«Независимые студии занимаются бизнесом, а мы развиваем индустрию»

Что происходит со Свердловской киностудией спустя год после перезапуска. Интервью с генеральным продюсером

15 сентября, 19:42, 2022г.    Автор: Инна Малышева

Свердловская киностудия начала снимать фильмы на Урале еще в 1943 году. До распада СССР она была одной из самых крупнейших в стране, но в 1990-е годы успех пошел на спад: убыточное предприятие и накопленные долги сделали свое дело. Формально студия продолжала существовать, но ей пришлось сдать в аренду большинство своих помещений. В 2000–2010-е годы тенденция закрепилась, причем картин стало выходить еще меньше.

В 2021 году киностудия заявила о масштабном перезапуске: руководить ей пришла новая команда, которая захотела возродить кинопроизводство на Урале. Прошел год, и уже можно подвести промежуточные итоги работы — студия провела собственный международный кинофестиваль, снимает полнометражный фильм про Niletto и готовит к выпуску второй поток учеников киношколы.

It’s My City поговорил с генеральным продюсером киностудии Ольгой Ерофеевой-Муравьевой об успехах и ошибках фестиваля «Одна шестая», киношколе и целесообразности перезапуска в условиях, когда почти все кино снимается в Москве, а на Урале с кино успешно справляются небольшие независимые студии.

Ольга Ерофеева-Муравьева. Фото: Свердловская киностудия

— В августе в Екатеринбурге прошел первый международный фестиваль кинодебютов «Одна шестая». Что получилось в итоге, насколько успешным он оказался и стоит ли ждать его в следующем году? 

— Я считаю, что фестиваль прошел успешно. Для нас это был первый опыт организации такого масштабного мероприятия. Все, что мы задумали, нам удалось осуществить: провели всю запланированную деловую программу, показали все фильмы, которые выбрали. Конечно, были сложности с получением иностранных фильмов: обычно иностранцы дают свои фильмы на показ за деньги, нужно получить лицензию, разрешение на показ, поэтому нам в каком-то смысле пришлось «изобретать велосипед». Но в итоге все завершилось благополучно. 

В следующем году мы очень хотим сделать фестиваль. В этом году мы сделали все возможные ошибки, которые только можно было сделать, но мы их отработали, надеюсь, в следующем году их не повторим.

— О каких ошибках вы говорите?

— Первое — это, конечно, время проведения фестиваля. Мы хотим немного сдвинуть его сроки, чтобы в следующий раз не быть зажатыми в плотном графике между фестивалями наших коллег. Второе — это структура оргкомитета фестиваля, чисто техническая вещь. В следующем году мы постараемся ее реконструировать для более эффективного и оперативного управления.

Открытие фестиваля «Одна шестая». Фото: Саша Зубковский / It's My City

— «Одну шестую» позиционировали в том числе и как деловую площадку, где молодые режиссеры из разных стран могут найти себе продюсеров, команду. А в идеале вообще попробовать что-то снять у нас в регионе. Это на этапе организации звучало немного фантастически и сейчас тоже. Как на самом деле обстоят дела? Помог ли фестиваль молодым режиссерам? Как именно? Заинтересовался ли кто-то из режиссеров тем, чтобы снять кино у нас на Урале.

— Конечно, мы привезли на фестиваль достаточно известных продюсеров, которые посмотрели и Свердловскую киностудию, и Екатеринбург, поэтому, я думаю, у них в дальнейшем появится желание у нас снимать. 

В рамках программы у нас была сценарная лаборатория и несколько проектов уже заинтересовали членов жюри. Нам прислали больше 130 сценариев, были выбраны 10. Мне самой очень понравился один проект, и уже сейчас мы думаем над запуском фильма на основе сценария участника лаборатории.

— О чем этот сценарий? 

— До подписания договоров не очень хорошо говорить о проекте. Могу сказать, что это лиричная история о выборе человека между добром и злом, о сложном внутреннем выборе, сделать который помогают верные друзья. Конечно же, это выбор в пользу добра. Еще одним сценарием заинтересовался один из членов жюри питчинга, достоверно знаю, что они начали общение по проекту.

Фото: Инна Малышева / It's My City

— Киношкола при киностудии скоро выпустит уже второй поток учащихся. Ранее вы говорили, что курсы нужны, чтобы в Екатеринбурге были свои специалисты-киношники. Насколько уральской и российской киноиндустрии пригодились ученики предыдущего потока? Работает ли сейчас кто-то из них на больших проектах? Или курсов все-таки недостаточно, чтобы зеленого выпускника потом взяли на работу в кинопроизводство? 

— Курсов, конечно, недостаточно, но это уже проблема, скорее, не студентов, а в целом киноиндустрии. Условно девяносто процентов фильмов в России снимается в московском регионе, а остальные десять — во всех остальных. Я не знаю, кто из выпускников уже работает, кто-то к нам пришел не нулевый, всех взять не получается, но часть бывших студентов задействованы в двух игровых фильмах, которые мы снимаем в сентябре.

При запуске одного полнометражного фильма одним из моих условий как раз было то, что все руководители цехов возьмут себе одного-двух студентов для практики. Задействованы оказались и выпускники первого состава, и пока еще ученики второго состава. 

Также зимой стартуют съемки еще одной полнометражной картины, и туда мы тоже будем брать выпускников киношколы. Так у них нарабатывается практика, и я уверена, что к следующему лету у нас образуется небольшой костяк людей, которые смогут работать на только на проектах Свердловской киностудии, но и на продакшенах, которые хотят снимать на Урале.

Конечно, здесь мало выпустить студентов, нужно также создать инфраструктуру для киношников. У нас есть оборудование на киностудии, мы можем найти еще оборудование где-то в городе, но достаточно сложно впихнуть в одно и то же время в Екатеринбурге съемки двух больших проектов.

Фото: Инна Малышева / It's My City

— То, что в Екатеринбурге нет своего киновуза, как в Москве или Петербурге, это большое препятствие для того, чтобы подготовить киношников?

— Нет, отсутствие киновуза не является препятствием. С регионами возникает другая проблема: большое количество творческих кадров, прежде всего режиссеров и актеров, уезжает в Москву. Им просто приходится туда ехать, чтобы найти работу, чтобы что-то снять и где-то сняться.

Наш бизнес в России устроен так, что все финансирование ты собираешь на московских площадках. Конечно, если ты продюсер фильмов, то тебе удобнее находиться там, так как в столице проще найти деньги для проекта. Туда же приезжают режиссеры, там учится основная масса киноактеров.

Второй состав [киношников] же обучается, в основном, на практике, они выходят из каких-то маленьких должностей, начинают оттуда свой путь. Так начинала и я: работала на Ленфильме обычным администратором на студии, сидела перекладывала бумажки и выписывала пропуска на автомобили. Спустя двадцать лет я стала генеральным продюсером Свердловской киностудии, пройдя достаточно большой путь, все ступеньки кинопроизводства. 

Чтобы стать большим продюсером, режиссером, художником или оператором, нужно получить специальное образование — тут нет никаких других вариантов. Но чтобы работать в кино, не всегда обязательно учиться в киновузе. 

Фото: Саша Зубковский / It's My City

— Насколько это вообще посильная задача — перетянуть центр кинопроизводства из Москвы в регионы?

— Я думаю, что это неосуществимая задача, но и не нужно стремиться к ее выполнению. Наша сегодняшняя задача — оставить на Урале тех, кто у нас уже есть, чтобы у них была возможность снимать на родной земле. Я сейчас вижу, как трудится съемочная группа фильма «Сломя голову», операторы и режиссер — местные, они счастливы снимать у нас. До этого у них почти не было такой возможности. Когда ты находишься у себя дома и снимаешь кино — это клево. Но всех, конечно, перетянуть из Москвы в регионы не получится.

NB: «Сломя голову» — фильм, переосмысляющий роль мужчины в современном мире. История повествует о примерном семьянине и конформисте, который оказывается обвиняемым в ограблении банка. Ему предстоит выбрать, остаться в образе дерзкого налетчика и использовать этот имидж или постараться снять с себя обвинения и вернуться к прежней жизни.

— Как сейчас продвигается работа над этим фильмом?

— Сейчас идет достаточно напряженная работа: добираются локации, доделывают сценарий, проводится кастинг эпизодических ролей. 22 сентября мы выходим в съемки, будем снимать до конца октября. Я думаю, что к концу следующего года фильм будет готов и выйдет в прокат. Если по ходу работы мы поймем, что это фестивальный фильм, мы сначала повезем его на фестивали.

— На кого ориентирован этот фильм? На массового зрителя? И какая аудитория у остальных будущих проектов киностудии, кто в итоге будет смотреть эти ленты?

— Этот фильм рассчитан на широкого зрителя, конкретно «Сломя голову» должен быть интересен больше мужской аудитории, так как затрагивает вопрос мужской самоидентификации и того, что такое «настоящий мужчина». Остальные проекты тоже не являются какими-то специальными. 

Мы стараемся запускать в производство то, что будет интересно всем, кроме, пожалуй, проекта «Код города» (портретный фильм о горожанах, который планируют снять к 300-летию Екатеринбурга — прим. ред.). Конечно, мы больше всего рассчитываем на зрителей Свердловской области и Урала, хотя, опять же, вопросы, которые там поднимаются молодыми авторами о самих себе, думаю, будут интересны всем.

Фото: Свердловская киностудия

— Несмотря на перезапуск, киностудия продолжает сдавать в аренду свои помещения разным компаниям, из-за чего ее корпуса больше похожи на офисные здания, не говоря уже о «Сити-центре». Входит ли в план перезапуска возвращение этих площадей, чтобы использовать их по назначению? 

— Мы продолжаем выполнять обязательства перед теми, кто уже арендовал помещения, но постепенно, в зависимости от наших надобностей, мы забираем помещения под производство. Просто обычно мы не докладываем, что забрали две комнаты у какой-то организации и отдали их под костюмерку или под рабочую группу, это не какой-то невероятный шок-контент, который нужно освещать, как мне кажется.

У нас сейчас два здания. В одном (на пр. Ленина, 50д — прим. ред.) находится наш головной офис, а остальные площади там действительно сдаются в аренду. Второе здание, с козырьком и павильонами (проспект Ленина, 50ж — прим. ред.), в принципе задействовано в кинопроизводстве, часть помещений арендуют наши коллеги-кинопроизводители.

Фото: Саша Зубковский / It's My City

— Есть ли смысл вообще в нынешнем перезапуске киностудии для регионального кино? Есть ощущение, что оно сегодня развивается за счет небольших независимых студий, например, Red Pepper Film, Kinolook, «Снег», «29 февраля» Алексея Федорченко. Они маленькими шагами двигают уральское кино, хотя зачастую у них и нет больших денег от Минкульта. Может, для развития индустрии стоит поддерживать именно локальные, уже существующие проекты, а не пытаться возродить такого гиганта, как Свердловская киностудия?

— У нас в этом месяце идут съемки четырех фильмов, и, конечно, сейчас, вероятно, не видно всей работы, которую мы проводим. Результат мы увидим только через несколько лет после перезапуска.

Да, небольшие независимые студии дают режиссерам самовыразиться, запускают неигровые и игровые картины. Алексей Федорченко в своей компании снимает не только свои фильмы, которые, без сомнения, являются произведениями искусства, но и помогает дебютантам и не только.

Свердловская киностудия не имеет никакой дополнительной финансовой поддержки от Министерства культуры, о которой вы говорите. Деньги на производство проектов мы получаем на общих основаниях, как и студия «29 февраля»: выигрываем конкурсы в Минкульте, участвуя наравне с остальными участниками, занимаемся лицензированием.

NB: Фильмы «Сломя голову», «Код города» и «Нелюбимка» (про исполнителя Niletto), которые сейчас находятся в производстве киностудии, снимаются на гранты Министерства культуры.

Что касается небольших независимых студий. Я работала в небольшой студии в Москве, она производит неигровое кино, и я хорошо понимаю эту специфику. Независимые студии, как и любые ООО, занимаются бизнесом, а их цель — это получение прибыли или реализация собственных идей. Безусловно, они могут быть связаны с искусством.

Свердловская киностудия — акционерное общество. Основной акционер — государство, и у нас есть несколько типов ответственности, кроме того, чтобы заработать деньги: территориальная, социальная, профессиональная и художественная. Наша цель не просто снять фильмы и заработать, наша цель стать центром притяжения творческого потенциала для всех близлежащих территорий — Уральского и Сибирского федеральных округов. Мы ответственность на себя эту берем, поэтому я считаю, что нужно поддерживать такие организации, как наша. 

Мы занимаемся не просто кинопроизводством, мы выбираем определенные проекты, обучаем бесплатно людей, в принципе развиваем индустрию в регионе. Это разнонаправленное движение, которое не несет в себе одну только цель извлечения прибыли. Хотя прибыль тоже необходима для дальнейшего развития.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: