«Неужели людям, передвигающимся на ногах, настолько нравятся ступени?»

Корреспондент It’s My City проехал на инвалидной коляске по площадкам «Ночи музыки». Насколько они удобны для маломобильных людей?

24 июня, 17:17, 2022г.    Автор: Семён Хорохорица

Уже сегодня в Екатеринбурге пройдет «Ночь музыки», на которой организаторы ожидают увидеть до 300 тысяч зрителей. Возможно, среди них будут и люди с особенностями движения, которые приедут на фестиваль в инвалидном кресле, или люди с нарушениями зрения и слуха. По крайней мере, они тоже заслуживают хотя бы раз в год услышать или увидеть любимых музыкантов и встретить рассвет на Драме.

С недавних пор большие события для таких людей пытаются сделать удобнее. Например, в этом году проект Inclusive Event организовал площадки с безопасными зонами, куда людям с инвалидностью помогут добраться обученные волонтеры. На выступлении певицы МакSим некоторые ее песни переведут на русский жестовый язык и дополнят хореографией, а спектакль «Алые паруса» на площади 1905 года сопроводят тифлокомментариями (озвучат происходящее на сцене для незрячих — прим. ред.).

Корреспондент It’s My City Семён Хорохорица пообщался с координаторами Inclusive Event и решил сам оказаться на месте человека с инвалидностью. Он проехал на инвалидной коляске по центру Екатеринбурга, посетив места, где планируются концерты, и прочувствовал — каково это, когда на тебя смотрят сверху вниз.  

Фото: Илья Вага / It's My City

Семён Хорохорица:

— С координаторами мы встретились под памятником Ленину на площади 1905 года, погода была теплой, а во мне все сильнее разыгрывалось волнение. Я знал, на что согласился, но боялся  ̶  не будет ли оскорбительным, что абсолютно здоровый человек сядет в инвалидную коляску и словно ради развлечения проедет по улицам города. Когда коляску достали из багажника машины, стало ясно, что этого не избежать, и мы покатили ее от парковки к Ленину.  

Пока руководитель Inclusive Event Яна Колмогорова искала место для парковки, у меня появилось время освоиться в инвалидной коляске, я попытался научиться разворачиваться, ездить вперед-назад. Тут же мною заинтересовался полицейский. Он решил расспросить, не готовится ли какая-то акция, потому что минуту назад я стоял, а сейчас будто бы прикинулся человеком с инвалидностью. Мы вежливо объяснили ему, что проводим журналистский эксперимент, и этим ответом он удовлетворился.

Первая площадка оказалась тут же на площади 1905 года, и передо мной сразу возникло препятствие в виде узкого съезда с бордюра, которое я преодолел с дрожью в ногах. В моей голове крутились два простых вопроса: «Почему же нельзя было сделать съезд по ширине всего бордюра? Неужели людям, передвигающимся на ногах, настолько нравятся ступени?»

Илья Вага / It's My City

Только после съезда, когда я выехал на пешеходную зону, стало заметно, что мир слегка изменился. Люди в два раза выше меня, ко мне прикованы взгляды большинства: кто-то смотрит с улыбкой, кто-то ничего не выражает своим лицом, а кто-то всем видом показывает, что я мешаю ему пройти или проехать на электросамокате. Скажу честно, чувство не из самых приятных, но со временем привыкаешь.

Мы подъехали к еще одному съезду, который выходит на проезжую часть парковки. Из-за брусчатки на парковке было весьма неудобно, меня затрясло и укачало. А дальше был полноценный пандус, на который я сначала попытался заехать обычным способом, крутя колеса, но мне объяснили, что для этого нужно подтягиваться на перилах. Это уже было не так сложно, хоть по моему лицу на фото и не скажешь. 

Фото: Илья Вага / It's My City

Следующим препятствием стал торчащий бордюр у заезда на тротуар. По совету сопровождающих нужно было откинуться на спинку, поймать баланс между поднятыми передними колесами и падением назад и уже только тогда заехать. Трюк этот весьма опасный, и я не смог проделать его сам, так что без помощи организаторов не обошлось.

Фото: Илья Вага / It's My City

На мой вопрос: «Будет ли переносной пандус?» мне ответили, что все не так просто. Чтобы поставить туда переносной пандус, вместе с ним нужно ставить волонтера, который будет следить, чтобы приспособление никто не передвинул и не украл, а такой возможности нет. Так что остается только надеяться, что городские власти заметят неудобство таких спусков и поймут, что пешеходные переходы не нужно приспускать к уровню дороги. Наоборот, стоит приподнимать дорогу, создавая лежачий полицейский для снижения скорости автомобилей, тем самым повышая комфорт и безопасность для пешеходов.

Как выяснилось, это была одна из самых удобных площадок, хоть на ней и встречаются трудности. Но в «Ночь музыки» там будут дополнительные приспособления для удобства зрителей, а также волонтеры, которые помогут, если у кого-то возникнут проблемы. 

По пути к следующей площадке на Вайнера мы встретили Елену Леонтьеву — специалистку по людям с особенностями передвижения. Буквально за день до нашей встречи я размышлял, почему нет специальных электросамокатов для людей с инвалидностью, но увидев ее электроприставку к коляске, понял, что кто-то уже все придумал и справился с этим куда лучше меня.  

Фото: Илья Вага / It's My City

Чтобы дойти до Вайнера, нужно пересечь перекресток, и к моей уже и так нелюбимой брусчатке добавились трамвайные рельсы и таймер светофора. Оказалось, что по многолюдной улице Вайнера ездить довольно неплохо, ничего не усложняет жизнь, кроме неровной плитки местами. Люди уступают дорогу, поэтому я ускоряюсь и набираю скорость, как могу.

Кажется, что еду я довольно быстро. Я даже вообразил себя персонажем из книги Мариам Петросян «Дом, в котором…», но прогуливающиеся горожане быстро развеивают мои грезы, идя с той же скоростью, с какой я еду.  

Фото: Илья Вага / It's My City

Мы доехали до нашей цели на улице Попова. Тут Елена обратила мое внимание на парковку для людей с инвалидностью. С одной стороны, это обычная парковка: здесь есть знаки, обозначающие места для людей с инвалидностью, но некоторые места заняты машинами без желтой опознавательной наклейки и нет никакого пандуса или подъема на бордюр с этой парковки.

Чтобы поставить в городе эти парковочные знаки, нужно проделать большую бюрократическую работу, бумаги будут кочевать из одного кабинета в другой, и все равно власти не сделают все, как надо. Меня это удивило.

Фото: Илья Вага / It's My City

После проверки парковки меня пригласили в ТЦ «Успенский». Считается, что это один из самых удобных торговых центров для людей с особенностями передвижения. И, возможно, я бы согласился, ведь там правда есть просторный лифт, в котором даже можно развернуться, двери, открывающиеся в обе стороны, и туалет для людей с инвалидностью. Но при всем при этом у входа нас снова встречает узкий пандус, расположенный сбоку, поэтому, чтобы выйти и зайти, придется занимать проход, поворачивая к нему.  

Фото: Илья Вага / It's My City

Поднимаемся наверх, едем к туалету, заходим внутрь, но дверь в кабинку для людей с инвалидностью зачем-то закрыли на ключ. А на уровне глаз обычного человека висит одинокая табличка, к кому стоит обращаться за помощью. С трудом разглядываю на ней номер телефона, звоню и прошу открыть дверь. Приходит уборщица с ключом, и я наконец заезжаю внутрь, мешая пройти другим людям.

Фото: Илья Вага / It's My City

Решаю попробовать помыть руки, но из-за того, что у раковины есть ножка, это не очень удобно, а салфетки вообще находятся на противоположной стене — получается, чтобы добраться до них, придется снова марать руки о коляску. Елена заметила, что там также стоит неправильный унитаз, так как для людей с особенностью передвижения он должен быть выше обычного, чтобы с него было удобней забираться обратно в кресло. Обо всем этом мы сообщили администратору ТЦ. Конечно, сантехнику поменять весьма сложно, но табличку можно повесить у входа и пониже, чтобы она была заметней.

Фото: Илья Вага / It's My City

В противовес всем этим трудностям меня порадовали посетители торгового центра — все оказывали помощь. Кто-то уступил лифт, а кто-то придержал дверь. Говорят, отношение общества к людям с инвалидностью заметно изменилось в лучшую сторону после паралимпиады 2014 года. 

Фото: Илья Вага / It's My City

Дальше нас ждала последняя площадка у Плотинки, где будет выступать МакSим. Пока мы ехали туда, увидели, наверное, один из «лучших» пандусов города. Стоит сказать, что торговый центр «Пассаж» умеет удивлять не только своей архитектурой, «обогащающей» центр города, но и заботой о людях.  

Фото: Илья Вага / It's My City

Елена говорит, что если бы «Пассаж» не пожадничал этажом, то можно было бы сделать вход вровень с тротуаром, ведь люди важнее парковки. Так и есть, но для осознания этого потребуется еще не один год.  

Фото: Илья Вага / It's My City

Мы подошли к перекрестку Ленина и 8 Марта. Я увидел предстоящий путь и уже представил, как меня будет трясти по брусчатке, так как ехать нужно быстро — таймер у светофора всего 30 секунд.  

Фото: Илья Вага / It's My City

Фото: Илья Вага / It's My City

По словам Елены, эту брусчатку выложили для незрячих. Довольно странная инициатива, особенно странно потому, что так решили сделать только в центре города на двух перекрестках. Подъезжая к Плотинке, мы столкнулись с очень крутым пандусом. Здесь мы попрощались с Еленой — она дальше не поехала, а мое кресло мы решили спустить уже на своих двоих. 

Фото: Илья Вага / It's My City

Один только вид этого спуска бросает в дрожь. По нему сложно скатить даже велосипед, а с детской коляской или инвалидным креслом лучше не подходить. Так что про самостоятельный спуск можно промолчать.  

Я спустил кресло, и внизу мне решили показать, как чувствуются препятствия вроде одной небольшой ступени. Даже с поддержкой сзади на долю секунды ощущаешь свободное падение. 

В такие моменты страшно, потому что ты не можешь ничего контролировать, и остается только довериться сопровождающим людям. Для таких случаев на «Ночи музыки» будут волонтеры. Но было бы куда лучше, если бы городская среда сразу подразумевала для людей с особенностью передвижения выход на одну из главных прогулочных зон города. 

Фото: Илья Вага / It's My City

На выступление МакSим можно будет подъехать со стороны Малышева, а у сцены будет безопасная зона для людей с инвалидностью. Для людей с ментальными особенностями у волонтеров будут наушники с шумоподавлением. Также по инициативе Inclusive Event здесь смонтировали специальные приспособления для удобного передвижения.

Вместо вывода захотелось отметить, что хоть у людей и разная реакция на человека в инвалидном кресле, меня успокаивает то, что есть организации, как Inclusive Event, делающие среду доступней, и что на их работу выделяют гранты из бюджета. В Екатеринбурге есть неравнодушные люди, которым важно помогать и делать город удобней, и это означает, что город хоть в чем-то движется в верную сторону. 

Будьте тоже неравнодушны, подмечайте на своем пути подземные переходы с неудобными пандусами, торчащие бордюры, почти никогда не работающие подъемники и тому подобное. Ведь если мы будем уделять этому внимание и сообщать о проблемах властям, то сможем сделать город удобнее для всех.  

Если вы считаете работу It’s My City важной и нужной во времена ограничений и неопределенностей, вы можете поддержать нас донатами. Из-за блокировки сайта мы не можем зарабатывать на рекламе, как в довоенное время, и во многом живем за счет ваших пожертвований. 

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: