За последние несколько лет уральская кинокомпания Red Pepper Film вышла далеко за пределы родного Екатеринбурга. Ее фильмы получают награды авторитетных фестивалей в России и за границей, а на площадке режиссера Ивана Соснина работают именитые актеры — от Алексея Серебрякова до Владимира Вдовиченкова.
При этом Иван не упускает возможности снимать на Урале и отказывается от сюжетов про московскую жизнь, которые ему по-прежнему чужды. В рубрике «Горожанин», которую мы выпускаем вместе с «Атомстройкомплексом», рассказываем о том, где прошло детство Ивана Соснина, как в его жизни появилась первая видеокамера, зачем он учился на металлурга и почему свое кино он снимает в регионах.
«Мама подарила мне фотоаппарат с функцией видеосъемки»
— Я родился и провел детство в Кировграде. Когда учился в седьмом классе, мы по семейным обстоятельствам переехали в Невьянск, школу я заканчивал там. Я был круглым отличником, учился только на одни пятерки. Когда у меня начался переходный возраст, я стал одеваться по меркам того времени вызывающе: приходил в школу в рваных штанах, проколол себе уши и губу, сделал тоннели. В общем, не вписывался в образ приличного старшеклассника. К тем учителям, с которыми мы ссорились из-за этого, я переставал ходить на уроки. Например, по литературе у меня была тройка, потому что преподавателю не нравилось мое поведение и внешний вид, хотя я выигрывал олимпиады и писал стихи, которые побеждали в литературных конкурсах.
Меня даже хотели отчислить из школы, вызвали маму несколько раз, но она была на моей стороне. У меня нет папы, я никогда его не видел, а с мамой мы всегда были друзьями. Она во многом меня поддерживала и тоже не понимала, как можно ставить плохие оценки за то, что на штанах дырка.
На день рождения мама подарила мне фотоаппарат с функцией видеосъемки. Иногда вместо уроков я снимал ролики: собирал друзей и создавал видеоклипы на любимую музыку или истории про пиратов, которые ищут клад.
Были смешные или нецензурные ролики. Особенно мне нравилось писать сценарии, а потом визуализировать их. Мы «нарезали» видео на диски, приносили в школу и раздавали ребятам, а они распространяли их между собой. Однажды мы сняли не очень цензурное видео про учителей. Видимо оно до них дошло — был большой скандал.
«Вместо лекций писал сценарии»
— После окончания школы встал вопрос, куда поступать. У нас с мамой было не так много денег, чтобы я мог просто взять и переехать в Екатеринбург. Мы решили, что надо поступать в университет, который даст место в общежитии, чтобы я мог бесплатно учиться и жить в большом городе.
Поступить на факультеты, связанные с творчеством — рекламу, журналистику, операторские или режиссерские курсы — было нереально. Обычно там выделяли пару бюджетных мест и отдавали социальным группам. Так как мне легко давались математика, физика и экономика, я прошел на несколько технических факультетов УПИ, СИНХа, Горного университета и УрГУПСа. В итоге выбрал металлургический факультет УПИ.
В общаге меня подселили к старшекурсникам, с которыми у меня вообще не было общих интересов. Мне ужасно не хватало творчества, и я старался это компенсировать. Сидя на парах, я снова стал писать сценарии клипов на любимые песни и делать зарисовки вместо лекций.
«Дали задание придумать слоганы для билбордов с Масяней»
— Со временем я познакомился с такими же творческими ребятами. У нас была банда из 15 человек под названием «Пациенты доктора Столетова». Мы слушали альтернативную музыку и устраивали домашние вечеринки. О нас потихоньку узнавали и стали приглашать в бары, мы даже в Пермь ездили организовывать мероприятия.
Вечеринки нашей группы проходили в баре «2КУ», где арт-директором был Саша Гагарин, фронтмен группы «Сансара». Он же работал креативным директором рекламного агентства Red Pepper, которое на тот момент существовало всего пару лет. Саша меня позвал туда как веселого парня. Мне дали пробное задание — придумать слоганы для билбордов с Масяней, которая была персонажем рекламной кампании жилого комплекса. Я работал над этим заданием неделю, результат ребятам понравился и меня взяли в команду.
Я продолжал учиться на очном отделении, устраивать вечеринки, снимать для себя видео и работать в Red Pepper. Со временем мне стали поручать писать сценарии рекламных роликов для крупных заказчиков. Одним из них был банк, лицом рекламной кампании которого в то время был Сергей Светлаков.
Мой сценарий одобрили, а ролик решили снимать в Киеве с известным режиссером. В эти даты у меня назначили госэкзамен, но я, конечно, все бросил и поехал на съемки.
Это было масштабно — только массовки человек сто! Я увидел, как все работает изнутри, и в тот момент понял, чем мне по-настоящему хочется заниматься — снимать.
Вернувшись в Екатеринбург, я пошел в институт просить о переносе экзамена, но преподаватели оставались непреклонны. Мне сказали оставаться на второй год. Наверняка им казалось, что я занимался фигней, а для меня та поездка была лучиком света в этой технической специальности. В итоге все мои документы, даже школьный аттестат, так и лежат в вузе.
«На съемках клипа „Сансары“ познакомился с будущей женой»
— Параллельно с работой я снял свой первый профессиональный клип для «Сансары» на песню «Гений». На съемках мы познакомились с Яной Шмайловой (продюсер Red Pepper Film и супруга Ивана — прим. ред.). Они с Сашей Гагариным должны были играть влюбленных, но он отказался и попросил меня сняться. Так мы начали общаться, а сегодня уже почти 10 лет живем вместе.
В те времена Яна была востребованной моделью и ездила по всему миру. Первые несколько лет у нас были отношения на расстоянии.
Я работал здесь, она — в Нью-Йорке или Милане, например. Я ждал вечером, когда она проснется на том конце света, чтобы мы могли поговорить. Потом ложился спать, а она ждала, когда проснусь я.
Тем временем работы становилось больше. После клипа «Сансары» мы начали снимать рекламные ролики. На них я набивал руку и получал опыт. Постепенно из студии, которая придумывала рекламу, Red Pepper превратился в продакшн полного цикла — от идеи до реализации. У компании открылся еще один офис в Москве.
Как-то я написал простой сценарий про бабушку и внука в деревне. Мы нашли небольшое финансирование через знакомых и сняли короткометражку. Она получилась трогательной и так задевала людей, что многие плакали, когда ее смотрели. В этом я нашел свой стиль. Заказчикам вместо съемки рекламы мы начали предлагать за эти же деньги короткий метр. Операторы, звукорежиссеры, актеры гораздо охотнее соглашаются играть в кино, чем в коммерческом ролике. Так к нам пришел бренд «Дядя Ваня», который сыграл важную для нас роль. С ним мы сняли первый фильм «Гудбай, Америка» на реке Чусовой в деревне Коуровка. И в процессе запустили в работу еще несколько короткометражек.
«Переживал, вдруг Серебряков посчитает меня школьником»
— Третья серия киноальманаха для «Дяди Вани» рассказывала историю девочки, которая всю жизнь росла с мамой и ничего не знала о своем отце. Перед съемками как раз вышло интервью Юрия Дудя с Алексеем Серебряковым. Данил Голованов (основатель Red Pepper, креативный продюсер — прим. ред.) посмотрел его и говорит: «Давай пригласим Алексея? Напиши ему». Я нашел почту актера и передал ему нашу идею, но думал, что он откажется. К моему удивлению, Алексей оценил сценарий и дал согласие. Мы спросили, какой у него гонорар, на что он ответил: «Сколько угодно, вы все равно не потянете».
У нас было мало времени на съемку, не было возможности репетировать. Поэтому мы очень волновались, буквально дрожали, ведь Серебряков был и остается для нас величиной. Я переживал, вдруг ему не понравится мой подход, он посчитает меня школьником и откажется сниматься… Но когда мы познакомились, все сразу успокоились. Он приятный, профессиональный человек. Серьезный, четкий, структурный. На предложение пообедать он мог ответить отказом и сказать, что лучше поработает, а вечером проведет время с семьей. На прощание он пожелал нам удачи и сказал, что все прошло хорошо.
Как раз во время работы над третьим фильмом я понял, что все короткометражки можно объединить — они схожи по своему настроению, философии и их объединяет железная дорога. В итоге пять фильмов вошли в киноальманах «Иваново счастье», который показывали во всех кинотеатрах страны, а рекламный проект стал полноправным участником кинофестивалей. Мы взяли «Кинотавр», «Золотого орла» и десятки наград за границей. Для рекламного рынка это было что-то необычное.
Помню, как мы приехали на «Кинотавр»: никого не знаем, кругом звезды ходят — Федор Бондарчук, Паулина Андреева и другие. А мы такие маленькие, скромненькие с ощущением своей неуместности в кинотусовке.
Конечно, постепенно к этому привыкаешь и раскрепощаешься. Макс, наш режиссер монтажа, ходил и знакомился со всеми — подходил к Александру Палю, Дмитрию Дюжеву, говорил, какие у них хорошие фильмы, фотографировался. Я же очень стеснительный и никогда не подойду первым знакомиться, чтобы завести контакт.
«Между съемками ездил в роддом»
— После премьеры фильма со мной начали связываться продюсеры и предлагать снимать сериалы для СТС, РЕН-ТВ, ТВ-3. Но я отказывался, потому что хотел снимать проекты по своим сценариям. Я не тот режиссер, которому дают готовый сценарий и команду. Для кого-то в этом суть творчества, а для меня режиссура — это продолжение моего сценария, они тесно работают в связке. Я еще и монтаж делаю сам. Мне важно контролировать весь процесс.
Один из важных контактов случился с Александром Бондаревым, продюсером кинокомпании «КИТ». Он предложил снять полнометражный фильм «Далекие близкие». Мы долго думали над темой, написали сценарий и получили финансирование в Минкульте. А Яна Шмайлова стала продюсером фильма. Когда мы начали снимать, Яна забеременела и на середине съемок в Петербурге родила. Между сменами я приезжал и ночевал с ней и нашей дочерью Соней в роддоме, а утром снова ехал на съемку. Встречать Яну из роддома приехала вся команда. Мы, конечно, надолго запомним то лето. Надеюсь, фильм скоро покажут в кинотеатрах.
Сейчас мы снимаем второй фильм, в планах есть и сериал. Параллельно работаем над хоррором для «Атомстройкомплекса». В этой стилистике мы не часто снимаем, поэтому проект необычный.
«Я не люблю писать про Москву и дорогую жизнь»
— Я очень много пишу. То, что снято — лишь пять процентов от того, что я написал. Мои герои — простые люди из провинции. Я пишу про пожилых людей, которые остаются одни и от своего одиночества предпринимают попытки бегства, ищут своего человека. Много историй про людей 40–50 лет, которые не могут найти свое место, и про тех, кого в обществе называют чудаковатыми. На самом деле, это общество странное, а они нормальные. А молодых героев у меня мало.
Я не очень люблю писать и снимать про Москву и дорогую жизнь — это не соответствует моей жизненной философии. У меня было множество вариантов переехать в Москву, но там я чувствую себя лишним. Я люблю регионы. Если есть выбор снимать в Москве или на Урале — конечно, я поеду сюда. В регионах нас ждут, люди здесь всегда открытые, дружелюбные, гостеприимные. Еще накормят и дадут реквизит.
Самыми кинематографическими для меня остаются регионы Южного Урала — Кыштым, Карабаш, Таганай, и побережье реки Чусовой — село Чусовое, Слобода, Староуткинск, Новоуткинск.
Я люблю снимать в разных частях России и путешествовать по стране. За последние годы мы побывали в Хабаровске, Мурманске, Благовещенске, на Кавказе, Эльбрусе и Байкале, во Владивостоке. Но с домом у меня ассоциируется только Екатеринбург. Здесь растет мой ребенок, живет мама, сюда хочется возвращаться. Город всегда вызывает теплые ощущения. Когда я лечу или еду сюда на поезде, думаю, что еду домой. Даже если я когда-нибудь куда-то перееду, Екатеринбург навсегда останется глубоко в моем сердце.
Партнерский материал
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.