Страх, месть и ненависть в уральском селе

Почему стоит посмотреть фильм «Подельники», снятый режиссером из Екатеринбурга

25 апреля, 14:27, 2022г.    Автор: Саша Зубковский

Фильм «Подельники» стал дебютом режиссера-документалиста Евгения Григорьева в игровом кино. Эта неожиданная картина, снятая на Урале, привлекла внимание зрителей еще на фестивале «Кинотавр» и вот, наконец, добралась до широкого проката. It’s My City побывал на премьере и рассказывает, каким получился фильм, совместивший в себе региональную мифологию, элементы черной комедии и автобиографическую историю режиссера.

По заснеженной дороге где-то в тайге едет автобус — неудавшийся биатлонист Петр (Юра Борисов) возвращается из города в родное село. Оставив мечты о карьере профессионального спортсмена, он собирается поменять свою жизнь и устроиться работать физруком в сельскую школу. Вместе с ним едет молодая жена Настя (Елизавета Янковская), которая пишет кандидатскую по биологии. Она шутит, что для нее эта поездка — повод исследовать «биоценоз» мужа, и не подозревает об особенностях жизни в суровом крае.

В деревне Петр становится свидетелем преступления. Ярко исполненный Павлом Деревянко местный шаман и бывший зек Витя Людоед убивает местного художника Сашу, который, кажется, устал жить в «тесном сельском мирке». Витя выдает за виновника своего брата и с молчаливого согласия жителей остается на свободе. Но в селе все-таки находится человек, который решает отомстить шаману. Это Илья — сын художника и ученик средней школы, в которую устроился преподавать Петр. Физрук предлагает Илье помочь расквитаться с Людоедом.

Роль брата убитого художника стала дебютом для Ярослава Могильникова

В основе завязки лежит реальная история — режиссер посвящает картину своему отцу — и, кажется, фильм должен развиваться как социальная драма. Но Григорьев создает по-своему обаятельный мир, который существует по фэнтезийным законам и наполнен мифологическими сюжетами и связанными друг с другом символами. Например, местные бабки, таинственно говорящие на выдуманном специально для фильма языке (в нем есть синтаксис, склонения и около 250 слов), собака Вити людоеда по кличке Тайга, предвещающая своим лаем беду, и медведь шатун, который неспроста возникает в начале фильма.

В центре сюжета, вдохновленного догеродотовским медвежьим мифом, стоит фигура Витьки-Людоеда — говорят, что это прозвище он получил, когда пропал другой житель села, ушедший с ним на охоту. Витька — это и шаман, и получеловек, который как будто связан одновременно с земными силами зла в виде воровского мира и с загробными, которые находят отражение в его погребальных ритуалах и заговорах. Павел Деревянко в этой роли выглядит довольно непривычно, но убедительно.

Чрезвычайно востребованный Юра Борисов, сыгравший физрука, тоже отходит от своего «супергеройского» амплуа из фильмов «Бык» (2019) или «Мама я дома» (2021) и воплощает трогательного персонажа со своими слабостями, запутавшегося в жизни, но верящего в милосердие. Примечательно также, что Ярослав Могильников, сыгравший Илью, — непрофессиональный актер, которого нашли случайно незадолго до начала съемок, при этом ему удалось отлично справиться со сложной драматической ролью.

По требованию режиссера актеры вместе со всей съемочной группой на протяжении двух месяцев жили в селе Кын Пермского края. В фильме также появляются окрестности села, когда-то запечатленные выдающимся фотографом Прокудиным-Горским, река Чусовая и камень Богатырь. Их талантливо снял оператор Артем Анисимов, работающий в документальном кино с Григорьевым с самого первого фильма. Документальный подход здесь проявляется в длинных планах природы и спонтанности операторских решений. Режиссер в интервью рассказывает, что во время съемок одной из открывающих сцен в автобусе Анисимов случайно заметил синицу, которая села на голову старушке, и успел ее снять. В фильме это становится еще одним мистическим предзнаменованием.

От «Подельников» не стоит ожидать правдоподобности и осмысления этнических особенностей местного народа. Картина выбивается из ряда авторских региональных фильмов (например, якутских режиссеров Владимира Мункуева или Дмитрия Давыдова, имевших успех на прошлых «Кинотаврах») и выглядит как яркое зрительское кино, иногда кажущееся наивным.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: