«Ведем переговоры, на каких условиях можно покинуть компанию»

Как переживают уход ИКЕА из России сотрудники магазина. Монолог продавца

8 июля, 11:01, 2022г.    Автор: IMC

Один из любимых россиянами брендов ИКЕА скоро окончательно закроет магазины в стране после финальной распродажи товаров. Сотрудники магазина не скрывают, что многих ждет «оптимизация» и многие теперь ищут новую работу. Мы анонимно поговорили с продавцом из ИКЕА в Екатеринбурге о том, как команда магазина переживала новости об уходе компании, чем сотрудники занимались последние четыре месяца и что будет с компанией дальше.

Алексей (имя изменено), продавец, работает в компании 3,5 года:

Европейский менеджмент VS российский менталитет

— В ИКЕА в Екатеринбурге работает 650 человек. Компания соблюдает трудовой кодекс — всегда выплачивает вовремя зарплату в том размере, в котором нужно, отпускные, больничные тоже оплачиваются. График у меня был гибкий, расписание смен выкладывалось за месяц. Каждому сотруднику предоставлялись льготы на питание — обед мог стоить в районе ста рублей. Также в соцпакете были ДМС и частичная компенсация абонемента на занятия в фитнес-зале. 

У каждого сотрудника была возможность составлять индивидуальные планы по развитию. Это было возможно по собственному согласию и материально никак не поощрялось. Штрафов никаких не было, максимум, если ты постоянно задерживаешься на несколько часов, могли попросить написать объяснительную, но за мой долгий срок работы я ни разу такого не делал. 

Материальной ответственности у сотрудников тоже не было, если что-то разбилось или потерялось — списывалось на счет компании. Премия была только раз в год и по результатам продаж. Если не выполнили годовой план — ни один сотрудник не получал поощрение.

Фото: Марина Молдавская/It's My City

В целом корпоративную политику можно было оценить как «европейский менеджмент с российским менталитетом». Внутри компании прописаны ценности, например, руководство должно мотивировать сотрудников личным примером; важен принцип единства, то есть в команде никто не делится на группы, иерархии, вы можете взаимодействовать друг с другом, общаться на ты и всегда идти на контакт. Когда человек устраивался на работу, рекрутер, который его нанимал, должен был понимать, что эти ценности у кандидата и компании совпадают. 

Но еще один принцип компании — sustainability (устойчивость — прим. ред.) — некоторым был чужд. Не всем была понятна система устойчивого развития, поэтому кто-то несерьезно к этому относился. Опять же порицаний за это никаких не было. 

«Просили не учинять распри друг с другом»

— По поводу работы после начала «спецоперации» не было специальных анонсов или распоряжений. Единственное, нас просили не учинять распри друг с другом, не обсуждать это на работе, чтобы не было конфликтов, и просили относиться с пониманием к тому, что у всех свое мнение. Когда пошла волна заявлений от разных брендов из-за границы об уходе из российских магазинов, в компании придерживались позиции, что мы к этому непричастны. 

В такой реальности мы просуществовали до 3 марта, пока нам не объявили о том, что у компании есть проблемы с логистикой, которые невозможно решить, и продажи приостанавливаются. Это не было привязано к военным действиям, нам объявили об этом на онлайн-собрании. В компании говорили, что это очень тяжелое решение и принимали его не один день. Спустя полчаса после совещания эта новость вышла в СМИ. 

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Все это время зарплату нам выплачивали в полном объеме. Из бенефитов оставили только ДМС. Работу мы полностью перестроили. Для этого разрабатывали планы. Все строилось вокруг обучения и тренингов — от концепции продаж до колористики. Также мы организовали литературный клуб и занятия по английскому. Все сотрудники учились на протяжении трех месяцев и работали по графику 5/2 с 9:00 до 18:00 условно. Кто-то работал с 8:00 до 17:00 или совсем в вечерние смены.

Первое время мы были в шоке, не ожидали такого развития событий. Нам всегда говорили, что все будет хорошо, и мы откроемся. В мае нам сказали, что продолжим работать до 31 августа. 

Мы отнеслись к этому нормально, нам было что еще изучать, важно было обеспечить сотрудникам полную занятость в течение дня. Мы делали перепланировки в отделах, проводили сессии и тренировки по новому ассортименту и готовились к новому этапу работы.

«С каждым сотрудником провели беседы»

— Но в конце мая или начале июня сказали, что компания прекращает работу. Это случилось неожиданно: я был дома, и вдруг нам объявляют, что нужно подключиться к срочному собранию. Нам говорили обо всем завуалированно, к примеру, не говорили прямо о сокращениях, но все понимали, что такое «оптимизация». После собрания нам сказали, что в течение двух недель с каждым сотрудником будет проведена беседа. На них рассказывают, на каких условиях сотрудники могут покинуть компанию. Разговоры с сотрудниками еще продолжаются и будут проходить до конца июля. 

Условия по сокращению у всех индивидуальные — в среднем выплачивается от пяти до семи окладов. У некоторых последний день работы, например, 31 июля или 31 августа. Сейчас все заняты распродажей. Сайт упал, и все заказы мы обрабатываем вручную.

Фото: Марина Молдавская/It's My City

У сотрудников есть 15% скидка на ассортимент и лимит по общей сумме за год — 350 000 рублей после применения скидки. В период распродаж лимит увеличили до 500 000 и на некоторые товары ограничили количество — не больше 12 штук мелких товаров в одни руки. Это не распространялось на комплектующие или стулья. Я успел себе приобрести то, что хотел. 

Что-то перепродать я не пытался, у меня в принципе нет цели нажиться. Когда сотрудники выкладывают что-то на сайтах объявлений, это все быстро отслеживается. Это нарушение правил внутреннего распорядка, за которое могут и уволить. Я знаю, что такие люди были, но среди моих знакомых — нет. 

На время распродажи у нас пересмотрели график — мы работаем как онлайн-магазин, поэтому нужны люди для постоянной обработки заказов на дневные и ночные смены. Надеюсь, что сайт починят, это тяжелая работа. Иногда покупатели вбивают неправильно свои данные. Некоторые не справляются с нервами, с ними сложнее связываться. Как починят, будем работать в том же режиме, как в пандемию — заказы «падают» в систему, набираем клиенту, оформляем и выдаем.

«Морально еще тяжело»

— Настроение у многих подавленное. Столько лет компания говорила, что она надежная и никогда не разрушится, а тут все случилось в один миг. Рассмотреть вариант национализации или ребрендинга компания не может. ИКЕА не продает товары, которые производят другие компании. Она это готова делать только под собственным брендом. Должна быть проделана глобальная работа, чтобы сохранить бренд в том виде, каким он был все эти 75 лет работы. Сейчас из-за одной страны перекраивать концепцию не решились бы. Это было бы предательством внутри компании.

Фото: Марина Молдавская/It's My City

Куда денутся площади — держится под секретом. Видимо, будет процесс консервации. «Меге» ничего не грозит, кроме уменьшения потока посетителей. После закрытия ИКЕА и ухода некоторых брендов поток снизился на 60%. 

Сейчас в компании проводятся тренинги по тому, как проходить собеседования, искать работу. Конечно, кто-то горюет. Например, некоторым оставалось совсем недолго до пенсии или декрета, предполагаю, для них это тяжелее всего. Им довольно сложно будет найти работу с такими же хорошими условиями. Кто-то из них говорит, что пока даже не ищет ничего. Морально еще тяжело.

Вообще люди, которые будут выходить из ИКЕА — молодежь с опытом, они превосходят многих начинающих специалистов по квалификации, отношению к работе, к примеру, выпускников вузов. Специалисты классные, знающие свое дело и умеющие работать с людьми, программами, информацией. Люди готовы к собеседованию, им будет что рассказать о себе. Кстати, я уже почти нашел работу.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: