«Если вы хотите помочь — просто оставьте нас в покое»

«Таганский ряд» вместо Лувра для молодых революционеров. Чем интересен фильм «Межсезонье», снятый в Екатеринбурге

16 июня, 15:54, 2022г.    Автор: Саша Зубковский

Фильм Александра Ханта «Межсезонье», сюжет которого вдохновлен трагичной историей псковских школьников, называвших себя Бонни и Клайдом, довольно долго преодолевал сложности независимого кинопроизводства. Его показали на нескольких кинофестивалях и, наконец, он встретился со зрителем. Мы сходили на предпоказ фильма в Екатеринбурге, общероссийская премьера которого состоится 23 июня, и рассказываем, чего стоит от него ожидать.

Кадр из фильма «Межсезонье»

Александр Хант, известный благодаря своему дебюту «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», на свою вторую картину про подростков большую часть денег собирал краудфандингом, что для российского кино пока редкость.

Необычность «Межсезонья» еще и в том, что для выбора исполнителей главных ролей создатели запустили масштабные поиски непрофессиональных актеров среди обычных подростков. Режиссер отсмотрел около 11 тысяч видеозаявок, в которых претенденты на главную роль откровенно рассказывали о своей жизни, проблемах и переживаниях. С отобранными кандидатами режиссер встречался и беседовал лично. Ханту хотелось «дать подросткам высказаться и сделать так, чтобы их услышали». 

Несколько таких видеозаявок показывают в самом фильме, мы видим их перед начальными титрами. В этих отрывках подростки формулируют проблемы взросления, не меняющиеся из поколения в поколение, с которыми предстоит столкнуться главным героям.

Кадр из фильма «Межсезонье»

Спокойный и немного застенчивый мальчик Даня, которого сыграл Игорь Иванов, встречается взглядом на вечеринке в пригородном коттедже с девочкой Сашей (Евгения Виноградова). Она оказывается более решительной и отводит Даню в комнату, чтобы попробовать заняться с ним сексом. Но в комнату вламываются обеспокоенная мама Саши и отчим. Затем начинаются скандалы и попытки запереть девочку дома. Встретившись в школе, подростки решают сбежать вместе, и невинное бродяжничество оборачивается преступлениями, проблемами с полицией, и кажется, что обратного пути у подростков уже нет.

Актерские работы в фильме впечатляют. Для главных героев это дебютный опыт в полнометражном кино. И хотя Игорь Иванов и Евгения Виноградова старше своих героев (Игорю 18 лет, а Евгении 24), выглядят в роли подростков они трогательно и органично. Кроме того, в фильме появляется Владимир Седаков (Спартак) — известный многим 74-летний уральский художник и поэт с Сортировки. Он играет сына умершего шамана по кличке Дырявый.

Кадр из фильма «Межсезонье»

Екатеринбург выбрали в качестве места действия фильма после того, как съемочная группа увидела снимки фотографа Кости Тишше из Березовского. И действительно, география фильма почти неотступно следует локациям из его работ, охватывая весь город, как будто восполняя их несправедливую невостребованность в игровом кино за последние годы.

Вместе со своей женой Натальей Макаровой, которая в «Межсезонье» выступила оператором, Александр Хант создает узнаваемый визуальный язык, перекочевавший из его дебютного фильма. Это яркие гипертрофированные цвета, неожиданные ракурсы и клиповый монтаж. 

Но в попытке найти универсальный формальный язык, «Межсезонье» больше напоминает коллаж из разрозненных референсов, отвлекается на формальные эксперименты и избегает психологической сложности в описании семейных отношений. Мы практически ничего не узнаем о причинах конфликта в обеих семьях, лишь наблюдая по мере развития сюжета за ожесточением подростков, руководствующихся правилом «преодолевай себя и делай то, чего боишься».

Кадр из фильма «Межсезонье»

Александр Хант, создавший вокруг фильма целое сообщество, в котором ребята обменивались своим творчеством, хотел узнать современных подростков получше. Кажется, затея удалась, и на экран с избытком выплеснулись все самые обобщенные представления об их интересах. «Межсезонье» как будто стало результатом такого же хаотичного сотворчества, над которым авторский голос так и не взял верх. 

Из-за этого возникают забавные коллизии как в деталях, так и на уровне жанровых противоречий. Повествование слишком резко переходит от комедийных элементов к драме. Театрализованную условность с отстранением и надписями, как в «Петровых в гриппе» Кирилла Серебренникова, сменяют документальные вставки, в которых герои опрашивают жителей, довольны ли те собственной жизнью.

Кадр из фильма «Межсезонье»

Фильм снабжен гремучей смесью музыки популярных молодых исполнителей: Face, Антоха МС, Пошлая Молли, Шарлот… Кажется, это необходимо, чтобы дополнить образы героев, уточнить современный подростковый дух. 

Но вместе с аутентичными в таком случае сценами плевания в проезжающие машины с моста, мародерства, перекрикивания друг друга матом на стадионе фильм не отказывает себе и в непроизвольной синефилии. Как в сцене, где мама Дани разглядывает комнату гоповатой Саши, а на стенах вдруг оказываются портрет Дэвида Линча, постер фильма «Таксист» и фотография французского Красного мая 1968 года. И вот герои уже сидят на красных диванах в кафе и обсуждают революцию. Бегут не через Лувр, но между торговых палаток «Таганского ряда».

Кадр из фильма «Межсезонье»

Большое достоинство фильма заключается в том, что в условиях современного российского кино, когда картины на подобные темы редки и слишком безобидны, «Межсезонье» своим криком и прямолинейностью может привлечь внимание и наконец обозначить страшную опасность, кроющуюся в невнимательности и равнодушии друг к другу, в большом разрыве между родителями и детьми.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: