Искусство, которое стало посланником мира

В Екатеринбурге впервые полностью показали уральскую коллекцию русского авангарда

4 августа, 12:10, 2022г.    Автор: Саша Зубковский

В центре «Эрмитаж-Урал» открылась выставка «Великий переход», на которой впервые полностью показали екатеринбургскую коллекцию русского авангарда. Экспозиция впечатляет значимыми работами Кандинского, Малевича и Родченко. Некоторые картины из коллекции музея будут показаны публике впервые после реставрации.

Но помимо них зрителей встретят и множество малоизвестных произведений. Корреспондент It’s My City Саша Зубковский побывал на открытии и рассказывает, на что еще, кроме популярных направлений, можно обратить внимание.

На выставке представлены шестьдесят три работы из коллекции Екатеринбургского музея ИЗО. Среди них эталонные и известные многим полотна авангардистов. Например, «Супрематизм» Казимира Малевича со знаменитой выставки «0,10», в центре которой «икона авангарда» — черный квадрат. 

«Супрематизм» Казимира Малевича

Или работа Кандинского «Импровизация № 217. Серый Овал», которая была лицом многих мировых выставок.

«Импровизация № 217. Серый Овал» Василий Кандинский

Название выставки «Великий переход» означает не только революцию в искусстве XX века, которую произвел русский авангард, но и иронизирует над сложностями, возникшими при транспортировке коллекции на родину из Сеула. Музей ИЗО несколько месяцев не мог вывезти картины из Южной Кореи из-за ограничений на авиаперелеты. Помимо Сеула коллекция объехала многие галереи мира.

«Авангард у нас отправлялся в путешествие по разным странам. Из региональных музеев наша коллекция удостоилась самой широкой географии. В прошлом году она ездила в Корею, Чехию, и каждый раз это было на фоне каких-то политических осложнений, высылки дипломатов. Фактически наш русский авангард был „делегатом мира“ за пределами нашей страны», — рассказали в музее.

«Красные кони», Всеволод Ульянов

Логичнее всего начать знакомство с авангардом с работ, которые ему предшествовали и сильно повлияли на само направление. Например, с «Красных коней» Всеволода Ульянова, которых относят к предавангарду, поскольку здесь еще очень сильны импрессионистские или символистские корни. 

Сам Ульянов, кстати, преподавал рисунок, черчение и стилизацию в Екатеринбургской художественно-промышленной школе. Но сразу после революции эмигрировал и осел в Лос-Анджелесе, где занимался декорированием и росписью общественных зданий.

Экспозиция довольно обширна и разделена на восемь направлений, показывающих трансформацию авангарда от раннего неопримитивизма до позднего обжективизма, ставшего реакцией на беспредметную живопись. 

Создатель обжективизма Давид Штеренберг — признанный мастер и один из самых влиятельных левых художников — изображал на своих лаконичных натюрмортах предметы быта. В отличие от радикальных соратников, Штеренберг обладал более объективным взглядом на вещи и превращал обыденные предметы в интересные формальные эксперименты. Художник удивительным образом совмещал в своем творчестве приемы экспрессионизма и статичность изображаемых объектов.

«Натюрморт со свечой» Давид Штеренберг

Штеренберг также был выдающимся преподавателем, воспитавшим многих известных художников в своей мастерской ВХУТЕМАСа. Рядом экспонируются работы одного из его последователей — Якова Паина.

«Натюрморт с цилиндром» Яков Паин

Мастерские ВХУТЕМАСа (высшие художественно-технические мастерские) сами по себе стремились выпускать художников широкого профиля, которые будут создавать новое социалистическое искусство.

Многие авторы на выставке так или иначе связаны с этим учреждением. К примеру, малоизвестная художница Надежда Бом-Григорьева, чья картина «На задворках» выставляется впервые.

Эта работа не совсем авангардная, скорее, она выполнена в импрессионистской манере. Но она была частью коллекции, а потому тоже попала на выставку. Две недели назад она еще лежала на столе реставратора.

«На задворках» Надежда Бом-Григорьева

Также стоит обратить внимание на редкую картину Александра Тышлера «Демонстрация инвалидов», знаменующую по замыслу выставки «исход» авангардного искусства. Для мечтательного и сказочного мира Тышлера серия мрачных графических работ, основой которой стали библейские по своему размаху образы страданий, кажется неожиданной. Но это характеризует эпоху, в которую суждено было жить художнику. 

Футуристический и идеализированный мир раннего советского искусства прекратил свое существование, Тышлер лишился многих близких ему людей — Осипа Мандельштама, Всеволода Мейерхольда, Исаака Бабеля… Тышлер смотрит на войну и человеческие трагедии с широко открытыми глазами, воспринимает трагедии человечества, как свои собственные.

«Демонстрация инвалидов» Александр Тышлер

Завершает подборку неприметная, но важная работа Эля Лисицкого «Проун 1А Мост». Слово «Проун» расшифровывается как «проект утверждения нового», им Лисицкий подписывал свои опыты с геометрическими абстракциями, конечной утопической целью которых было создание архитектуры будущего. Лисицкий действительно оказал большое влияние на конструктивизм — он совместил наработки супрематистов и архитектуру, позаимствовал удачные формальные приемы и наделил их прикладным значением.

«Проун 1А Мост» Эль Лисицкий

Эти и другие работы можно посмотреть на выставке «Великий переход» в залах центра «Эрмитаж-Урал» на Вайнера, 11. Экспозиция продлится с 4 августа по 2 октября 2022 года. Сам центр работает со вторника по воскресенье с 11:00 до 20:00. Стоимость билетов: 300 руб. — полный билет, 100 руб. — льготный билет (пенсионеры, школьники).

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: