В Екатеринбурге открылся Музей андеграунда, который приютил под своей крышей крупнейшее в городе собрание неофициального искусства. Около тысячи работ свердловских, московских и ленинградских авторов из советского арт-подполья и не только теперь можно посмотреть в особняке на улице Добролюбова. Корреспондент It’s My City посетил первую экскурсию по залам музея и рассказывает, на каких работах стоит заострить внимание.
Музей открыл коллекционер и бизнесмен Павел Неганов. Двадцать лет назад он начал собирать свою коллекцию с работ свердловских художников 1960-х и 1970-х годов, а теперь она насчитывает более тысячи экспонатов. Работы представлены в трех залах: «свердловском», «московском», «ленинградском». Есть и четвертый зал с временной экспозицией — сейчас в нем проходит выставка уральского художника Валерия Гаврилова «Демоны и ангелы».
Композиция довольно плотная — картины висят в несколько рядов, близко друг к другу и буквально «обрушиваются» на зрителя со всех сторон. Такой подход нетипичен для музеев и галерей и потому немного сбивает с толку. Однако именно так раньше и выглядели выставки андеграудных художников, и Неганов хотел повторить этот дух в своей галерее.
Экспозиция охватывает довольно большой временной промежуток существования альтернативного искусства: с 1960-х до 2000-х годов. Андеграунд возник как явление, не вписывающееся в формальные рамки официального направления искусства в СССР — социалистического реализма. Работы художников должны были отражать борьбу за установление и созидание социалистического общества.
Творить под флагом идеологии и в узких рамках официального стиля желали не все. Художников, не готовых подчиняться канонам соцреализма, вытеснили в «подвал», многие из них продолжили работать буквально в подвальных мастерских. Они находились в «неофициальном статусе», не могли проводить выставки. Искусство неформалов долгое время оставалось маргинальным.
В каждом зале музея кураторы выделили разделы, посвященные разным творческим объединениям. Например, зал свердловского андеграунда начинается с работ творческого объединения «Уктусская школа», возникшего в 1964 году.
«Валерий Дьяченко — в числе лидеров „уктуссцев“, культовая фигура свердловского андеграунда. Анна Таршис (Ры Никонова), ее супруг Сергей Сигей — также начинают работать с середины 60-х годов и становятся крупными мастерами российского и европейского авангардизма. Очень непросто было приобрести работы этих художников, при этом все „уктуссцы“ в экспозиции убедительно представлены», — рассказывает искусствовед Татьяна Жумати.
Поиски «уктуссцев» отличались от того, что делали в то время художники Москвы и Ленинграда, которые шли по пути модернистской живописи. «Уктуссцы» начинают с неофутуризма и двигаются в своем творчестве в сторону концептуализма. Например, футуристическая работа Сергея Сигея отсылает к раннему авангарду.
Дальше неофициальное искусство Свердловска развивается уже благодаря расширению эрудиции свердловских «авангардистов». Творчество нового поколения неформалов сложилось под влиянием новых знаний, разных направлений — сюрреализма, метафизической живописи и других стилей.
Одним из представителей сюра в Свердловске был Валерий Гаврилов. Это важная фигура свердловского андеграунда. Он рано ушел из жизни, и довольно драматично — у него была трагическая жизнь. При этом он был совершенным новатором, например, первым использовал технику аэрографа, которая тогда применялась тогда только в дизайне.
Сам дизайн тогда был настолько не знаком публике, что в Свердловске людей, занимавшихся «художественным проектированием», называли «динозаврами». Это слово казалось художникам смешным, но они стремились в среду таких же «динозавров».
Одним из важных событий середины 1960-х было открытие в Свердловске филиала ВНИИТЭ (Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики). Художники рвались в эту новую, наименее идеологизированную сферу творчества. Разработка различных проектов требовала новых художественных решений. Постепенно в официальных заказах, в которых участвовали «авангардисты», появлялось все больше новаторства. Художники стремились к большей свободе творчества, выступали с идей «свободных мастерских» и пр. Но все это было неприемлемо для руководства.
Так из свердловского филиала ВНИИТЭ выходят 18 человек, во главе — Валерий Дьяченко, который также был одним из инициаторов «Уктусской школы». После этого возникают новые «подвалы»-мастерские. Деятельность неформалов приводит к совершенному буму в формировании свердловской андеграундной среды.
«Ленинградский» зал открывается работами Владимира Стерлигова, его учеников, а также художников «арефьевского круга» и самого Александра Арефьева. А дальше можно видеть произведения Тимура Новикова и его группы «Новые художники».
Рядом с известными минималистическими работами Тимура Новикова отвели целый угол, посвященный фильму «Асса» (1987) Сергея Соловьева, в котором главную роль исполнил один из художников объединения Сергей Бугаев («Африка»). Есть даже экран, на котором бесконечно крутят эту картину.
В отдельном маленьком зале под табличкой 18+ за занавеской скрываются другие любопытные работы ленинградских авторов.
В «московском» зале выставляются работы художников андеграунда 1960–1980-х годов. Например, сильно выделяются лианозовская школа (по названию поселка Лианозово) и раздел экспозиции, посвященный так называемой Бульдозерной выставке. В 1974 году московские художники-нонконформисты устроили самовольную выставку картин на пересечении улиц Островитянова и Профсоюзной. Экспозицию уничтожили сотрудники милиции с помощью бульдозеров и поливочных машин.
Среди выдающихся московских авторов, чьи работы попали в коллекцию, — Оскар Рабин, Юрий Жарких, Евгений Рухин, Владимир Немухин. Этим художникам было важно презентовать себя, показать себя зрителю, посмотреть, как он реагирует, вести диалог не только в художественной среде, но и со зрителем. Благодаря их художественному таланту и организаторским способностям андеграунд вышел в свет и стал еще более значимым и видимым.
Тут же в московском зале можно увидеть работы концептуалистов — в своих работах они ставили идею произведения выше физического выражения. Сначала идут концептуалисты старшего поколения — главные звезды московского концептуализма — Дмитрий Пригов, Илья Кабаков, а следом за ними — Константин Звездочетов, Андрей Монастырский, Игорь Макаревич, Юрий Альберт и другие.
Вместе с ними работа Павла Пеппершейна — современного художника, наследующего концептуализму. Отец Пепперштейна Виктор Пивоваров был одним из основателей направления.
Посмотреть экспозицию полностью можно с 14:00 до 20:00 в любой день, кроме понедельника. Стоимость обычного билета — 300 рублей, также есть льготы для студентов, школьников и пенсионеров.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.