В предпоследнюю неделю августа уральский ювелирный бренд Prosto совместно с «Атомстройкомплексом» представил свою новую коллекцию. В линейку вошло пять украшений: серьги-обручи, две пусеты, кольцо и кафф. Все модели выполнены из серебра 925 пробы и синей эмали, которая добавляет простым формам акцентности. Создатели украшений назвали коллекцию «Свободой», потому что, по их мнению, именно это слово отражает главный концепт всех моделей, связанный с уральской идентичностью.
В партнерском материале объясняем, в чем именно состоит смысл названия и как он отражается в украшениях, а также исследуем понятие свободы с жителями Екатеринбурга — одного из самых свободных городов России. Своими мыслями с нами поделились журналист, архитектор и политический философ.
Небо и бесконечность. Из чего состоит коллекция и как она отражает свободу
Дарья Сафонова, дизайнер украшений
― В нашей «Свободе» пять моделей, которые подходят как мужчинам, так и женщинам. Формообразующим элементом украшений стал круг ― линия без конца и края, что может перерастать в сложные формы и обнимать участки человеческого тела.
Так, наш кафф максимально эргономично садится на ухо и обнимает дугу. Две пары серег обнимают мочку: одни делают это горизонтально, а другие — вертикально. Большие серьги-обручи от объятий уха уже переходят к объятию шеи. Если смотреть на человека в профиль, то обручи выглядят металлическими, а если в анфас ― с эмалью. Она подчеркивает скулы и оттеняет цвет глаз.
Также в коллекции есть кольцо, которое очень комфортно обнимает палец и носить его можно каждый день. Эмаль в нем нанесена вровень с серебром, поэтому прикасаться к изделию особенно приятно.
Маша Чуркин, основательница бренда Prosto
― Сначала мы думали посвятить новую коллекцию разным районам города, искали опорные точки, исследовали самоидентификацию жителей. Но потом вспомнили философию Атома «Свобода в выборе» и решили, что свобода лучше прочего отражает наш город: у нас есть здания на любой вкус, и мы здесь в целом более свободные люди.
Голубой цвет эмали идет от синего неба, который ассоциируется со свободой. И форма круга в коллекции не случайна — это отсылка к нашему пространству, в которое мы вписаны.
С одной стороны, мы ограничены им, а с другой ― в нем самом есть множество вариантов, так как круг бесконечен.
Никита Харисов, креативный директор «Атома»
― Мы заходим в коллаборации с локальными брендами, чтобы чаще соприкасаться с людьми, которые их делают. Создатели авторских проектов всегда знают город и его жителей лучше, чем всякие гиганты. А мы благодаря этому можем узнавать наших клиентов с других сторон. В проекте с Prosto для нас было важно исследовать категорию свободы, которая, на мой взгляд, уже давно стала частью уральской идентичности.
Мы дали Маше и ее команде полную свободу в действиях. Когда у людей нет ограничений, их возможности становятся большими и они начинают гореть тем, что делают.
В итоге мне выслали две концепции украшений на выбор, и я сказал, чтобы они сами выбирали, что им нравится больше. Когда выбор был сделан, я уже не мог себе представить, что можно сделать лучше.
«Важно не навредить другим». Свобода в понимании авторов коллекции
Маша Чуркин
― Эта коллекция для меня отдельно связана со свободой, потому что я освободилась от постоянного желания все контролировать и доверила всю работу нашему дизайнеру Даше. Это ее концепция, ее формовка, ее дизайн. В истории всего нашего бренда это первый раз, когда я выступила в роли продюсера, а не создателя.
В целом для меня свобода ― это то, что происходит в голове. Ее нужно ощущать внутри себя. Пожалуй, я могу назвать себя свободным человеком, но мне еще предстоит работать над тем, чтобы избавиться от своих внутренних загонов.
Дарья Сафонова
― Для меня свобода ― это возможность быть наедине с природой и оставаться в комфортном для себя состоянии. Я думаю, что я свободный человек. Сейчас я могу сделать все, что захочу: уволиться, отправиться в путешествие, посмотреть, насколько красиво у нас на Урале.
Никита Харисов
― Для меня самого свобода означает возможность делать то, что хочешь, и при этом пробовать что-то новое. В этом смысле я очень свободен в Екатеринбурге. Здесь достаточно творческих людей для создания классных проектов. Но сейчас я понимаю, что свобода ― это не вседозволенность.
Банальная фраза «твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого» мне кажется максимально честной. Мы живем в реальном мире с реальными людьми, и важно не навредить ни им, ни тому, что они делают.
«Создать свой мир и быть в нем хозяином». Как свободу понимают в Екатеринбурге?
Анна Решеткина, журналист, креативный продюсер, идеолог творческого объединения «Племя»
― Я понимаю свободу как ответственность. Умение создавать свой персональный порядок из хаоса, который представляет из себя мир. Чтобы был порядок, непременно нужны рамки, ориентиры. Мне нравится мысль о том, что себя нужно не найти, себя нужно создать ― да, методом проб и поисков, а также фантазий о желаемом.
И свободен тот, кто способен на эти действия, как в игре SIMS — создать свой мир, принципы, большие долгосрочные и ежедневные задачи. И чувствовать себя в нем хозяином. Сколько человек на это способны? Боюсь, что очень мало, поэтому подавляющему большинству в помощь категоричная чужая воля, но это не значит, что не нужно тренировать в людях эту мышцу.
Эдуард Кубенский, архитектор, издатель
― О свободе я размышляю постоянно, началось это еще в художественной школе. Но пиковой точкой для меня стал фильм про Луиса Кана «Мой архитектор». До сих помню, как на 51-й минуте там показывают корабли, которые нарисовал сын Луиса еще в детстве по заданию отца.
Луис Кан никак не мог решить проблему проекта корабля для оркестра, а его ребенок легко справился с этой задачей. Один корабль он нарисовал из вилок, другой назывался «Корабль из сосиски с воткнутыми в нее зубочистками», а третий был в форме печенья. Большой архитектор никак не мог освободить свое сознание для решения нестандартной задачи, а ребенок был свободен он разного рода «измов».
Рисунки не только вдохновили Кана на реальные проекты, но и дали ему понять, что человек обретает свободу в момент творчества. В этот момент он как бы находится вне времени и пространства, он счастлив, а счастливые, как известно, часов не наблюдают. Свобода ― это счастье.
Даниил Кокин, преподаватель университета, специалист по политической философии
― Как политический философ я рассматриваю свободу в двух ее проявлениях. Как метафизическую единицу ― то есть свободу относительно судьбы и предопределенности, и как политическую ― свободу относительно вмешательства в мою жизнь другого человека или государства.
Пожалуй, главной фигурой в размышлениях о политической свободе был Исайя Берлин. Он предложил разделить все представления о политической свободе на два вида ― на свободу негативную и свободу позитивную.
Негативная свобода ― это свобода от принуждения и вмешательства. А позитивная ― свобода как бы для самореализации. Берлин говорит, что можно на одно и то же действие с помощью этого подхода посмотреть с двух разных сторон. Например, нарушением негативной свободы будет запрет ходить в бар и пить пиво, потому что это вмешательство. Но с точки зрения позитивной свободы, так ли ты свободен, если ходишь в бар каждый день и становишься алкоголиком?
«Любой человек наполовину прав». Кого можно назвать свободным и как обрести свободу?
Анна Решеткина
― Свободного человека можно узнать по легкости, энергии, смеху. Ни идеи, ни концепции, ни цели, ни принципы, ни планы не должны давить на психику. Я стала свободной тогда, когда допустила мысль, что всегда есть какая-то «неучтенка», я никогда не вижу всей картины целиком, а значит, что впадать в горячку, когда кажется, что кто-то ошибается, нелепо. Это экономит силы на полезные дела.
Я даже изобрела свое кредо, которое позволяет мне держаться середины: любой человек наполовину прав. Я слушаю каждого с интересом и уважением, но держу в уме, что реальность больше, и можно продолжать исследовать.
Я нахожу прелесть не в том, чтобы найти правду, а в человеческом многообразии. Во-первых, это красиво. А во-вторых, обеспечивает устойчивость системе. Свободная жизнь ― многосложная и прекрасная, оттачивать мастерство катиться на этом серф-борде с ветерком звучит для меня как достойная цель.
Эдуард Кубенский
― Когда человек берет в руки карандаш и начинает просто черкаться на бумаге, он на пути к свободе. Даже не важно, что он хочет сказать своим рисунком, главное ― черкаться. Грифель мудрее. Отдайте свой мозг карандашу. Расслабьтесь, плывите по течению. Все реки рано или поздно впадают в море, а море — в океан. Став частью течения, у вас есть все шансы стать самим течением.
Быть художником ― не обязательно быть Леонардо да Винчи. Это внутреннее состояние. Состояние свободы. А вот если вы захотели стать Леонардо да Винчи, то нужно начинать каждый день с подтачивания тысячи карандашей. Ремесло сделало гениев гениями, ну, и немного вселенского участия. Последнее надо почувствовать. В напряженную душу сложно ворваться озарению, ее внешняя «мышца», как броня. Я сам неоднократно замечал, когда пытался решить задачу, сидя допоздна на работе, что на следующее утро идея просто приходит сама собой.
Не бойтесь копировать: главное ― выбрать, что копировать. Начните с плагиата, украдите что-нибудь у Малевича, от него не убудет. В конце концов, он не первый, кто нарисовал черный квадрат.
Самые выдающиеся произведения архитектуры являют собой акт свободы. Храм свободен от функции. В нем не сходишь в туалет, не поспишь в мягкой постельке, не пожаришь шашлык. Он ― вместилище духа. Дух ― абсолютное проявление свободы, хотя храм вполне материален.
Моя «Трибуна поэта» ― тоже храм. По крайне мере, так она задумывалась. Обычная лестница на восемь ступеней, каких миллионами делали до меня. Можно даже сказать, что я украл идею формы, но тогда так же придется сказать про каждого архитектора, проектирующего как минимум двухэтажный дом. Главное в «Трибуне поэта» ― это свобода, потому что поэт не может быть несвободным.
Где купить украшения из новой коллекции?
Шоурум «Prosto» находится в Москве на ул. Казакова, 3 ст. 1.
Заказать украшения в любую точку России можно на сайте бренда.