«Повторяется все, что было в феврале»

Как мобилизация отразилась на ресторанах, кофейнях и индустрии развлечений Екатеринбурга

19 октября, 18:28, 2022г.    Автор: IMC

С начала мобилизации Россию покинули сотни тысяч платежеспособных граждан, что почти сразу сказалось на индустрии общественного питания и развлечений. Например, посещаемость ресторанов в Москве со средним чеком выше 1500 рублей упала на 30%, а выручка на 20%. За первые две недели после начала призыва посещаемость торговых центров снизилась, по разным оценкам, на 8–40%.

It’s My City решил узнать, как внезапная мобилизация и массовая релокация повлияли на рестораны, бары, кофейни, а также индустрию развлечений в Екатеринбурге, можно ли говорить о новом усилении кризисных явлений после 24 февраля и какой выход из сложившейся ситуации видят сами бизнесмены.

Кофейни

Кофейни — часть индустрии общепита, но их отличие от кафе и ресторанов в том, что многие посетители берут кофе и еду навынос. Это спасало заведения во время пандемии коронавируса. Сейчас складывается другая ситуация: хотя власти сняли все ограничения, в том числе обязательное ношение масок, гостей все равно становится меньше. Не хватает и тех, кто брал заказы с собой.

По словам владельца сети кофеен Simple Coffee Сергея Мокренко, сентябрь — самое лучшее время работы кофеен, но после 21 сентября в сети заметили спад посещаемости. Бизнесмен объясняет это тем, что на 20-е числа сентября выпала плохая погода — как раз она очень сильно влияет на поток гостей. Но спад Мокренко также связывает и с первым шоком людей от объявления мобилизации.

— Влияние каких-то страхов от мобилизации было, но пока трудно его оценить, — говорит Сергей Мокренко.

Если на количестве гостей призыв в армию сказался не так сильно, то на числе сотрудников Simple Coffee — куда более заметно. По словам Мокренко, из кофеен ушло достаточное количество сотрудников — молодых мужчин, и многие из них даже не сообщают о своем уходе заранее.

— С оттоком кадров вообще беда. Люди просто исчезают, не приходят на работу. Сами понимаете, это касается молодых людей. Кто-то из них объявляется и говорит [что уезжает и не будет больше работать], а кто-то вообще не объявляется. Такого никогда не было. Уезжает, конечно, не половина, не треть и не четверть, но ощутимая часть, — рассказал Сергей Мокренко.

Ресторатор Валентин Кузякин в разговоре с корреспондентом It’s My City поделился, что в его кофейнях Engels тоже заметен спад посещаемости. 

— Если раньше было все более-менее понятно, то сейчас стало хуже. Это носит явно эмоциональный характер, — говорит Кузякин. При этом средний чек в его кофейнях не снижается.

Последствия мобилизации ощутили на себе далеко не все заведения этого сегмента. Например, в сети Duo Coffee сообщают о хорошей посещаемости. По словам управляющей кофейнями Екатерины Богдановой, с уходом и набором сотрудников тоже нет особых проблем. 

— Мы, наоборот, наблюдаем приток кадров, — утверждает Екатерина. 

Рестораны и бары 

В целом, как утверждает большинство опрошенных It’s My City рестораторов Екатеринбурга, тяжелых последствий мобилизации бизнес пока не испытывает. Чтобы их почувствовать, должно пройти больше времени. По словам Валентина Кузякина, его рестораны «Гады, крабы и вино», «Гастроли», «Сойка» и бар «Шалом, Шанхай» в целом не испытывают кадрового или посетительского «голода». Тем не менее можно увидеть тенденцию снижения общего чека на одного человека.

— Чек снизился на 25–30%, но это касается наиболее дорогих ресторанов, — добавил Валентин Кузякин.

Управляющий баром «Нельсон Совин» Алексей Кадочников также заметил некоторое падение показателей, в частности, сокращаются посещаемость и средний чек. Он не отрицает фактор мобилизации, но считает, что большую роль все-таки играет сезонное похолодание — люди меньше склонны приходить в бары в холодную погоду.

— Отток гостей — это совокупность факторов. Сказывается и мобилизация, и то, что люди уезжают, и погода. Но все-таки сезонность на первом месте, — говорит Алексей Кадочников.

В специализированных барах, например, в винном баре «Невинные люди», заметили спад посещаемости именно после 21 сентября. Директор заведения Алена Сокол сообщила It’s My City, что первые две недели после объявления мобилизации в бар стало ходить гораздо меньше людей, примерно то же самое происходило и после начала военных действий в Украине 24 февраля.

— Как и тогда, первые полторы недели «фонило» каким-то непониманием происходящего, страхом перед неизвестностью. Хотя посетители и были, но эмоциональный уровень был низкий, такое было даже внутри команды. Сейчас мы потихонечку восстанавливаем режим, который у нас был. Повторяется все, что у нас было зимой, очень похоже. Мы, конечно, переживаем, что и как будет дальше, но закрываться не собираемся, — говорит Алена Сокол.

Владелица ресторанов Gosti, «Мистер Чанг и Кинг-Конг пицца» и «Пряности» Евгения Левандовская рассказала изданию 66.ru, что последние несколько недель ее заведения сталкиваются со многими сложностями: это и снижение посещаемости, и падение среднего чека, и потеря ценных кадров.

— Профессионалы, воспитываемые нами годами, сейчас вынуждены оставлять рабочие места, нагрузка у других поваров увеличивается. Однако мы верим, что в ближайшее время история урегулируется и все ушедшие ребята вернутся целыми и невредимыми, — добавила Левандовская.

Мобилизация сказалась и на сотрудниках сети ресторанов «Своя компания»: руководитель отдела маркетинга Ксения Голунова рассказала It’s My City, что среди официантов, администраторов и других работников заведений есть призывники.

— У нас оттока кадров нет. Есть люди, которых мобилизовали, пока не могу сказать сколько. Я не считаю это оттоком, поскольку за ними сохранены рабочие места, и это просто временная ротация, — отметила представитель сети.

В некоторых ресторанах «Своей компании» наблюдается рост посещаемости и повышение среднего чека. В других происходит снижение по сравнению с динамикой прошлого года. Падение посещаемости в них Ксения Голунова объясняет тем, что гости хотят попробовать что-то новое и отправляются в недавно открывшиеся кафе и рестораны.

В Ассоциации кулинаров и рестораторов Свердловской области считают, что мобилизация почти не сказалась на общественном питании. По словам вице-президента ассоциации Ольги Чугуновой, посещаемость в ресторанах и кафе остается на уровне прошлого года, а гости меньше ходят в заведения общепита только из-за сезонности и погоды. Но при этом все же наблюдается определенный отток кадров. 

— Есть, может быть, определенные сложности, связанные с тем, что кого-то призвали, мобилизовали. Но такого, что «мы встали, закрылись, не работаем», конечно, нет, — говорит Ольга Чугунова. 

Кинотеатры

Российские кинотеатры с трудом пережили ограничения, введенные во время пандемии коронавируса. Не менее сильный удар по индустрии нанесли последствия военных действий в Украине — многие западные кинокомпании отказались показывать в России свои фильмы. С этой проблемой столкнулась и екатеринбургская сеть кинотеатров «Премьер Зал». Ее директор Владимир Петелин рассказал It’s My City, что с февраля поток зрителей стабильно низкий, без резких притоков и оттоков посетителей.

— Сейчас нет голливудского контента, поэтому начиная с февраля каких-то заметных спадов мы не видели, — говорит Владимир Петелин.

По его словам, люди вновь стали чаще ходить в кино в начале октября, когда в прокат вышел российский блокбастер «Сердце Пармы». Петелин отмечает, что посещаемость на 95% зависит от показываемого в кинотеатрах контента. 

Сотрудников «Премьер Зала» мобилизация пока не коснулась. С марта «Премьер Зал» начал оптимизировать работу кинотеатров: они работали не с самого утра, открывали не все кинозалы, а сотрудников перевели на неполный день, давали меньше смен. Из-за этого работники кинотеатров уходили и искали другую работу, говорит директор сети. А из оставшихся сотрудников еще никого не мобилизовали.  

— Сейчас в каждом кинотеатре в штате по несколько человек. В принципе, они справляются, — добавил Владимир Петелин.

Концертные площадки

Индустрия развлечений идет «под нож» почти всегда, когда наступает кризис. Особенно это сказывается на концертах, так как, в отличие от кино, билеты на выступления музыкантов стоят дороже и люди предпочитают тратить деньги на вещи первой необходимости, а не на прослушивание живой музыки. 

Такая участь постигла и TeleClub в Екатеринбурге. С 21 сентября посещаемость концертов в «Фабрике», клубе «Ц» и самом «Телеклубе» разных исполнителей упала на 10–30%, рассказала It’s My City руководитель промоотдела концертной площадки Ксения Табашникова. Кроме того, участились отмены и переносы выступлений музыкантов на площадках 

Арт-директор TeleClub Семен Гальперин говорит в целом о глобальном спаде посещаемости концертов, который начался с 2015 года после того, как Россия присоединила Крым. Начало мобилизации лишь стало логичным продолжением падения.

— Я открыл список наших концертов за 2015 год и посчитал, что три четверти тех исполнителей сейчас не может выступать в России. Это по сравнению с 2015 годом, когда уже не все могли приехать. Даже не столько по политическим причинам, а просто доллар до аннексии Крыма стоил 30, а после — 80, и у нас перестало хватать денег на гонорары западным артистам. Поэтому та работа, которая велась в доковидном десятилетии, теперь невозможна, — говорит Гальперин. 

С начала войны в Украине к этому прибавились и украинские группы, которые еще ездили в Россию, а также российские музыканты, не поддерживающие военные действия. Из-за этого стало меньше и слушателей концертов, и музыкантов, еще способных выступать. 

— Иностранные артисты, в частности украинские, больше не приедут даже не до заключения перемирия, а, вероятно, до подписания соглашения о выплате репараций. Практически все вменяемые российские артисты тоже уехали, перестали гастролировать или им не дают этого делать. Какие-то считанные концерты, которые еще можно и не стыдно провести, мы проводим, но это сложно назвать полноценной работой, — добавил Гальперин. 

Фото: Арина Распутина / It’s My City, Саша Зубковский / It’s My City, Инна Малышева / It’s My City, Марина Молдавская / It’s My City

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: