Андрей Козицын — больше не гендиректор УГМК. Более 20 лет он возглавлял одну из крупнейших промышленных компаний России и Урала, но был вынужден покинуть свой пост после того, как попал под персональные санкции Евросоюза. По примеру Олега Дерипаски и других бизнесменов Козицын решил обезопасить свою компанию от последствий личных ограничений.
Сейчас Козицын на 45-м месте в списке российских миллиардеров, его состояние оценивается почти 1,9 млрд долларов. И это богатство досталось миллиардеру не легко. Он начинал свой путь как обычный парень из Верхней Пышмы. Давайте вместе вспомним биографию Андрея Козицына, поговорив с экспертами и источниками.
Как Козицын стал миллиардером
Андрей Козицын родился в 1960 году, о его семье практически ничего неизвестно, родители миллиардера в открытых источниках не упоминаются. Из родственников Козицына хорошо известен только его старший брат, тоже бизнесмен— Александр Козицын, который погиб в ДТП в 2009 году. Именно в честь него (не Андрея) назвали часть улицы Фрунзе в Верхней Пышме.
В 19 лет будущий миллиардер поступил в Свердловский горно-металлургический техникум имени Ползунова и устроился еще будучи студентом электрослесарем на комбинат «Уралэлектромедь» в Верхней Пышме. В начале 1980-х Козицын отслужил в армии и вернулся на родное предприятие. На «Уралэлектромеди» Козицын проработает 20 лет — до самого конца 1990-х и в итоге дослужится до гендиректора предприятия и его совладельца.
Знакомый, бывший партнер, а затем оппонент миллиардера, политик и бизнесмен Антон Баков считает, что этот карьерный взлет Козицына был обусловлен не только его профессиональными заслугами, но и присвоением собственности.
«Со мной учился Дмитрий Хорунжий, он был сыном коммерческого директора „Уралэлектромеди“. Он мне сказал, что когда началась приватизация, то директор „Уралэлектромеди“ Коровин и коммерческий директор Хорунжий решили собрать все ваучеры коллектива — акции в одном акционерном обществе, которое называлось „Вита“. Но поскольку возглавлял это общество Козицын, он забрал эти акции у Коровина и Хорунжего. Это стало основой его акционерного портфеля, хотя все эти деньги сосредотачивались под призывом „не отдадим завод чужому“ и дирекция завода считала, что это их акции», — вспоминает Баков.
Впрочем, похожий путь тогда проходили многие предприятия. И далеко не все они потом успешно развивались. Можно сказать, что «Уралэлектромеди» повезло остаться в руках своего же работника, который понимал нужды и возможности уральского предприятия.
В конце 1990-х в Свердловской области на основе «Уралэлектромеди» начали создавать Уральскую горно-металлургическую компанию. У ее истоков стоял бизнесмен Искандер Махмудов, который пригласил Козицына с его пакетом акций. Во главе встал именно Махмудов, так как его пакет акций был больше, чем тот, который удалось собрать Козицыну.
«Козицын лег под Махмудова, естественно, потому что у него пакет был не контрольный. Поэтому ему потребовались люди предпринимателя Михаила Черного, которые взяли остальные пакеты. Ну, еще там Кудряшкин (миллиардер Игорь Кудряшкин — прим. ред.) акционер», — рассказал Баков.
Собеседник It’s My City в городской думе Екатеринбурга говорит, что некоторое время УГМК имела связи с ОПС «Уралмаш». Кроме того, по его словам, компания сотрудничала с известным рейдером Павлом Федулевым, которого в 2008 году приговорили к 20 годам колонии строгого режима за мошенничество и убийства.
Многие предприятия, переживавшие недружественные поглощения, в итоге входили в УГМК. Но сам Козицын и топ-менеджмент УГМК формально к криминалу отношения не имели, и серьезных претензий у правоохранительных органов к компании не возникало. В уральском истеблишменте знают, что у компании всегда были хорошие связи с силовиками.
«Конечно, могли посадить и убить, времена-то были суровые, — вспоминает Антон Баков. — Все отставные менты Свердловской области, да и не отставные, они все работали на Козицына. Началось все с Вараксина. Это бывший ОБЭПовец из Верхней Пышмы, который не посадил Козицына».
Стоит отметить, что у Антона Бакова и Андрея Козицына случались личные конфликты, заканчивавшиеся уголовными делами и обвинениями в адрес друг друга. Сам Баков открыто признает, что относится к миллиардеру предвзято.
Собеседник It’s My City в Екатеринбургской городской думе добавляет, что с УГМК был тесно связан генерал-майор милиции Анатолий Абросимов, который в 1990-е годы работал в ГУ МВД по Свердловской области, а в 2002 году перешел на работу в «Уралэлектромедь», где закончил на позиции директора по общим вопросам.
Абросимов не единственный, кто из силовиков перешел на работу в УГМК, например, в 2018 году так же поступил бывший начальник ГИБДД по Свердловской области Юрий Демин. Уйдя на пенсию по выслуге лет (по официальной причине), он стал заместителем замгендиректора Уральского горно-металлургического комбината по режиму и безопасности.
Деньги и признание
Андрей Козицын вспоминает 1990-е годы с благоговением, называя их временем свободы и становления новой России.
«Это был период невероятного духовного подъема, новых открытий, какой-то трепетной свежести и амбиций. Мы были моложе на 20–25 лет, и во многом именно это помогло нам всем сделать то, что мы сделали. <…> Убежден, что в целом страна и все мы в 90-е не потеряли, а приумножили то, что сегодня называется нашей новой Россией», — говорил он в своем интервью 2006 года. Это серьезно противоречит нынешнему основному нарративу о 1990-х, как о «лихом времени», когда страна разграблялась.
К концу нулевых Козицын окончательно закрепился в списке российских долларовых миллиардеров. Его состояние к 2010 году составляло 1,2 млрд долларов. А в последующие 10 лет он заработал еще 4,6 млрд долларов, увеличив свое состояние до 5,8 млрд. Ненадолго ему удалось подняться на 21-е место в рейтинге Forbes.
Дальше ударила пандемия, и состояние миллиардера начало сокращаться. По данным на 20 декабря 2021 года, состояние Козицына составило 5,79 млрд долларов. Это на 615 млн долларов меньше, чем было в начале года. Уменьшение состояния Козицына связано с падением стоимости акций его компаний.
Пышминский миллиардер не только богател, но и успевал получать разнообразные признания, звания и должности. Например, около 16 орденов и медалей, часть из которых он получил из рук лично Владимира Путина. Еще Козицын стал почетным гражданином Пышмы и Екатеринбурга и удостоился должности почетного австрийского консула. В отличие от многих других бизнесменов, которые занимали должности почетных консулов номинально, он реально развивал связи Свердловской области и Австрии. В центре Екатеринбурга открылось почетное консульство Австрии, в городе с подачи Козицына стали проводить Венский фестиваль музыкальных фильмов.
Развитие Верхней Пышмы и Екатеринбурга
Козицын много сделал для родной Верхней Пышмы. Именно при нем этот город-спутник стали звать медной столицей России. Он построил в родном городе один из крупнейших в России музеев военной техники, который стал точкой притяжения для местных жителей и туристов.
Благодаря Козицыну там же появилась знаменитая на всю Свердловскую область и крупнейшая в ней мечеть имени имама Исмаила аль-Бухари — большая и с красивыми витражами. Возможно, тут сыграло роль то, что Искандер Махмудов, один из ближайших партнеров Козицына по УГМК, мусульманин.
Миллиардер также застроил микрорайон Садовый и помог пышминским семьям получить квартиры. С помощью Козицына в городе построили Технический университет УГМК и большую Ледовую арену с детской спортивной школой для юных чемпионов. Здесь же Козицын обосновал штаб-квартиру УГМК.
«Это действительно большой человек, но он далеко не идеал. Хозяин Пышмы — это Козицын. У него имиджево стало все хорошо, когда он начал заниматься непрофильными проектами. Это не сильно нравилось Махмудову, поскольку ему нужны деньги. Они [Козицын и Алтушкин] реально много добрых дел делают, многие даже не афишируют. Вот сколько Козицын для Пышмы сделал? Для Кировграда? Они реально уральцы», — говорит собеседник It’s My City в городской думе.
В Екатеринбурге УГМК инвестировала в возведение небоскреба «Исеть», отелей Hyatt на Октябрьской площади и Hyatt Place на Репина, а также огромного торгового центра Veer Mall на Уралмаше. При Козицыне горно-металлургическая компания начала строить ледовую арену и уральский даун-таун «Екатеринбург-сити»: до 2031 года здесь собираются возвести еще несколько небоскребов с апартаментами, гастромолл, офисные центры и отели. Также при участии Козицына в городе открыли Свердловское отделение школы олимпийского резерва № 1 и отреставрировали несколько церквей, в том числе Большой Златоуст.
Но не все проекты Козицына в Екатеринбурге встречали однозначную поддержку.
Взрыв телебашни
УГМК и Козицына (вместе с областными властями) сильно критиковали за снос недостроенной телебашни в Екатеринбурге. Городские активисты называли башню неформальным символом города, вспоминали амбициозные проекты по ее реконструкции, подписывали петиции против сноса и даже пытались провести референдум о сносе. Но в итоге областные власти передали башню и участок рядом с ней в собственность УГМК, а та взорвала ее 24 марта 2018 года для строительства ледовой арены.
Несмотря на протесты жителей, Козицын открыто называл башню убожеством и позором, вокруг которого «бомжатник и помойка». Выступающие против сноса, по его словам, протестовали лишь ради протеста. Он также настаивал, что в нынешнем виде башню уже невозможно достроить или переделать и говорил, что сооружение опасно для горожан.
«Там 40 человек погибло! Как с этой болью быть? Боль на боль наложить как? Непонятно, чья боль больше. А если говорить про восприятие города, которому скоро 300 лет, то эта башня была позором. Я к этому так отношусь. Если бы ее доделали, а потом героически отстаивали то, что можно реконструировать, я бы понял. <…> Там стоял большой недострой 30 лет. Вокруг — помойка. И это всех почему-то устраивает. У которых боль, у которых еще чего-то. Просто по-мой-ка. Бомжатник. В центре города, которому через пять лет будет 300 лет!» — заявлял Козицын Е1.
Скандал со сквером
Через год Козицын попал в крупнейший скандал в Екатеринбурге за последние 10 лет. Горожане вышли на массовые протесты против застройки сквера на Октябрьской площади, где УГМК во главе с Козицыным и РМК во главе с Игорем Алтушкиным собирались строить храм. Проект больше поддерживал Алтушкин, чем Козицын, но гендиректор УГМК тоже публично защищал идею.
В интервью Е1 Козицын говорил, что сквер выглядит неблагоустроенным и там никто не гуляет. А к протестам жителей против застройки пространства относился скептически, поскольку до этого место строительства храма приходилось переносить уже дважды.
«Все места, которые до этого предлагались, по разным причинам не устраивали энное количество людей. Они всегда есть, эти люди: что бы ни происходило, лучше ничего не делать. Протестовать же против чего-то надо. Но это просто слова!»
Сам Козицын уверял, что выступает за постройку храма не из-за своего эгоцентризма — многие упрекали его и Алтушкина в желании вписать таким образом свои имена в историю Екатеринбурга. По его словам, храм нужен был, чтобы создать место, где человек может побыть с самим собой, а также для того, чтобы этот человек после посещения храма точно не стал свиньей.
Как только сквер огородили от посетителей, начались массовые протесты, которые длились целую неделю. Каждый день сотни горожан выходили в сквер, требуя убрать забор и остановить стройку. После чего миллиардерам пришлось вернуть землю городу. Место под новый храм выбрали в итоге на противоположном берегу, но из-за пандемии стройка сильно затормозилась.
Больница в Зеленой Роще
С 2020 года внимание активных горожан приковано к заброшенной больнице в Зеленой Роще. Изначально Козицын и Алтушкин предлагали восстановить здание. На работы закладывали 2 млрд рублей и три года.
Летом 2021 года больница постоянно горела — за три месяца в ней произошло не менее пяти пожаров. Пожарные говорили журналистам, что тушить здание не имеет смысла, так как его все равно снова подожгут. Позже осенью здание исключили из федерального списка объектов культурного наследия — эксперты заявили, что оно утратило свою историко-культурную ценность.
А в начале 2022 года Евгений Куйвашев заявил, что на месте больницы «меценаты» построят современный медицинский центр и добавил, что больница больше не является памятником архитектуры.
Позже выяснилось, что министерство по управлению госимуществом Свердловской области планирует передать здание акционерному обществу «Екатерининская больница». По данным издания ЕАН, одним из инвесторов компании станет Фонд святой Екатерины, созданный для строительства одноименного храма. В него входят гендиректор УГМК Андрей Козицын, председатель совета директоров РМК Игорь Алтушкин и глава «Сима-ленда» Андрей Симановский.
***
22 июля Козицын покинул пост гендиректора УГМК — он перестал быть контролирующим должностным лицом компании, а также принадлежащих ей структур. Его место занял Исмагилов Эльфат Рахматуллович, ранее занимавший пост председателя совета директоров ОАО «УГМК». Чем будет заниматься Козицын дальше, неизвестно, но наверняка в той или иной мере сохранит влияние на активы компании, поскольку по-прежнему остается ее акционером.
Кроме того, в последние годы Козицын зарегистрировал на свое имя несколько бизнесов, не связанных с металлургией. Так, в 2021 году он стал учредителем ООО «Топ Моторсайклс Екатеринбург», которое занимается розничной торговлей мотоциклами и их запчастями. В том же году бизнесмен стал соучредителем компании «Фабрика здорового питания», которое производит готовые пищевые продукты и блюда. Козицыну принадлежит ООО «Навигатор» — эта компания собирается построить 28-этажный небоскреб рядом с недостроем на Октябрьской площади.
О возможном уходе Козицына из УГМК стали говорить задолго до его попадания в санкционный список. Ходили слухи об ухудшении отношений со старшими партнерами и разногласиях по поводу перспектив развития бизнеса. Но даже уйдя в отставку, Козицын остается влиятельной и уважаемой фигурой на Урале. Захочет ли он уйти на пенсию или посвятит себя общественно-политическим проектам, мы скоро узнаем. Когда-то Козицына называли одним из возможных кандидатов на пост губернатора Свердловской области. Пока это место не вакантно, но кто знает, что будет дальше?
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.