«Такой азарт у меня был только к Уралу»

Как Ян Кожан поставлял рыбу и занимался ресторанами, а потом начал развивать завод в Сысерти

27 июля, 16:00, 2022г.    Автор: IMC

Может показаться, что предприниматель и сооснователь креативного кластера «На заводе» Ян Кожан шел к нынешнему делу случайным извилистым путем — закончил матмех, занимался поставками рыбы и медицинского оборудования, открыл собственную бургерную. Но в реальности все это ― шаги на пути к мечте: сделать небольшие уральские города привлекательными для жизни и туристов.

Почему в любом занятии очень важна заинтересованность, в чем история Урала превосходит мировую, а также о ловушках президентских грантов и способах заработать на креативе, читайте в интервью с Яном Кожаном для рубрики «Горожанин», которую мы выпускаем с «Атомстройкомплексом».  

Путь в профессию через коробки на складе, математику и замороженную рыбу

— Мои родители бизнесмены: когда я был ребенком, мама занималась косметикой, а папа — оптовыми продажами. Так что пока сверстники хотели стать космонавтами, я мечтал вырасти в директора «Формулы-1». Потом появлялись более реалистичные желания, но именно предпринимательство мне всегда казалось привлекательным.

Ян Кожан. Фото: Саша Зубковский / It's My City

Это то, в чем я варился с детства: с 7 лет помогал родным, таскал коробки на складах, участвовал в проектах и обсуждениях.

В образовании я тоже пошел по стопам отца, который учился на матмехе. В 2002 году зачислился на математико-механический факультет, где у меня сформировалось хорошее логическое мышление, а потом в 2006 поступил в экономическую магистратуру.

В то время я уже стал соучредителем компании «Регионбюджетинвест», которая поставляла бюджетным учреждениям разные товары: медицинскую продукцию, гаражное оборудование, замороженную кету. Мы изучали тендеры, разбирались в бумагах и просто создавали хороший сервис, общаясь со всеми на человеческом языке.   

Наполеон, заводы и локальный туризм, на котором не заработать

— Тогда же в 2006 году мы с мамой активно путешествовали по Европе: брали напрокат машину, ездили по Германии и Франции, и меня заинтересовала культурная повестка. Я понял, что в тех местах, где условно плюнул какой-нибудь Наполеон, делают реально классные проекты. А что у нас? Я стал читать книжки, и постепенно ко мне пришло осознание, что основой нашей уникальности должны быть заводы.

Это стало ясно после прочтения «Хребта России» Алексея Иванова, где объясняется, что такой индустриальной истории, как на Урале, нет ни у кого в мире.

Наш регион словно создан специально для различных предприятий: у нас тут огромные территории, реки, дающие энергию, самые разнообразные запасы полезных ископаемых и главное — предприимчивые люди.

Фото: Саша Зубковский / It's My City

Мне было так интересно во всем этом разбираться, что однажды я даже хотел отправиться на завод в Башкирию вместо важной командировки в Канны. И в 2009 году моя фирма «Регионбюджетинвест» начала разрабатывать туристические проекты развития малых уральских городов.

Тогда это не приносило денег, а было обычным хобби, которое я мог себе позволить, будучи одним из владельцев компании. Мне просто хотелось рассказывать людям, почему они обязательно должны съездить, например, в Ирбит. Я выигрывал тендеры, указывая самую низкую стоимость и писал посты в социальные сети про историю и интересные места близ тех или иных городов.

Открытие бара «Огонь», или кому не стоит заниматься ресторанами

— В 2015 году вместе с моим другом Андреем Фроловым мы загорелись еще одной идеей: открытием собственной бургерной. Это было воплощением юношеской мечты владеть рестораном, как в голливудских фильмах. 

На деле мы ничего не понимали в гастробизнесе, и просто найдя место в «Уральском рабочем», начертили карандашом план и концепцию будущего бара «Огонь». Накануне запуска вдруг выяснилось, что у нас не хватает места, резко пришлось пристраивать еще пять метров. Уже после открытия стало ясно, что и этого мало, и мы снова занялись пристроем. В общем, ошибок у нас было немерено.  

Фото: Саша Зубковский / It's My City

Но несмотря ни на что, я понял: на пиар у нас есть чутье. За несколько месяцев о бургерной заговорили все, посетители выстраивались в очередь от корпуса УрФУ на Ленина, 51. У нас было классно с точки зрения дизайна и атмосферы ― людям нравилось там находиться. Но после открытия нескольких других точек в 2017 году я понял, что мне нужно выходить из этой истории.

Один мой партнер неплохо сформулировал причину: возни в ресторанном бизнесе столько же, сколько и в стройке, а доходности в 20 раз меньше.

Практически половина екатеринбургских заведений работает в ноль. Так что это нужно делать, только если правда очень хочется и если вы как Валя Кузякин готовы вставать в пять утра и придумывать новые концепции. А такой азарт у меня был только к Уралу. 

«Путешествие в Сысерть-2030»

— Чем меньше я занимался баром, тем больше времени уделял поездкам по Уралу. Так, в 2017 году, разрабатывая стратегию развития туризма области, я оказался в Сысерти, которая в то время виделась нам стратегической туристической локацией, как Чусовая или Тагил. Но только с важным отличием — мэром Сысерти в тот момент стал 35-летний Дмитрий Нисковских, открытый ко всему новому.

Мы провели с ним пару встреч, нашли общий язык и решили, что для развития хорошо иметь какой-то дополнительный субъект, помимо администрации и общества. У нас появилась идея сделать новую институцию, которая бы объединяла разные слои, находясь на равном удалении от власти, бизнеса и общества. Таким случайным образом в 2018 году и появилось «Агентство развития Сысерти».  

Первым делом мы стали проводить исследования муниципалитета, но вместо типичного плана написали интересный рассказ «Путешествие в Сысерть в 2030».

Людей заинтересовал такой подход, и к нам стали подключаться предприниматели, волонтеры и даже люди, работающие в местной администрации.

Часть команды «Агентства развития Сысерти». Фото: Саша Зубковский / It's My City

Хотя агентство было создано не только из-за завода Турчаниновых-Соломирских, мы сразу сделали на него серьезную ставку. В 2019 году пригласили сюда Ре-Школу (проект, направленный на оживление заброшенных зданий и территорий — прим. ред.). От нее приехали и опытные специалисты, и молодые студенты, которые жили около завода и разрабатывали планы по ревитализации.

Могут ли зарабатывать креативные кластеры в регионах?

— Есть ощущение, что некоммерческая организация подразумевает обязательную продажу последних трусов и жизнь на копейки, но на самом деле это не так. С самого начала мы понимали, что главное — это объединять большое количество ресурсов вокруг Сысерти и завода. В этом очень многие заинтересованы: и малый бизнес, который может открыть кофейню или магазин с сувениркой, и крупные предприятия, способные построить дачные поселки неподалеку.

Поэтому, когда мы только начинали бегать по всем компаниям, дальновидные предприниматели стали подключаться. Одни помогали с высаживанием деревьев, другие с оборудованием. «Атомстройкомплекс», к примеру, дал для завода щебенки и других строительных материалов, потом финансово помог с проведением фестиваля «Лето на заводе», а сейчас мы уже обсуждаем с ними третью очередь Титановой долины неподалеку и строительство жилого района.

Фото: Саша Зубковский / It's My City

Способен ли такой креативный кластер, как наш, рано или поздно начать зарабатывать самостоятельно? В Москве и Петербурге — точно да, а в Сысерти пока что вряд ли.

Подобные институции занимают самые высокие места в пирамиде потребностей Маслоу. Так что самоокупаемость появится только тогда, когда в местной экономике начнутся сложные процессы. Например, в столицах это происходит, потому что они сдают пространство креативщикам, а финансистов туда не пускают. В итоге бизнесмены ломятся, спрос на аренду растет, и футболка в их сувенирной лавке дорожает до 40 тысяч рублей.

При этом наш кластер уже сейчас приносит деньги в экономику региона. Потратив на развитие около 20 миллионов, мы уже имеем подорожание соседних участков в десять раз: когда мы только начинали работу, один из них стоил около 180 тысяч, а сегодня ― 10 миллионов.  

Ловушка президентского гранта

— Широкую известность Агентство получило с проектом «Лето на Заводе» в 2020 году. Закрыть около трети его бюджета в первый год проведения нам помог президентский грант. Его форму я бы посоветовал заполнить практически любому стартаперу: она хорошо помогает сконцентрироваться на конкретике и отказаться от второстепенного в планах и желаниях. Даже если поддержка в итоге не будет оказана, ваши формулировки помогут развить мысль в правильном направлении. Тем же полезны другие гранты, например, ПФКИ или фонд Потанина.

У нас было несколько выигранных грантов. При том что благодаря им мы много чего сделали, еще не получили поддержки в реконструкции самого завода, потому что попали в ловушку и стали заложниками ситуации.

Фото: Саша Зубковский / It's My City

Руководители и эксперты фондов шутят, что мы выглядим слишком успешными, а потому нам якобы можно больше не помогать. На самом деле это пока что правильные потемкинские деревни ― прототип, тестовый образец. У нас правда прекрасный образ, но чтобы он воплотился, нужно еще много чего сделать. 

Фестиваль «Лето на заводе» и поиск «нового железа»

— В том же 2020 году мы поняли, что не нужно ждать, когда все пространство завода будет готово, чтобы пустить посетителей, и провели первый тест-драйв — фестиваль «Лето на заводе».

Тогда я впервые узнал о настоящей работе волонтеров: прежде думал, что это люди, которые трудятся по четыре часа, но оказалось, это те, кто столько отдыхает, а остальное время вкалывает, как на «Последнем герое».

В этом году фестиваль пройдет уже в третий раз в течение пяти выходных — с 30 июля до конца августа.

У нас запланированы концерты, спектакли, ярмарки, экскурсии, показы фильмов и мастер-классы. Мы будем обсуждать дальнейшее развитие Сысерти, научные технологии и креативные кластеры. 

Фото: Саша Зубковский / It's My City

Венец программы ― поиск «нового железа»: бизнес-проектов, чьи продукты снова прославят Урал, как сделало когда-то железо старое. Участвовать в конкурсе может каждый, а победителям мы окажем денежную поддержку в миллион рублей. Наша цель ― продюсировать бренды одежды, спектакли и IТ-продукты. Мы верим, что они снова сделают регион знаменитым.

А через 10 лет, я надеюсь, все наши гости придут сюда снова и увидят отреставрированные цеха, офисы IT-компаний, жилые дома комфорт-класса и другие примеры преображения города совместными усилиями. 

Партнерский материал

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: