Воображаемая подруга в виде куклы и нежный хаос

Что посмотреть на выставке художницы Софьи Содерберг про детство, подростковые переживания и уязвимость

16 мая, 14:26, 2022г.    Автор: Саша Зубковский

Весь май и большую часть июня во флигеле «Синара Центра» в Екатеринбурге будут показывать работы молодой уральской художницы Софьи Содерберг. В экспозиции под названием «Солнечные сплетения» можно увидеть ее эксперименты в графике, фотографии и инсталляции, которые отсылают к детству художницы, ее подростковым переживаниям и теме уязвимости. It’s My City побывал на выставке и пообщался с самой Софьей о том, что значат ее работы.

Софья Содерберг. Фото: Саша Зубковский / It's My City

Софья Содерберг живет и работает в Екатеринбурге. Сейчас она учится на факультете монументальной живописи в УрГАХУ. До этого ее работы можно было увидеть на фестивале «Маргинальная ночь» в карантинном 2020 году, на уличном сборе «Штабель» в 2021 году и второй Уральской квартирале, которая прошла в Екатеринбурге в конце апреля.

«Освобождение» для уличного сбора «Штабель», 2021. Фото: @singonii

Выставка в Галерее Синара Арт открывается залом с графическими работами, многие из них созданы совсем недавно. Несмотря на строгую композицию, за счет наполненности светом пастельные рисунки кажутся полупрозрачными. Мы видим меланхоличные изображения мифических существ и зависшие в пространстве образы обнаженных фигур, через которые проступают еле заметные строчки стихотворений.

«Спим», 2021. Фото: Саша Зубковский / It's My City

«Для этой работы сначала у меня был текст, к которому я придумала визуальный образ. И текст я решила написать неразборчиво и разрозненно, чтобы не возникало тавтологии с рисунком. Эти надписи здесь напоминают шепот. Еще это, наверное, можно сравнить с фоновыми шумами в кино, которые записываются отдельно и дополняют изображение», — рассказывает Софья.

В своих работах Софья часто обращается к образам из сновидений. В ностальгической работе под названием «Знакомые» перед нами предстает яркий абстрактный пейзаж.

«Я размышляла о том, что во снах у меня есть места, в которые я возвращаюсь постоянно. Они всегда выглядят одинаково и напоминают карту в компьютерной игре. Например, есть деревня моей бабушки, которая во сне выглядит довольно психоделично. Ты не видишь лица людей и места в сновидениях также опознаешь не визуально, а обращаясь к своим ощущениям», — делится художница.  

«Знакомые», 2021. Фото: Саша Зубковский / It's My City

Рядом висят несколько работ с обнаженными фигурами. Будто бы заключенные в ореол света, они распадаются на части, в них чувствуется хрупкость и незащищенность. Рисунки выполнены минималистично, но если приглядеться к деталям, можно обнаружить новые интересные смыслы.

«В работе „Что угодно“ мне нравится название, так как его можно по-разному интерпретировать. Обычно первая ассоциация, которая возникает, когда его видишь, это то, что она сделает „что угодно“, так как сидит в раскрепощенной позе. Но здесь, например, есть фигура человека сбоку, он от нее отворачивается и закрывает часть тела рукой. И на первом плане возникает иной контекст, потому что он смотрит в другую сторону и не обращает внимания на ее наготу», — говорит Софья. 

«Что угодно», 2021. Фото: Саша Зубковский / It's My City

Центром выставки стала самая новая работа «Нежный хаос все твердит». Это одна из немногих работ, у которых, по словам художницы, не было концептуальной задумки. Но после того, как рисунок был закончен, Софья придумала небольшое стихотворение, строчка из которого и стала его названием. 

 

«Нежный хаос все твердит», 2022. Фото: Саша Зубковский / It's My City

В зале, расположенном во флигеле, можно увидеть работы из первого персонального проекта Софьи, посвященного истории Наташи — вымышленной подруги художницы, которая была для нее поддержкой и опорой в детстве. 

История Наташи состоит из трех частей: детство, отрочество и юность. Сначала она была воображаемой подругой художницы, дальше был период, когда она существовала отдельно, и в итоге Наташа воплотилась в физическом обличии — в виде куклы — и появилась на выставке. 

Посреди зала сидит кукла Наташа. Фото: Саша Зубковский / It's My City

На стенах зала можно найти подсвеченные изнутри фотографии из семейного архива Софьи. Они сделаны в разное время и при разных обстоятельствах, но на всех в разных сюжетах изображена Наташа. В центре лежит ковер, на котором можно посидеть всем желающим.

«Изначально моя воображаемая подруга была образом девочки, которая перестала со мной общаться. Он был полностью составлен из ее внешности, то есть у нее были карие глаза, каштановые волосы, и, кажется, она носила платье в горошек. А Наташу мне было интересно представить более абстрактно. Она больше походит на духа, некую аморфную тень», — рассказывает художница.

Фото: Саша Зубковский / It's My City

В последней части экспозиции работы Софьи из серий «Сон» и «Дневник», фотографии из серии «Хорошая невеста — молчаливая невеста» и необычная инсталляция «Спагетти».

«Спагетти» появилась на фестивале «Россия будет съедобной», темой которого была еда, этим обусловлено имя вымышленного существа. Замысел работы исходит из идеи, что основой всего являются линии.  

Фото: Саша Зубковский / It's My City

В пространстве галереи инсталляция выглядит статично и будто вступает во взаимодействие с рисунками и фотографиями, окружающими ее. Когда пространство на фестивале было открытым, постоянно дул ветер, нити колыхались, и за счет взаимодействия с внешним миром эта метафора раскрывалась немного другим образом. Объект как бы забирал линии извне и отдавал из себя.

«Хорошая невеста — молчаливая невеста», 2020. Фото: Саша Зубковский / It's My City

Софья часто создает в своих работах вымышленных героинь и придумывает им истории. Одной из них стала невеста по имени Любовь. Для нее художница сделала маску с зашитым ртом и свадебной фатой, а на голове — подтеки из красных бусин.

«Мне не очень интересно рассуждать на социальные темы и четко артикулировать социальную позицию в искусстве, потому что мне не кажется это актуальным. У меня были раньше попытки изображать в комиксах гендерные проблемы, но это выглядело достаточно наивно. Поэтому от какой-то четкой социальной позиции я ухожу в формальное осмысление этих же вопросов», — рассуждает Софья. 

Фото: Саша Зубковский / It's My City

Полностью посмотреть выставку можно в Галерее Синара Арт в «Синара Центре» до 19 июня. Стоимость билета на выставки временной экспозиции: 150 рублей, льготный — 100 рублей.

19 мая в 19:00 Софья проведет артист-ток, где можно будет познакомиться с самой художницей и узнать больше о ее работах. Стоимость билета — 250 рублей (льготный 150).

Если вы считаете работу It's My City важной и нужной в это смутное время, вы можете поддержать нас донатами. Из-за блокировки сайта мы не можем зарабатывать на рекламе, как в довоенное время, и во многом живем за счет ваших пожертвований. Благодарим тех, кто уже помог нам и продолжает помогать.

Оформить пожертвование можно в специальной форме на сайте (работает с VPN), либо другим способом:

✔️Подписка на Patreon (иностранные карты)

✔️Подписка на Boosty (российские карты)

✔️Bitcoin: bc1qvz2gaxsympckpuw8xhzvd233gmmqwkawsds5h6

✔️Etherium: 0xE4624E0Dd689358EBCd8776d7909C199640c4A9c

✔️Перевод на российскую карту: 4154 8220 2803 6351

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: