В ГЦСИ открылась выставка «Мамина папка» с работами уральской художницы Мария Плаксиной. Вглядываясь в прошлое, она переосмысляет и воспроизводит в керамике детские рисунки своей мамы, чтобы наладить диалог и лучше понять близкого человека. Это кажется особенно важным и ценным в нынешнее время, когда у многих возникают споры и разногласия с родственниками. Корреспондент It’s My City побывал на выставке и рассказывает, почему стоит увидеть ее своими глазами.
Мария Плаксина родилась в Нижнем Тагиле. В 2016 году она организовала объединение «Лепкотуса», из которого позже появилось художественное объединение «ГУЙ».
Своим творчеством художница во многом обязана маме — Татьяне Плаксиной. В детстве мама художницы мечтала стать мультипликатором и даже поступила в художественное училище имени Шадра в Свердловске. Однако позже Татьяне пришлось оставить мечту и связать жизнь с железной дорогой — она стала диспетчером железнодорожного транспорта. А все свои подростковые рисунки и наброски сохранила в кожаной папке.
Эта папка переходила в семье от одного поколения к другому. Сначала она принадлежала дедушке художницы, потом он передал ее маме Марии, а затем она оказалась в руках самой художницы. Рисунки и наброски из нее вдохновили Марию и легли в основу выставки. Среди них портреты друзей и знакомых, образы из массовой культуры, поздравительные открытки. Художница по-своему интерпретировала эти сюжеты и создала 20 керамических работ, составивших экспозицию.
С одной стороны зала располагаются рисунки мамы художницы, а рядом с ними расставлены стеклянные кубы с копиями рисунков и скульптурами внутри. В самом центре экспозиции — большая голова девочки, ожившей с одного из рисунков мамы. В руке девочка держит втулку, тоже взятую с маминого чертежа из папки.
Зритель может залезть прямо в голову скульптуры через ухо и наблюдать за происходящим сквозь отверстия глаз. Здесь же можно услышать разговор мамы и дочки, в котором она расспрашивает ее о своем раннем детстве и о том, откуда взялась эта папка.
«Втулка была одной из первых работ. Прическа у девочки с рисунка была похожа на мою, поэтому я сразу же зацепилась за этот образ. Получается, будто она всматривается в вопрос своего рождения, и от этой работы начинают разворачиваться другие истории. На рисунке видно, что ребенок, возможно, встает на цыпочки, пытаясь заглянуть во взрослый мир. И эта девочка вылезла из маминой папки сюда, немного видоизменившись», — рассказывает художница.
Многие рисунки мамы художницы связаны с семейными историями, биографиями реальных героев или нарисованы кому-то в подарок. Например, девушка, изображенная на синем фоне — это школьная знакомая Татьяны.
«Мама любовно нарисовала на синем фоне вот эту девушку. И меня этот портрет поразил своей натянутой улыбкой и лентой. Я решила гиперболизировать эту историю и сделать фарфоровую крынку, из которой мы пили абсент, и несколько рюмок в виде улыбающихся голов, одна из которых даже треснула…» — делится Мария.
А рядом портрет подруги мамы из Алапаевска. Художница нашла фотографии этой женщины и других маминых знакомых в «Одноклассниках» и поместила их в забавную инсталляцию.
«В то время их связывало и объединяло рисование портретов. А теперь они ставят друг другу „классы“», — объясняет Мария.
Другая работа «Мама с 8 Марта» создана по мотивам поздравительной открытки с цветами. Правда, от образа роз на картинке художница оставляет только шипы и палочки. Так она хотела показать, что кроме нежной стороны праздничной жизни есть еще драматическая сторона: детские крики, страх и колкости.
Интересно наблюдать, как художница деконструирует зимний пейзаж с рисунка мамы и выбирает для своей композиции несколько отдельных образов: луну, которая будто бы уселась животом на антенну, белочку, держащую в лапах что-то скрытое от нас, и указывающую вверх руку. Из доброго новогоднего вечера с Дедом Морозом получается сюжет с противоположным настроением и внутренним напряжением. Особенно, когда узнаешь, что у белочки в лапах оказывается фигура страшненького младенца.
Здесь же можно увидеть работы с героями массовой культуры. Например, открытку «С Новым годом», на которой изображены снеговичок, а еще Волк и Заяц из «Ну, погоди!».
«Меня заворожили эти лапы волка. У него черные ноготки, и я на них посмотрела под таким углом, будто они держат колпак. И получилось ощущение тревожного предчувствия», — рассказывает Мария.
Выставка «Мамина папка» поднимает тему преемственности поколений, находит способ лучше понять самого близкого человека, обращаясь к его прошлому, и будто на время меняет художницу и ее маму местами. Теперь Мария дает Татьяне возможность побыть в роли современной художницы, как когда-то она на работе позволяла дочери садиться за свой диспетчерский пульт.
Мария обнаруживает эту смену ролей и в том, что мама представлена на выставке как чистый художник. В ее рисунках есть детская непосредственность, она рисует картинки, в то время как сама художница «фигачит как на заводе в отливочном цеху», создавая керамические фигурки.
Увидеть выставку можно в любой день, кроме понедельника с 12:00 до 20:00. Экспозиция будет работать до 17 июля на втором этаже ГЦСИ в Екатеринбурге (Добролюбова, 19А). Билет стоит 150 рублей, льготный — 100 рублей. Бесплатно выставку могут посетить люди с инвалидностью, дети до 18 лет, студенты творческих специальностей.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.