«Мы не ждем, что завтра станем «Нетфликсом»

Создатель One Dollar TV — о кино за доллар, конкуренции с Дудем и объединении воюющих стран

28 июля, 20:07, 2022г.    Автор: Диана Кучина

Уральский продюсер Данил Голованов и сооснователь ведущих ресторанов и автоклубов в Екатеринбурге Сергей Ременник создали стриминговый сервис One Dollar TV. Здесь обещают показывать качественные фильмы и шоу от независимых режиссеров и клипмейкеров, за просмотр которых зритель будет платить лишь один доллар в месяц.

Мы поговорили с Данилом о самой идее сервиса и его отличии от тех же Amazon или Netflix. Он рассказал, как именно подписка за доллар поможет хорошим начинающим режиссерам со всего мира, какие сериалы и шоу можно будет увидеть уже в первом сезоне и почему они будут объединять зрителей даже из стран, воюющих друг с другом.

Фото: Данил Голованов / соцсети

Данил Голованов, продюсер и создатель One Dollar TV:

«Хорошее независимое телевидение лучше, чем доллар в месяц»

— Мы называем наш стриминговый сервис независимым телевидением. По сути, это сервис-платформа для режиссеров, которая позволяет им монетизировать свои фильмы хронометражем до 60 минут не рекламой, а напрямую с помощью зрителя. Тот платит в месяц один доллар за подписку. Отсюда и слоган: «Хорошее независимое телевидение лучше, чем доллар в месяц». 

Подписку мы введем не сразу. Сначала запустим короткий пилотный сезон на три-четыре месяца с января 2023 года. На этом этапе один доллар нужно будет заплатить за весь сезон. Пока что у нас будет не очень много контента — два-три релиза в неделю. Форматы будут разными.

Я остаюсь совладельцем Red Pepper Film, но полностью выхожу из операционных вопросов, потому что переезжаю, а Ваня Соснин остается развивать компанию внутри. У него и Red Pepper Film все будет хорошо, сейчас в производстве два полных метра на стадии постпродакшена, есть несколько сериальных проектов. Мы решили разделить возможности, исходя из местонахождения и наших целей. Если Ваня заточен на локальной истории, то я всегда стремился к коллаборациям и заграничным проектам. Все происходит так, как должно быть, цитируя фильм Вани.

Режиссер Иван Соснин. Фото: Red Pepper Film

«Если есть Spotify, почему нет такого же приложения для фильммейкеров?»

— Последние несколько лет в Red Pepper Film мы снимали больше творческих проектов, нежели коммерческих, и поработали со многими режиссерами разного уровня. Большинство из них живут по принципу «снять рекламу, три месяца ничего не делать или попытаться написать какой-нибудь сценарий, а потом снова снимать рекламу». Они жаловались, что сложно реализовать авторские задумки, за них никто не платит, а стриминговым сервисам они не нужны. Таких режиссеров много в России, Казахстане, Украине — этот срез имеет больше восточноевропейский крен.

В пандемию у меня было много времени подумать о том, что если есть тот же Spotify для музыкантов, почему до сих пор нет автоматизированного приложения для фильммейкеров? Почему они вынуждены зарабатывать на рекламе и в YouTube, который платит очень скромные отчисления? Коллеги в России рассказывали, что окупить бюджет фильма за миллион рублей можно, если он наберет минимум 20–30 млн просмотров. 

Сначала мы хотели назвать наш сервис Red Pepper TV. Но когда сделали бета-версию, я вернулся к своим старым скиллам рекламщика и понял, что надо выходить на рынок с яркой упаковкой и контентом. Мы придумали название One Dollar TV. Доллар — минимальное отчисление, понятное во всем мире. Отсюда и метафора: независимое кино лучше, чем доллар в месяц, чуваки! 

Дизайн нового стримингового сервиса One Dollar TV

Потом стали думать, как довести платформу до уникального продукта, и поняли, что нужно создать такую экосистему, чтобы режиссеры могли по-настоящему монетизировать фильмы, а зрители могли оценивать фильм и донатить дополнительные деньги. В One Dollar TV это будет представлено в виде «пончиков», от одного до четырех. «Пончики» привязаны к доллару, и эти деньги точно пойдут режиссеру. Из них будет формироваться средний рейтинг режиссера.

Также мы хотим сделать маркетплейс для фильммейкеров, где они могут выложить трейлер 60 секунд и попробовать собрать деньги краудфандингом, продавая часть прав на свой сценарий. Таким образом зрители смогут покупать уникальные сценарии и инвестировать в режиссеров. 

«Ведем переговоры с известными режиссерами и иностранными артистами»

— Система заработает, когда на платформе появятся большие имена. Представим, что Тарантино снимет свой десятый полный метр, как и обещал, а следующий его фильм будет до 60 минут — фильмы с таким хронометражем не являются таковыми. (смеется).  Это может быть кто угодно, но мы метим в аудиторию топовых клипмейкеров, фильммейкеров и режиссеров YouTube, которые имеют опыт работы с большими иностранными артистами и умеют рассказывать истории. 

Имена называть сейчас не могу, мы ведем переговоры, но это режиссеры из России, многие из которых уехали в Америку, режиссеры из Казахстана, Беларуси, Берлина. Возможно, появятся еще несколько музыкальных артистов, которые хотят себя попробовать в дебюте режиссерами и снять клипы своим группам. В сервисе их проекты будут распределяться только по городам, стран не будет.  

«Не можешь повлиять на повестку — создавай хороший контент»

— Помимо этого у нас будет оригинальный контент, который нужен, чтобы задавать вектор для режиссеров, которые хотят снимать проекты. В первом сезоне мы снимем четыре фильма в разных жанрах про европейские города — Стамбул, Амстердам, Берлин и Иерусалим.

Мы будем делать «Хорошие новости» — мокьюментари с Таней Стариковой. Сейчас как раз работаем над сценарием. Это проект, на который я очень надеюсь. Он несет такой смысл: не можешь повлиять на повестку — создавай хороший контент. 

Таня Старикова в проекте Red Pepper Film «Хорошие новости»

Также у нас будет одно ток-шоу, где люди будут писать идеи на миллион долларов, которые сделают мир лучше, но в которые никто не верит. Мы будем сталкивать оптимистов с пессимистами — кто-то запускает стартап, а у кого-то уже был факап. Для этого мы запустим базовую студию в Тбилиси, которая позволит режиссировать историю. 

Будет еще один художественный музыкальный сериал. В идеале нам бы еще хотелось произвести детский контент, семейные проекты, но это будет чуть позже. На первом этапе мы хотим набрать аудиторию, примерно 50 000–100 000 подписчиков, посмотреть, что им нравится, что не нравится, поработать над обратной связью и вдумчиво подойти ко второму сезону. 

Нам уже присылают кино, хотя мы еще не делали активной промокампании для сервиса. Пока фильмы разного качества, будем отбирать. Хорошая пора сейчас для документального кино, которое осталось без дистрибуции, и хотим еще много набрать тревел-историй. Может, запустим свое тревел-шоу. 

«Задача — создавать фильмы, которые будут объединять зрителей даже из тех стран, которые воюют»

— Так как платформа зарегистрирована в Германии, то работать с режиссерами из разных стран мира нам вполне удается. Режиссеры к нам, россиянам, на фоне международной повестки, иногда по-разному относятся. Есть те, кто не хочет работать с российскими компаниями или может озвучить условие, что можно запустить проект, только если в нем будут русские люди, которые открыто заявили о своей антивоенной позиции. Но для хороших фильмов всегда возникает больше сложностей, чем для проходных. 

Наша задача — попробовать создавать фильмы, которые будут объединять зрителей из разных стран, даже тех, которые воюют друг с другом. Наш сервис должен дарить надежду на будущее. Когда у режиссера есть история, которую он хочет снять, ему без разницы, где она будет «зарелизина», особенно, если он вдумчиво подходит к ее созданию, у него есть классные актеры и продюсер, который поможет упаковать фильм.

Фото: Red Pepper Film

В правилах пользования платформы мы пишем, что хотим обходить стороной вопросы политики, насилия, порно и саморекламы. Я понимаю, что хороший документальный фильм не может быть далек от политики, нам присылают сейчас проекты, которые связаны с переосмыслением военных действий. 

Но мы бы хотели, чтобы уровень высказывания был осознанный и фильмы привлекали внимание не самим фактом освещения событий, а глубоким анализом. У нас уже есть такие фильмы, над которыми сейчас работают режиссеры, и которые, скорее всего, выйдут в пилотном сезоне и будут достаточно жесткими. 

«Нам нужен миллион долларов на производство контента»

— Пока в команде 12 человек. При запуске пилотного сезона наша команда вырастет до 20 человек точно. История компании начинается в Берлине — это локация, объединяющая Восточную Европу с Западной, понятная культура. Амстердам оказался дорогим, а Нью-Йорк слишком далеко.

24 февраля внесло свои коррективы: нам пришлось закрыть офис, который мы открыли в Москве, вернуться ко временам пандемии, когда надо было собирать проект удаленно. Мы отказались от всех издержек, офиса, оборудования, затрат на SMM. Пока наш основной инвестор и партнер — Сергей Ременник, но вместе мы ведем переговоры с несколькими фондами и компаниями, которым интересно вложиться в наш сегмент рынка. Думаю, что новые партнеры появятся уже осенью.

Главный инвестор проекта сейчас — бизнесмен Сергей Ременник. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Общая сумма инвестиций, которая нам требуется до выхода на рынок — 300 000 долларов. На производство контента для одного сезона нужен миллион долларов. Для российского кино — это небольшие деньги, по сути, один фильм при поддержке Минкульта. Точка безубыточности заложена на несколько лет вперед и начинается от 750 тысяч подписчиков. Чтобы набрать аудиторию, в первые годы нужно будет выпускать много контента.

Если люди смогут платить ежемесячную подписку и донатить, этого оборота хватит на продюсирование, производство, поддержание софта, запуск новых офисов для разных языковых групп — испанской, португальской, английской, немецкой, французской. 

В идеале мы бы хотели потом открыть пять-семь офисов в разных точках — в Сан-Паулу, Барселоне, Париже, Берлине, Тбилиси. 

Один доллар за хорошее кино — это, конечно, дешево. Но мы хотим, чтобы человек осознанно понимал, что есть возможность поддерживать функционал платформы, и зритель вправе больше тратить денег внутри системы, донатить, оценивать фильмы. Если ты снимаешь блокбастер, который увидит миллион человек и тебе задонатят по два доллара 5% людей, то режиссер заработает 100 000 долларов и фильм окупится. Режиссеры способны снимать фильмы на такие бюджеты. Это нормальный бюджет в любой точке планеты, кроме Голливуда.

«Контента много. Что бы ты ни снял, ты всегда будешь конкурировать с Дудем»

— Проблема киноиндустрии в России всегда была в том, что многие продюсеры вставали в очередь на бюджетное финансирование и у них не было цели думать о фильме, как о продукте, который способен окупиться и заработать. Мало кто думал, что в России можно сделать такие проекты, которые будут греметь на весь мир и они будут действительно интересными. 

Мы общались со многими стриминговыми платформами, нам говорят: «Снимите сериал для домохозяек». Это как снимать в рекламе банка предпринимателей в костюмах. Вы видели когда-нибудь предпринимателей в костюмах? Я — нет. Это очень стереотипное мышление, которое не способствует творчеству, поэтому YouTube в России так выстрелил. На контрасте со всем остальным он всегда казался более честным, открытым, понятным людям и их ожиданиям. 

Данил Голованов на съемках в Турции. Фото: соцсети Данила

В России есть несколько хороших кинокомпаний, например Hype Film, они реально поставили нашу индустрию на мировую карту. Но что теперь будет с их крутыми проектами? Еще одна проблема в том, что контента будут производить очень много, а смотреть будет некому. Что бы ты ни снял, ты всегда будешь конкурировать с Дудем* и четвертым сезоном «Очень странных дел». Человек не может смотреть больше контента. Нужно бороться за его внимание, нужно быть интересным. 

«Кинотеатры не умрут»

— Сейчас я читаю новости, что 70% кинотеатров закрываются. Не знаю, как индустрия будет перестраиваться. Мне кажется, что будет демпинг в глобальном плане, то есть проекты будут становиться дешевле. Будут выживать компании, которые имеют креативный подход к поиску финансирования. Например, в Red Pepper мы много работали с партнерами и понимаем, как мы можем быть полезными, какие задачи с помощью контента можем решить для компаний. 

Кинотеатры никогда не умрут. Кино — это такой жанр искусства, который придумывался для больших экранов. Есть фильмы, которые лучше посмотреть в кинотеатре, а не с телефона или на ноутбуке.

 Мне кажется, кинотеатры станут более люксовым сегментом для ценителей. Возможно, изменится сама технология дистрибуции. К примеру, не фильм «спускается» на сеть в разных странах, а, может быть, появятся независимые сети, которые закупают контент. 

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Есть ниша и есть запрос на новые медиа. У нас будет хороший контент — в этом плане мы трезво смотрим на вещи. Мы не ждем, что завтра станем «Нетфликсом». Если мы дадим режиссерам возможность снимать и продюсировать проекты, занимаясь их переводом, упаковкой, сделаем лучший в мире сервис для начинающих, возможно, часть этих режиссеров станут известными и начнут снимать крутые сериалы для «Нетфликса» и HBO — мы будем только рады. В этом и цель — создать платформу, которая поможет новым талантам реализоваться.

В России снято много фильмов просто за миллион рублей, которые были успешны в прокате, значит, есть таланты. Нужно работать с ними, а не с деньгами. Тогда у нашей индустрии будет шанс. 

«Мы еще посмеемся»

— Недавно я смотрел «Межсезонье» Александра Ханта, очень понравился фильм Ильи Найшуллера «Никто» — в момент его просмотра забыл, что смотрю его не как продюсер, а как «Крепкий орешек» в детстве. Мне интересно, что будет снимать Кантемир Балагов, тот же Найшуллер, Олег Трофим. Ваня Соснин — топовый режиссер, причем я могу это сказать не потому, что мы дружим, а потому что этот человек с одинаковым качеством может снять фильм с большой киностудией и на небольшие деньги за три недели на коленке и непонятно, какой из них круче. 

Наш кинорынок оказался в новых условиях и будет из них выкарабкиваться. Сейчас можно снять фильм на любую камеру, на старую или новую, хоть на телефон. Время для креатива. Появится много классных простых картин, для которых больше требуется талант, чтобы рассказать историю, как первый фильм Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». 

Кадр из фильма Кирилла Серебренникова «Изображая жертву»

Придет время таких историй и придет время нового поколения фильммейкеров. Они молодые, у них совсем другое мышление, они умеют снимать так, как мы в их возрасте снимать не умели. Клипы и тик-токи быстро развивают этот скилл. Будет интересно посмотреть их кино. А еще я очень надеюсь, что наступит время для российских комедий, и мы еще все посмеемся.

*Признан Минюстом "иностранным агентом" в России

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: