С федеральных телеканалов и из крупных информагентств после начала «военной спецоперации» в Украине стали массово увольняться журналисты. Кто-то из них работал в государственных медиа не один десяток лет. Некоторые получали благодарности президента России Владимира Путина и другие награды. В этом материале рассказываем, кто уже ушел с гостелевидения, почему они это сделали и что будет, если госСМИ продолжат терять кадры.
Кто ушел
НТВ
Только за вчерашний день, 15 марта, стало известно об увольнении трех журналистов с госканалов. Одна из них — ведущая НТВ Лилия Гильдеева, проработавшая там 16 лет. Журналистка вела программу «Сегодня». Гильдеева заявила, что перед увольнением решила покинуть Россию из-за страха, что просто так ее не отпустят.
Еще один уволившийся корреспондент НТВ — Вадим Глускер. На телеканале он работал с 1993 года. В разные годы участвовал в съемках программ «Намедни», «Сегодня», «Итоги» и других. Глускер сказал бывшему главреду «Эха Москвы» Алексею Венедиктову, что уволился еще 2 марта.
Первый канал
С Первого канала ушла специальный корреспондент в Нью-Йорке и Париже Жанна Агалакова, сообщили журналист Роман Супер и источник Varlamov News. Она проработала на канале 23 года. По словам Супера, ее место займет журналист Иван Благой. В одном из последних репортажей Благой рассказывал о том, как из-за введенных против РФ санкций страдают жители Европы и США.
Ранее, прославившись на весь мир, Первый канал покинула редактор Марина Овсянникова. Она сделала это демонстративно, ворвавшись в прямой эфир программы «Время» с антивоенным плакатом.
ВГТРК («Россия-1»)
Из программы «Вести» на канале «Россия-1» сейчас тоже массово увольняются люди, утверждает Супер со ссылкой на знакомого в телерадиокомпании. К примеру, ушел один из продюсеров «Вестей недели», а режиссер ежедневного эфира по имени Глеб покинул канал прямо во время эфира. Кроме того, накануне уволилась руководитель «путинского отдела» Юлия Воробьева, проработавшая на своем посту 15 лет.
Супер также сообщил, что в редакции обсуждают уход с канала телеведущего Сергея Брилева. Его программа «Вести в субботу» не выходит в эфир уже две недели, обратило внимание «Агентство». Однако сам он в разговоре с ТАСС свое увольнение отрицает. По его словам, сейчас он находится в Бразилии и готовит серию репортажей о реакции на «украинский кризис».
Источник издания Republic*, работающий в ВГТРК, говорил об увольнении трех редакторов с начала боевых действий в Украине. Еще одна девушка решила пораньше уйти в декретный отпуск.
ТАСС
Журналисты покидают не только федеральные телеканалы, но и информагентства. С момента начала «военной спецоперации» из новостной редакции ТАСС уволилось больше людей, чем за несколько лет работы агентства, пишет Супер со ссылкой на источник в агентстве.
Почему люди увольняются
Роман Супер считает, что массовые увольнения связаны не со страхом журналистов попасть под санкции. Ведь людей, у которых есть зарубежные паспорта или виды на жительство, крайне мало. Причина в том, что сотрудников на работе заставляют «обслуживать конфликт против их же родственников». И они — журналисты — это видят, объяснил Супер в разговоре с Ксенией Собчак.
«У каждого третьего гражданина России (в том числе у работников телевидения) в Украине живут бабушки, дедушки, братья-сестры, дяди-тети и так далее. Заниматься этим [пропагандой], оставаясь психически здоровым человеком, невозможно, поэтому люди уходят с работы, все понятно», — цитирует его Собчак в своем телеграм-канале.
Помимо этого, у многих журналистов есть родственники призывного возраста, отмечает источник издания «Медуза»*, близкий к ВГТРК. Выходит, что с телеэкранов им нужно рассказывать о необходимости «спецоперации», а дома думать, как вывезти из страны своих близких.
Настроение в коллективе ВГТРК у большинства оставшихся «поганое», говорит Супер со ссылкой на сотрудника телерадиокомпании. «Если б не кредиты, мы бы свалили», — цитирует он этого же сотрудника.
Почти все работники недовольны сложившейся ситуацией после начала спецоперации в Украине, анонимно рассказывает сотрудник ВГТРК изданию Republic. Настроение внутри команды «так себе», вторит он источнику Супера.
«Выйдешь покурить, все только об этом и говорят. Особенно недовольны санкциями. Цены просто взлетели, автомобили подорожали в два–три раза, какая-то „Лада Веста“ стоит 1 млн 800 тысяч. Из аптек начали пропадать лекарства. Мне надо было купить один препарат, я с трудом нашел его в интернете, потом ездил на другой конец Москвы», — рассказывает сотрудник ВГТРК.
Супер отмечает, что в России за последние две недели почти не осталось других СМИ — их закрыли. Поэтому в основном после увольнений люди «идут домой».
«Я 15 лет работал на российских каналах, у меня сохранились прекрасные отношения с коллегами. И несмотря на весь тот ужас, который транслируются на российском ТВ, там все еще работают нормальные люди. Вернее, работали. До последних дней», — заключает Роман Супер.
Что будет, если начнется «массовый исход»
Главный редактор Republic Дмитрий Колезев считает, что массовые увольнения журналистов станут проблемой для российской власти. Он напомнил, что в Беларуси подобная ситуация уже случалась после ухода группы сотрудников с государственного телевидения страны. Это произошло во время массовых протестов против президента Александра Лукашенко. Тогда им на замену в Минск поехали корреспонденты российского RT и другие журналисты из РФ.
«А какими кадрами спасут российскую пропаганду? Может быть, с того же RT — там наверняка сейчас освободится много рабочих рук из-за закрытия вещания во всех странах. Плюс, думаю, наберут желающих из регионов. Они найдутся. Но уровень будет низкий, мало хороших профессионалов захотят работать в новых условиях», — пишет Колезев в своем телеграм-канале.
*Издания «Медуза» и Republic признаны иностранными агентами в РФ по решению Минюста
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.