из магазина много пакетов с кофе. Мы его нашли, он уселся, поехали дальше. Позже они попросили остановиться еще у «Карнавала». Что они унесли оттуда — не знаю, может, и ничего не унесли.

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Когда мы ехали из «Карнавала» на Вторчермет, они начали считать пачки кофе, их оказалось много. Я уже начала сомневаться, что они когда-нибудь доедут и выйдут из этой машины. Конечная точка была у оптового рынка, они ехали туда кофе сдавать, а со мной расплатились той же самой пачкой. Я не отказалась от поездки, потому что они мне деньги должны были, но вместо них была все равно большая пачка кофе.

«Это тяжелая и не женская профессия, опасная работа»

Ольга, таксист «платинового» уровня

— У меня не было случаев, когда кто-то боялся, что я за рулем. Наоборот, все хвалят, в комментариях пишут: «Суперводитель», «поставили бы десять с плюсом». Поучать — никто не поучает, мне кажется, мужчины, которые связаны с автомобилями или с вождением, сразу определяют, хороший водитель или нет. Они сразу видят по манере вождения и успокаиваются. Был случай, когда с мужчиной ехали из Тагила в Екатеринбург и он заметил, что у меня правая рука всегда на ручке передач. Сказал, что спокоен и может спокойно спать, и всю дорогу проспал.

Не замечала какого-то ущемления, я была предпринимателем, на государственных предприятиях не работала, сейчас работаю просто в такси сама на себя. Проблем с агрегаторами нет, парков у нас много. Пока я шла к этому парку, успела поработать в трех или четырех, которые мне не понравились — там была большая комиссия. Также бывают парки сертифицированные и несертифицированные, в первых заказы даются нормальные, а во вторых все отстойное.

В таксопарке, где я работаю сейчас, у таксистов есть уровни. У меня платина, следовательно, рейтинг хороший и мне пассажира дают хорошего — с хорошим рейтингом. Все пассажиры какие-то скучные, сидят в телефонах, даже не разговаривают.

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Я могу назвать районы, в которых не люблю работать — это Эльмаш, Химмаш и Уралмаш. Там часто попадается неадекватный народ, среди них выпившие. Однажды была на Химмаше, поняла, что на «Комфорте» я точно заказ не словлю, поэтому переключилась на «Эконом». Мне тут же приходит заказ через дорогу, я приезжаю, и чему удивляться — пьяные женщины. Вот чем отличаются «Эконом» и «Комфорт». Так что от этих районов у меня просто негатив.

Естественно, это тяжелая и не женская профессия, у нас много женщин за рулем, но это опасная работа, ты не знаешь, какой пассажир к тебе сядет. Был один случай с пьяным неадекватным, вроде бы, цивильным человеком, но он был сексуально озабоченный. Но такой мне попался один раз. Многие пытаются взять номер, но я не даю. Я сразу определяю пассажиров, наблюдаю за ними, если не нравятся, я просто отказываюсь, поэтому у меня, наверное, все нормально.

Если вы женщина и работаете в такси или же там работают ваши подруги, близкие, знакомые — вот список номеров, горячих линий, куда обращаться, если вы столкнулись со странным поведением пассажиров или насилием:

+7-800-700-06-00 — всероссийский телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия (Центр «Анна»)

+7-812-327-30-00 — телефон доверия «Кризисного центра для женщин (ИНГО)» (работает онлайн-приемная на сайте)

+7-499-901-02-01 — телефон доверия центра «Сестры» (работает онлайн-приемная на сайте)

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: