«Многое в региональном кино делается „по щиколотку в говне“»

Как малобюджетное уральское кино пережило пандемию и выживает в военное время. История студии Kinolook

27 сентября, 10:01, 2022г.    Автор: Инна Малышева

Для независимого кино в России нет хороших времен. Кинематографистам, которые держатся поодаль от продюсерских центров, больших студий и грантов, всегда будет не хватать денег, техники и актеров. А последние два года между пандемией и войной вынудили киношников находить более изощренные способы продолжать творить.

Маленькая екатеринбургская мастерская Kinolook существует больше шести лет, снимает авторские короткометражки, с которыми объезжает кинофестивали, и даже ведет свою киношколу. Два года назад создатели Kinolook Алена Тремазова, Дмитрий Лобанов и Иван Жданов решились на съемки полного метра. «Молитва о полиэтиленовом пакете» — это мюзикл-роуд-муви о брате и сестре, сбегающих от проблем в детские воспоминания из 1990-х, в выдуманный мир, где любят друг друга и не выбрасывают мусор на обочину. 

It’s My City встретился с создателями Kinolook и узнал о том, как и где ребята берут деньги на полнометражную картину, а также есть ли шансы у независимого кино выжить в такое экстремальное для творчества время.

«Мусор не исчезнет с обочин, пока каждый из нас не научится любить»

Именно так описывает один лозунгов фильма соавтор и режиссер ленты Алена Тремазова. В нем заняты екатеринбургские актеры, больше всего — из «Коляда-театра»: Олег Ягодин, Дарья Квасова, Ирина Плесняева, Антон Макушин и другие. Сама Алена некогда училась у Николая Коляды после того, как закончила ВГИК в Москве.

Фильм рассказывает о двух подростках — брате и сестре, которые покидают свой дом на стареньком автобусе. По словам авторов, это будет кинорефлексия о детстве в 1990-е годы, взаимоотношениях в семье на фоне экологических проблем, с которыми сейчас сталкивается каждый. Сюжетную линию авторы киноленты не раскрывают, говоря, что это должно быть сюрпризом для зрителя. Атмосферу 1990-х будет поддерживать картинка: весь фильм снимут в аналоговом формате VHS и он будет выглядеть, как старое кино, записанное на видеокассету. 

Для картины выбрали весьма нетипичный для российского кино жанр — мюзикл. Хотя музыкальные ленты ассоциируется с весельем и счастливыми историями, темы в «Молитве…» поднимаются серьезные — как человек губит Землю и своего ближнего и даже эмиграция.

— Тема эмиграции интересовала нас два года назад, а сейчас [после 24 февраля и с началом мобилизации] она становится еще более страшной и актуальной, — говорит Алена.

Все песни, которые прозвучат в фильме, исполняют сами актеры: главная героиня — актриса Коляда-театра Дарья Квасова, а также ведущий актер этого же театра и солист группы «Курара» Олег Ягодин, который играет отца героини. 

Kinolook успел снять поля, озера, придорожные пейзажи в Челябинской области. Оставшиеся сцены снимут уже в Екатеринбурге

Сама тема экологии, погибающей планеты и людей на ней — очень непростая, тон повествования не всегда позитивный, поэтому история может прийтись по вкусу не каждому. При этом фильм назвать «чернухой» будет неправильно.

— Это какая-то «лаборатория страданий». Можно сказать, это семейный фильм, где каждый член семьи может пострадать по-своему, — шутит композитор и соавтор «Молитвы…» Дмитрий Лобанов.

Снять фильм об экологии Алена Тремазова хотела давно: она сама сортирует мусор и сдает его в «Немузей мусора», то же самое делают многие актеры и члены съемочной группы. Даже на съемках в полях они собирали и мыли использованные ими же бутылки, контейнеры, пакеты, а потом, возвращаясь домой, сдавали огромные сумки с мусором на переработку. 

Ребята успели снять половину фильма, но на то, чтобы закончить картину, не хватило денег. В августе мастерская объявила о сборе средств на «Планете», надеясь собрать необходимые 300 тысяч. Но недавно Алена, Дима и Ваня узнали, что по правилам сайта, если они не соберут хотя бы половину суммы до 25 сентября, то все собранные деньги вернутся жертвователям. После того как ребята рассказали о проблеме в соцсетях, общая сумма донатов достигла 160 тысяч. 

— Мы сказали: давайте соберем хотя бы половину. Вроде начали собирать, но через два дня объявляют о частичной мобилизации. Люди сразу же перестали скидывать деньги, и мы их прекрасно понимаем, — говорит Алена Тремазова.

На данный момент сбор на «Планете» уже закрыт, но пожертвования до сих принимаются, так как необходимые 300 тысяч рублей еще не набраны. На все вопросы по поводу дальнейшего сбора Kinolook может ответить в своей группе во «ВКонтакте».

Фильм планируют выпустить в 2023 году, если уже в октябре возобновятся съемки второй половины фильма и ничего не будет мешать постпродакшену. Kinolook планирует отправлять «Молитву» на кинофестивали. Получить прокатное удостоверение на весьма специфический фильм, снятый маленькой студией, довольно сложно. Так что «во всех кинотеатрах страны» мы его вряд ли увидим, разве что на разовых показах в «Доме кино» или других небольших площадках, говорит Алена.

Между эпидемией и войной

«Молитву о полиэтиленовом пакете» авторы называют многострадальным фильмом, так как его разработка пришлась «на самые сложные, мучительные события». Как рассказывает Алена, даже когда только задумывался фильм, она уже пребывала в депрессивном состоянии, так как она понимала, что берет сложную тему и какое-то время ей нужно будет с ней жить. Но что непростой процесс осмысления будущей картины и ее создание выпадут на такое время, «что это все станет настолько болезненным», она не могла предположить. 

Когда команда приступили к подготовке съемок, началась пандемия коронавируса. Когда ограничения стали отменять, ребята смогли возобновить работу над фильмом. Краудфандинг было решено объявить в феврале 2022 года, но началась война, которая уничтожила все планы.

— У нас было накоплено немного денег, но мы не знали, что с ними делать: все вокруг говорили, что скоро будет дефолт. Но мы все-таки взяли деньги и поехали в Челябинскую область, не зная, вернемся ли мы оттуда с каким-то материалом. Мы все-таки смогли снять половину фильма. Да, многие писали нам, что сейчас не до кино, но лично я поняла, что «до кино». Я буду стараться заниматься им, хватаясь за любую возможность. С помощью кино я могу делать и менять хоть что-то. Замораживать проект мы не хотим, но что будет дальше — не знаем, — рассказывает режиссер.

Свобода и независимость в этом случае играют им на руку, говорит Алена. Они ничего не должны Минкульту или другим структурам, поэтому у них, в отличие от многих коллег, осталась свобода самовыражения. И хотя фильм задумывался пару лет назад, еще до военных действий в Украине, он, как утверждает команда Kinolook, косвенно затрагивает и актуальные события: готовы ли мы к осознанному потреблению, готовы ли помогать природе, если не можем просто любить и уважать друг друга?

— Хочется заниматься глобальными проблемами экологии, переживать из-за таяния ледников, а не возвращаться на несколько веков назад и решать проблемы, с которыми до нас предыдущие поколения, вроде бы, разобрались: что хорошо, а что плохо, — добавила Алена.

«Кино в наше время может снять любой»

Год назад Kinolook участвовал в «Уральском питчинге дебютантов» и выиграл 500 тысяч рублей. Как раз эти деньги, а также те, что смогли накопить Алена, Ваня и Дима, пошли на подготовительный период и съемки. Всего команда мастерской потратила 800 тысяч рублей. За эти деньги ребята купили старый автобус КАвЗ 1996 года, который служил главным транспортным средством съемочной группы, съемочной площадкой и местом для отдыха. 

По словам Алены Тремазовой, гранты и поддержка молодых авторов — хороши для развития кино в регионах, но сама она не любит участвовать в подобном. Подача заявок, подготовка к питчингам требует много времени и сил, а также нужно отчитываться о расходах.

Региональным режиссерам почти не на что надеяться, кроме как на гранты: возникает пресловутая проблема «все деньги крутятся в Москве». Найти спонсора даже в таком крупном городе, как Екатеринбург, почти нереально.

— Многое в региональном кино делается «по щиколотку в говне». В регионах меньше денег, даже в Питере их не так много: ребята там тоже загибаются. И какого хрена эта проблема с Москвой еще существует — я вообще не понимаю. Даже в отчете собрания Союза кинематографистов за 1989 год жаловались, что все деньги в Москве, что любой региональный фильм, выходящий в прокат — это какой-то второй сорт. Кино [в России] до сих пор почему-то работает именно так, — говорит Дмитрий Лобанов.

При этом никто в студии не считает, что Екатеринбургу нужна особенная «киноинфраструктура», которую, например, намерены развивать на перезапускающейся Свердловской киностудии. Кино в наше время может снять любой, оно перестало быть элитарным видом искусства. Стать автором может и тот, у кого нет образования в сфере кино, у кого нет специальной дорогой аппаратуры, а есть просто смартфон с хорошей камерой, считает Алена Тремазова.

— Я считаю, что нужно быть свободнее от рамок большого кинопроизводства, где есть отдельные цеха, где по 100 человек на [съемочной] площадке. Это все круто, но есть и другая форма кинематографа, и ее не надо отрицать. Быть только за суперпрофессиональное кино с большими бюджетами или быть только за маленькие малобюджетные фильмы, на мой взгляд, неправильно. Есть и то, и другое, — отмечает Алена. 

Если снимать кино для получения прибыли, то с инфраструктурой на Урале все плохо, но для творческого процесса это не преграда. Оператор Иван Жданов говорит, что в Екатеринбурге достаточно профессионалов — пиротехников, операторов, костюмеров, гримеров — и других необходимых ресурсов. 

На фоне других российских городов Екатеринбург можно назвать одним из самых развитых в плане кинопроизводства, считает Иван, так как здесь еще чувствуется былое величие Свердловской киностудии, выпускавшей массу фильмов в советское время. В свое время она потеряла статус и весь накопленный опыт, архив, выкидывая на помойку коробки с пленками. На перезапуск Свердловской киностудии независимые киношники смотрят положительно, но считают, что пока у нее не все получается. 

— Да, какие-то вещи [в киностудии] действительно меняются, приобретают технику, камеры. Это хорошо, что они выпрашивают деньги у Минкульта на инфраструктуру, ведь они ориентированы на потоковое производство, — говорит Иван Жданов. 

Сам Kinolook нередко сотрудничает с киностудией и соглашается на совместные проекты с частными студиями, которых в Екатеринбурге немало. Пару лет назад они в полном составе участвовали в съемках фильма студии «29 февраля», принадлежащей режиссеру Алексею Федорченко. Это была полнометражная картина драматурга, режиссера, бывшего актера «Коляда-театра» и худрука Центра современной драматургии Рината Ташимова «Второе солнце». 

И у маленьких студий, и у большие одна главная проблема — отсутствие денег. Но если большие ищут инвесторов и спонсоров, то бюджеты на съемки в Kinolook ребята собирают из своего кармана. Чтобы снимать независимое кино и одновременно с этим на что-то жить, им приходится параллельно работать в разных местах. 

Например, Алена преподает в в Челябинском государственном институте культуры, Иван работает оператором и видеографом-фрилансером. Дмитрий тоже берет разные проекты, но уже в качестве звукорежиссера и композитора, и, по его словам, большинство из них могут быть идеальны с технической точки зрения. Съемки и вся работа вокруг них идет жестко по тайминг и регламенту, поэтому свободное творчество в этом смысле невозможно. 

— Когда мы работаем на других проектах (в том числе в разных городах России, в Москве — прим. ред.), мы, конечно, занимаемся творчеством, тратим на них дофига своих умений и сил. Но у нас есть амбиции художников, и Kinolook — это все-таки про реализацию этих амбиций. Kinolook — это образ мысли, образ жизни, возможность быть художником, плыть по волнам хаоса, когда ты ловишь все вокруг и снимаешь полухудожественные и полудокументальные вещи, — добавил Дмитрий Лобанов. 

Работать в Москве, в больших проектах — это зависимость и во многом минимум творчества, рассказывает Алена Тремазова. После обучения во ВГИКе она решила вернуться в свой родной Екатеринбург не только потому, что сильно его любит, но и чтобы создать здесь свою мастерскую, сотрудничать со свободными театрами и снимать авторское кино. Москва же в большинстве случаев такой возможности дать не может из-за того, что там приходится браться за любые проекты, чтобы заработать на хлеб.  

— Kinolook — это та площадка, где ты чувствуешь себя свободным, и для нас это очень важно. Творческая свобода, независимость — это важно и лично для меня. Возможно, это мое упрямство, потому что на меня всегда давили разные педагоги в этом плане. Все, кроме Николая Владимировича Коляды. Это свободолюбие, которое есть у него, всегда было для меня примером: лучше я буду сам по себе, но буду делать то, что я считаю правильным и интересным. Если бы в моей жизни не было примера «Коляда-театра», я бы [независимым кино] не занималась. Я бы, возможно, сейчас снимала сериалы, — говорит Алена. 

Эти же идеалы мастерская пытается транслировать на занятиях собственной киношколы. Обычно на каждый курс набирается 5–10 человек, всем им в течение пары недель рассказывают об основах кинопроизводства: Иван читает лекции об операторском искусстве, Дмитрий — о звуке и музыке в кино, Алена — о режиссуре, а Маша Конторович, драматург и тоже ученица Коляды, рассказывает, как писать пьесы и сценарии. После теории ученики приступают к практике: каждый из них пишет сценарий и выступает режиссером собственной короткометражки. К сегодняшнему дню Kinolook выпустил уже девять курсов. 

Цель киношколы, как утверждает Алена Тремазова — помочь людям с помощью кино рассказать о личном и наболевшем. Маша Конторович помогает ученикам написать сценарии о том, что у них «болит». Многие фильмы учеников потом отправляют на фестивали: например, короткометражку ученика девятого набора Артема Упорова «Потрясение» покажут в рамках кинофестиваля «Ойка». 

Людям, не очень близким к кино, дают в него поиграть, но ребята уверены, что в этом нет ничего плохого, так как даже профессионалы «играют в кино». 

— Кино — это способ познания мира, игры со своими симулякрами, психологическими проблемами. Да, ученики приходят [в киношколу] поиграть, проработать свои психологические травмы, а мы помогаем сделать это еще эстетически приятным и интересным. Возможно, сделать какие-то кинооткрытия хотя бы на региональном уровне. Играть — это хорошо, баловаться — это хорошо, не губить в себе детство — это хорошо. Сейчас это то, за что мы держимся в наше тяжелое время, — резюмирует Алена Тремазова. 

Фото: Евгения Кобеева / It’s My City; кадры из фильма «Молитва о полиэтиленовом пакете» (предоставлены Аленой Тремазовой). 

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: