«Ваш велосипед обязательно угонят»

Цепи, тросы, замки: как предотвратить кражу велосипеда. Гайд от урбаниста Александра Свалухина

13 июля, 20:15, 2022г.    Автор: IMC

Каждое лето в Екатеринбурге резко возрастает число краж велосипедов. Ситуация повторяется из года в год. Можно ли с этим что-то сделать? Мы поговорили с урбанистом Александром Свалухиным и узнали, что владельцы велосипедов лишаются своих «железных коней» в большинстве случаев потому, что совершают одни и те же типовые ошибки.

Какая должна быть защита у велозамка? Чем опасны обычные тросы?

Для защиты велосипедов от угона существует несколько типов замков. Это различные тросики, складные (сегментные) замки, цепи с толстыми звеньями и замки-скобы (их еще называют U-lock из-за внешнего сходства дужки замка с буквой U). Все типы отличаются друг от друга по многим параметрам: габариты, вес, стоимость и так далее. Но самый главный из этих параметров — надежность. Тросы считаются самыми ненадежными, потому их легко и быстро перекусить обычными кусачками или небольшим болторезом, который помещается в сумку или рюкзак. Если вы пристегиваете велосипед на трос, будьте уверены — рано или поздно ваш велосипед угонят. То, что его еще не угнали, означает, что он пока не попался на глаза веловорам.

Для них ваш тросик — приглашение к краже. Часто вижу, как велосипеды за 40 000 рублей пристегивают хилыми тросиками за 400 рублей. Не надо так. Нужно выбирать что-то более надежное. Например, цепь. 

Фото: Саша Зубковский / It's My City

Как правильно выбрать цепь? Сколько примерно должен стоить хороший замок и как должен выглядеть?

Сразу скажу, что цепь из строительного магазина не подойдет. Да, часть веловоров она отпугнет, но если у вас недешевый велосипед, а злоумышленник, оценив все факторы, поставил перед собой цель его угнать, он это сделает. Справится за пару минут.

Цепь нужна специальная, закаленная, желательно из шестигранного прутка. А ее толщина должна быть хотя бы 8–10 миллиметров. Скорее всего, угонщик не станет с таким «добром» связываться.

Противоугонная цепь с замком стоит от 2000–3000 рублей и выше. Ее минусом можно считать большой вес в несколько килограммов. Некоторые велосипедисты по этой причине не возят цепь с собой, а оставляют ее пристегнутой к велопарковке возле работы.

Сам я цепями не пользуюсь. У меня есть два замка других типов: складной (сегментный) и замок-скоба (U-lock). Мой сегментный замок Abus представляет собой несколько соединенных между собой пластин из легированной стали, весит он около 900 граммов, компактно складывается и перевозится в удобном чехле-кобуре на раме. Этот замок я использую для коротких остановок во время повседневных поездок по городу.

Новый такой замок стоит порядка 6000–7000 рублей. Б/у можно найти в районе 4000 рублей. Веловоры, орудующие кусачками и болторезами, проходят мимо в поисках более легкой добычи.

Складной велозамок. Фото: Саша Зубковский / It's My City

Второй мой замок — это U-lock, или «замок-скоба» от Kryptonite. Дужка толщиной 14 миллиметров из закаленной стали, общий вес в 1,6 килограмма. Каждый день такой возить с собой не очень комфортно. Храню его в офисе и использую тогда, когда нужно пристегнуть велосипед на много часов подряд. 

Замки такой конструкции считаются самыми надежными и хорошо отпугивают веловоров: болторезом дужку замка не перекусить. Стоимость в диапазоне от 5000 до 10000 рублей. Подержанный замок такого типа можно найти на сайтах объявлений за 3000–6000 рублей. 

Велозамок типа U-Lock. Фото: Саша Зубковский / It's My City

Как правильно прицеплять велосипед к парковке или забору?

Пожалуй, самый важный вопрос. Можно иметь толстую цепь или дорогущий U-lock и все равно лишиться своего велосипеда только из-за того, что вы неправильно его пристегиваете. 

В мае у двух моих знакомых угнали велосипеды именно по этой причине. Один цеплял свой велосипед за руль, второй — за «ногу» передней вилки. Обе кражи попали на видео камер наблюдения. Ворам даже не пришлось применять какие-либо инструменты — просто забрали то, что «плохо лежит», и уехали. На каждый угон ушло не больше минуты, плюс несколько минут воры потратили на разведывание обстановки и подготовку. 

Кстати, цепь и трос остались нетронутыми. Заявления в полицию хозяева написали в день угона. На данный момент ни воры, ни велосипеды не найдены.

А еще бывает, когда дорогой велосипед пристегивают только за переднее колесо, которое легко отсоединяется за несколько секунд. Вор уносит велосипед без переднего колеса, а хозяину остается одинокое колесо, пристегнутое к велопарковке.

Этих и других подобных краж можно легко избегать. Нужно просто всегда правильно пристегивать свои велосипеды. Это не сложно.

1. Замок обязательно должен проходить сквозь передний или задний треугольник рамы — самую большую замкнутую деталь велосипеда. Если используете цепь, размещайте ее как можно выше, чтобы вор с болторезом не мог использовать тротуар в качестве опоры. 

2. Пристегивать нужно к стационарному металлическому объекту, который нельзя быстро разобрать или сломать. Это может быть велопарковка, забор, перила. Конструкция, к которой пристегиваете велосипед, тоже должна быть замкнутой (то есть не иметь разрывов).

3. Если длина замка позволяет, пропускайте его сквозь одно из колес. Это на тот случай, если вор решит распилить велопарковку. (Да, и такое бывает). Замок, пропущенный через колесо, не позволит вору уехать — придется грузить велосипед в автомобиль либо уносить велосипед в руках. С заблокированным колесом катить его не получится. Человек, который не катит велосипед, а несет, будет выглядеть подозрительно и может засветиться на камерах наблюдения, что позволит быстрее его вычислить.  

Кстати, тут стоит еще сказать про конструкции велопарковок. Многие из них спроектированы так, что к ним просто не получается надежно пристегнуть велосипед — либо колесо не пролезает, либо не хватает длины замка. Такое ощущение, что эти велопарковки придумывают люди, которые сами на велосипедах не ездят.

Пример неудачной парковки. Фото: Саша Зубковский / It's My City

Тем не менее в городе есть и удачные примеры велопарковок. Это различные виды П-образных стоек. К ним можно правильно пристегнуть любой велосипед любым надежным замком. Больше всего таких конструкций я заметил на отремонтированном участке улицы Горького.

Пример хорошей П-образной парковки. Фото: Саша Зубковский / It's My City

На сколько времени безопасно оставлять велик пристегнутым в центре Екатеринбурга?

Зависит от того, насколько дорогой у вас велосипед и насколько надежный замок. Крадут отовсюду: от торговых центров, просто с улиц, из дворов, из подъездов, из подземных паркингов.

Важно понимать три вещи:

— Абсолютно любой замок можно распилить болгаркой, сломать или же вскрыть при помощи отмычек. Нужно только иметь подходящий инструмент, навыки и время.

— Большинство велосипедов на улицах города пристегнуты ненадежно. (По моим наблюдениям, процентов 80 великов цепляют на тросик).

— Воры действуют «методом наименьшего сопротивления» — крадут то, что взять проще, легче, быстрее.

Если владельцу велосипеда не хочется лишиться своего «коня», то ему стоит сосредоточиться на решении одной-единственной задачи: сделать свой велосипед непривлекательным для воров.

Одни люди решают ее таким образом: для соревнований или походов используют очень хороший, специально подготовленный дорогой велосипед, а для поездок по городу — простой и дешевый, «который нафиг никому не нужен». Другие люди покупают толстую цепь или более-менее серьезный замок и просто правильно пристегивают свой велосипед. 

Фото: Саша Зубковский / It's My City

В каких местах Екатеринбурга можно пристегнуть велик и не бояться, что его угонят?

В тех местах, где он постоянно будет у вас перед глазами. Например, если приехали в кафе — паркуете велосипед к чему-нибудь напротив окна и занимаете столик возле этого же окна. Пьете кофе, наблюдаете за своим великом. Это актуально, если у вас ненадежный тросовый замок.

Места под камерами наблюдения могут дать ложное чувство безопасности. Из таких мест тоже активно угоняют. Но зато можно будет получить запись угона, пойти с ней в полицию и СМИ.

Если уже угнали — это безвозвратно? Как часто удается вернуть угнанный велик через полицию?

Чаще всего, да, безвозвратно. Но подавать заявление в полицию нужно обязательно. Потому что иногда велосипеды удается находить, если угонщиками оказываются люди из маргинальной среды. Крадут и сдают в ломбард. Ломбард размещает объявление на «Авито» или в «Юле», где его обнаруживает владелец. Приезжает в ломбард, убеждается, что это его велосипед там продается, вызывает полицию.

Более продвинутые веловоры увозят краденные велосипеды в гараж, где они «отстаиваются» несколько месяцев, пока владельцы их не перестанут искать. И после этого выставляются на продажу. Еще велосипеды могут увозить в другой регион (где их не ищут) и спокойно продавать там. Допускаю, что угнанные велики могут разбирать и продавать в виде отдельных запчастей.

Если заранее поставить в велосипед какой-нибудь маячок, можно ли рассчитывать, что его так найдут?

По поводу «маячков» (велосипедных GPS-трекеров). Существует несколько типов: одни монтируются скрыто в подседельную трубу и стоят порядка 4000 рублей. Из минусов: плохой прием спутникового сигнала и необходимость подзаряжать батарею каждые 2–4 дня. 

Более продвинутые устройства монтируются открыто на задний треугольник рамы. И сочетают в себе не только GPS-трекер, но и замок, блокирующий заднее колесо, а также сигнализацию. Подобными устройствами оснащены шеринговые велосипеды, которые можно увидеть на улицах нашего города. Стоит такой девайс порядка 30000–40000 рублей. Дороже, чем среднестатистический велосипед.

Фото: Саша Зубковский / It's My City

Какие еще советы можно дать велосипедистам?

— Купите надежный замок: толстую противоугонную цепь, хороший сегментный замок либо U-lock от проверенного производителя. И правильно им пользуйтесь: всегда пристегивайте через раму к крепким металлическим конструкциям. Если длины хватает — пропускайте замок не только через раму, но и через колесо.

— Если есть возможность, постарайтесь сделать свой велосипед приметным за счет наклеек или установки деталей, нетипичных для этой модели. Еще варианты: аэрография, гравировка. В общем, «тюнинг и кастомайзинг».

— Регулярно (раз в месяц или хотя бы в начале сезона) фотографируйте свой велосипед: общий вид и крупные планы некоторых частей. Особенно полезно сделать фото «неродных» деталей и деталей, которые имеют какие-то характерные изъяны: сколы, потертости, пятна краски и т. д.

— Заведите в своем смартфоне альбом, в котором храните актуальные фотографии вашего велосипеда, а также сканы документов на него — в них должна быть указана марка, модель и серийный номер. Если документы не сохранились, храните в этом альбоме фото серийного номера. Он выбит на нижней трубе рамы в районе каретки.

Фото: Саша Зубковский / It's My City

Что делать если велосипед все-таки угнали?

  1. Сразу же обращаться в ближайший отдел полиции и передавать им все имеющиеся по велосипеду материалы: фото с разных ракурсов, сканы документов, серийный номер, описания установленных деталей. Перечислите приметы и покажите фото, по которым можно будет точно установить, что это именно ваш байк.

  2. Получить записи с камер видеонаблюдения. Даже если сам факт кражи не попал на видео, то вор мог попасть на камеры наблюдения уже в процессе движения на украденном велосипеде.

  3. Сделать посты на специальном форуме, в ВК-паблике. Могут откликнуться другие пострадавшие.

  4. Если есть видеозапись, передать ее в местные СМИ, районные и городские паблики. Возможно, что кто-то опознает угонщиков.

  5. Мониторить сайты объявлений, обойти все ближайшие ломбарды и комиссионные магазины. Если обнаружили свой велосипед и это подтвердилось при встрече с продавцом — смело вызывайте полицию.

Однако все эти действия, отнимающие массу времени и сил, могут и не принести результата. Разумнее всего постараться предотвратить неприятную ситуацию, чем потом разбираться с ее досадными последствиями.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: