Автомобиль — по-прежнему самый популярный вид транспорта в Екатеринбурге, поэтому проблема пробок остается актуальной много лет. Чтобы решить ее и сопутствующие вопросы, в российских городах ввели платные парковки. В уральской столице они появились в 2014 году, но лишь два года назад система заработала относительно нормально. Однако осталась другая проблема — нелегальные автостоянки, которые по-прежнему создают препятствия на пути, уродуют газоны и отнимают у водителей право парковаться бесплатно там, где это можно делать. Как с ними бороться и как правильно организовывать легальные парковки, рассказываем в новом выпуске рубрики «Инструкция к городу», которую мы выпускаем совместно с «Атомстройкомплексом».
Благодарим за помощь в подготовке материала проект «Украденный Екатеринбург».
Парковка, паркинг, автостоянка — в чем разница?
Парковка
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, парковка (парковочное место) — это место, которое является частью дороги или примыкает к проезжей части, тротуару или обочине. Может быть платной или бесплатной.
Парковка обозначается синим квадратом с белой окантовкой и буквой «Р» внутри, часто знак сопровождает специальная разметка на дороге. Рядом с «Р» могут быть и другие таблички, указывающие тип транспорта, место для людей с инвалидностью, платную парковку (три черных круга с цифрами 10, 15 и 20), правила стоянки автомобиля и т. д. Парковка служит элементом благоустройства улично-дорожной сети и играет лишь вспомогательную роль по стоянке автомобилей, то есть оставить транспорт надолго на ней нельзя.
Автостоянка
Автостоянка — это специальная площадка, здание или сооружение для хранения машин (см. Правила оказания услуг автостоянок, утвержденные постановлением правительства РФ от 17.11.2001 г. № 795 с редакцией 2007 г.). Это охраняемая территория. На услуги должен быть заключен договор.
Согласно главе 47 Гражданского Кодекса РФ, владелец автостоянки несет ответственность за хранение автомобиля и в случае хищения или повреждения обязан возместить ущерб. Собственником автостоянки может быть организация или индивидуальный предприниматель. Еще одна деталь — перечень услуг, тарифы, график работы, условия приема автомобилей, координаты владельцев, юридический адрес автостоянки должны быть наглядно зафиксированы, например, на информационном стенде.
Паркинг
Паркинг — разновидность автостоянок. Это подземные или наземные сооружения, часто многоуровневые. Бывает паркинг, предназначенный для длительного хранения автомобилей (если мы говорим о стоянках внутри жилых домов) и для временного хранения (например, в торговом центре). Место в паркинге является недвижимостью и частью многоквартирного дома, но принадлежит человеку. Владельцы машино-мест заключают с управляющей компанией договор на обслуживание паркинга.
Кто отвечает за стоянки, паркинги и парковки?
Итак, закрепим. Автостоянки находятся в частных руках или принадлежат организациям, они же несут ответственность за сохранность автомобилей. При возникновении проблем (царапина на автомобиле, пропажа вещей из салона и т. д.) нужно обращаться к собственникам автостоянки, а если они отказываются брать ответственность — идти в суд. Поэтому обязательно проверяйте в договоре на аренду машино-места наличие пункта, гарантирующего обязательства в сохранности автомобиля со стороны владельцев автостоянки.
Паркинги в жилых домах обслуживают управляющие компании, то есть они лишь подают коммунальные ресурсы — свет и воду. Отдельные машино-места принадлежат отдельным собственникам, границы каждого места описаны в кадастровом учете. Если место в паркинге по договору принадлежит вам, то ответственность за это место, согласно Жилищному кодексу РФ, несете вы сами. Поэтому, если кто-то начал занимать ваше место, придется бороться самостоятельно, например, вызывать ГИБДД или разговаривать с тем, кто занял вашу собственность. Управляющая компания здесь не поможет.
Парковки как часть улицы принадлежат мэрии Екатеринбурга. Есть бесплатные парковки, например, на площади 1905 года или у Оперного театра. В остальном центр города считается зоной круглосуточной платной парковки. Паркоматы, к примеру, находятся на улицах Малышева, Луначарского, Мамина-Сибиряка, Красноармейской, Белинского, Попова и других. Стоимость одного часа парковки в Екатеринбурге составляет 30 рублей, причем оплатить его нужно в течении первых 10 минут. Сделать это можно на сайте «Парковочное пространство Екатеринбурга» (здесь же есть карта платных парковок), в мобильном приложении «Горпарковки» (android, iOS), через паркомат или СМС-сообщение. К 2023 году мэрия собирается расширить сеть платных парковок с существующих 2600 парковочных мест до 10 000.
Какую стоянку автомобилей можно назвать незаконной?
Помимо легальных парковок, автостоянок и паркингов, в Екатеринбурге существуют незаконные стоянки. Они занимают участки тротуаров, газонов, пешеходных бульваров, парков и зачастую мешают передвижению пешеходов. Неподготовленные поверхности не убирают, поэтому автовладельцам до своих машин нужно идти по грязи и пыли.
Участки нелегальных стоянок часто огораживают заборами, за которыми не следят — за пару лет они ржавеют и портят городскую среду. Но главное, водители вынуждены платить за стоянку автомобиля человеку или организации, которой участок земли не принадлежит. От этого страдает и бюджет города. По словам Дмитрия Кречетова, который вел учет незаконных стоянок в рамках проекта «Украденный Екатеринбург», город мог бы получить около 10 миллиардов рублей и более 100 миллионов рублей ежегодно в виде налогов, если бы такие участки выкупали по рыночной цене.
«Мэрия Екатеринбурга не занимается организацией платных автостоянок. Поэтому любая такая стоянка — это частная инициатива. Вопрос лишь в том, действует ее организатор в рамках закона и существующих правил или нет», — рассказывает Кречетов.
В 2021 году фонд «Городские проекты в Екатеринбурге» зафиксировал как минимум 1500 незаконных парковок на газонах и тротуарах, в том числе в центре города у ТЦ «Антей» и ККТ «Космос». Проект «Украденный Екатеринбург» обнаружил 582 участка захваченной муниципальной земли общей площадью около 1 млн 44,425 тыс. м². Сейчас, по словам создателя проекта, на выявленных локациях сносятся шлагбаумы и заборы. Официальных открытых данных о количестве нелегальных парковок в Екатеринбурге на момент публикации нет.
Два признака незаконной автостоянки
1. Неопрятный внешний вид
Пустырь во дворе, обнесенный сеткой-рабицей, неподготовленная поверхность (например, лужи грязи вместо твердого покрытия), за чистотой на парковке никто не следит, есть будка со сторожем и спальным местом.
«Первый признак нелегальной автостоянки — это некомфортная среда около нее. Если вам приходится переходить на другую сторону дороги, то со стоянкой что-то не так», — говорит Дмитрий Кречетов.
2. Украденная земля
Легальные автостоянки либо покупают землю, либо берут ее в аренду у города (договоры на виды пользования землей в Екатеринбурге заключает министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области — МУГИСО). Участок земли должен быть выделен, а назначение участка должно разрешать работу автостоянки на нем. Проверить это можно в публичной кадастровой карте Росреестра или по генеральному плану развития Екатеринбурга.
Куда жаловаться на нелегальную стоянку?
Устанавливать факт нелегальности автостоянки должны чиновники, но вы можете им помочь. Для этого нужно сфотографировать стоянку, среду вокруг нее и отправить обращение в свободной форме с фотографиями во вложении в:
— администрацию Екатеринбурга;
— министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО).
Администрация Екатеринбурга или МУГИСО должны обнаружить факт нарушения и зафиксировать его. Если нарушение найдут, информацию передадут в полицию, прокуратуру или суд для решения проблемы. Тому, кто подал обращение, администрация вышлет отчет — куда, когда, кому и почему передано дело для дальнейших шагов. В свою очередь эти ведомства тоже будут присылать отчетность. Например, уведомлять, что снесли незаконный шлагбаум.
__
В компании «Атомстройкомплекс» надеются, что в ближайшее время у парковок, которые размещаются на улицах и на многочисленных пустырях, появится хозяин, например, муниципальное предприятие, которое будет содержать парковочные места в порядке, чистить снег, собирать плату и пополнять городской бюджет.
В свою очередь компания придерживается принципа: в городе нет бесплатной земли, а значит, не должно быть и бесплатных парковочных мест. Поэтому жилые комплексы «Атома» сразу проектируют так, чтобы в них был закрытый двор без машин, необходимые пути проезда для спецтранспорта и оптимальное количество мест для частных автомобилей в подземных, стилобатных или надземных паркингах.
«Мы против несправедливости — люди с машиной и без машины платят за квартиру и обслуживание территории одинаковую стоимость, и ни у кого не должно быть привилегированного права на пользование землей, которая принадлежит всем жителям дома, а не только владельцам автомобилей», — говорит заместитель директора «Атомстройкомплекса» по девелопменту Надежда Абакумова.
У меня во дворе нет паркинга или легальной стоянки. Значит оставлять машину незаконно?
Нет, парковать легковой автомобиль в своем дворе можно, но есть несколько тонкостей.
По требованиями СанПиНа, между машиной и ближайшим зданием должны быть минимум 10 метров. Автомобиль не должен стоять на крышке колодца пожарного гидранта и не должен закрывать место вывода на фасад патрубков для пожарной техники у жилого дома (по постановлению правительства РФ № 1479).
Запрещается перекрывать движение и выезд другим автомобилям и спецтранспорту, а также закрывать дорожные знаки. Ставить машину можно только в один ряд параллельно дороге (если во дворе нет дорожного знака, который разрешает другой способ парковки).
Ставить машины на тротуарах, газонах и детских площадках запрещено. Если двор не освещен, то оставлять автомобиль нужно со включенными габаритными огнями (по пункту 19.3 ПДД РФ). Еще машина не должна мешать уборке мусора: между мусорными контейнерами и автомобилем должно быть минимум пять метров.
Запрещено мыть машину на придомовой территории, сливать топливо и масло, проверять звуковые сигналы, двигатели, тормоза, прогревать мотор более пяти минут и «бросать» машину на одном месте на несколько месяцев.
Если у вас грузовой автомобиль весом более трех с половиной тонн, то его можно припарковать только на время, пока идет работа с грузом (например, перевозка вещей при переезде) или высадка/посадка пассажиров.
Также нельзя устанавливать парковочные барьеры и ограничители без согласования с другими жильцами. Согласно ст. 46 ЖК РФ, нужно проводить общее собрание и определить порядок использования придомовой территории.
Что делать, если в моем дворе нарушают правила парковки?
Для начала обсудите проблему с владельцем автомобиля. Возможно, у него есть на это причины и получится уладить вопрос разговором.
Если общение не заладилось или нарушение не единичное и вы не знаете владельца машины, обратитесь к своему квартальному (как найти своего квартального и отправить ему обращение, мы писали в здесь). Он должен зафиксировать нарушение, составить акт обследования и направить запрос в ГИБДД, чтобы выяснить, где живет владелец автомобиля. Далее по почте ему будет направлено приглашение на составление административного протокола. Если будет выявлено нарушение, административная комиссия назначит штраф. В Свердловской области штраф за парковку на газоне составляет от трех до пяти тысяч рублей.
Жаловаться на неправильно припаркованный автомобиль или парковочные барьеры можно в ГИБДД самостоятельно. Для этого на сайте Госавтоинспекции нужно нажать «Подать обращение». Далее ввести текст в свободной форме, например, «Водитель с госномером **** припарковался рядом с мусорным контейнером, что мешало выгрузке баков». Заявление рассмотрят в течение 30 суток. Если в ГИБДД подтвердят нарушение, на виновника наложат штраф, предусмотренный КоАП РФ.
Могу ли я сам организовать парковку у дома?
Самостоятельная разметка, установка блокаторов или цепей считается самозахватом территории. Но если вы и ваши соседи хотите организовать постоянную парковку на придомовом участке и пространство позволяет, это можно сделать легально. Согласиться с вашей идеей должны 2/3 собственников жилья.
Главное условие: соблюдать расстояние от машиноместа до жилого дома. Например, парковка до 10 мест должна быть не ближе 10 метров к многоквартирному дому и не ближе 25 метров к детским садам, школам, больницам, техникумам. Чем больше мест, тем дальше ее придется расположить (до 50 мест — 25 метров от дома, градацию далее можно посмотреть в СанПиНе). Минимум 10% мест — для инвалидов.
Собственники квартир на собрании обозначают границы будущей парковки, назначают ответственного и решают, будет ли парковка платной или бесплатной, как финансировать строительство. Нужно составить проект, зарегистрировать земельный участок, указать назначение земли, получить кадастровый номер. Проект должны согласовывать в ГИБДД, районной администрации и комитете по архитектуре и градостроительству. После всех согласований можно обустраивать парковку.
Также вы можете обратиться в управляющую компанию, обслуживающую ваш дом, чтобы она обслуживала и парковку. Но, как правило, у УК ограниченный ресурс финансирования и в компании могут решить, что на обслуживание парковки может не хватать средств (также это не входит в минимальный перечень работ и услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома). Скорее всего, УК предложит взять затраты на содержание парковки самим собственникам. В таком случае жильцы на общем собрании решают, как обслуживать парковку и какая сумма на это потребуется.
Партнерский материал
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.