Художников не делят на «дилетантов» и «профессионалов»

Научиться современному искусству: как работает лаборатория молодого художника в Екатеринбурге

1 марта, 18:14, 2022г.    Автор: Анна Филосян

Екатеринбург принято считать одним из центров современного искусства — уже больше десяти лет художники со всего мира съезжаются на Уральскую биеннале, в городе становится больше фестивалей стрит- и паблик-арта, а наследие свердловского конструктивизма постепенно обретает новую жизнь благодаря выставкам и инсталляциям. 

Региональное искусство с каждым годом становится все интереснее и разнообразнее, а значит, появляется больше молодых авторов, которым нужно встроиться в профессиональное сообщество. В Екатеринбурге нередко проводят мастерские и другие мероприятия для молодых художников, но системного образования в сфере современного искусства нет.

Важная инициатива в этом смысле — Лаборатория молодого художника, которую запустили еще в 2018 году в ГЦСИ. В новом сезоне 2021 и 2022 годов проект ЛМХ включает серию тематических мастерских под руководством разных тьюторов — практикующих современных художников. Культурный обозреватель и автор телеграм-канала «Е-катарсис» Анна Филосян поговорила с кураторами мастерских нового сезона ЛМХ и выяснила, как отбирали участников, чему их учили на занятиях, и главное — можно ли в принципе научиться современному искусству.

Все интервью были записаны до начала военных действий в Украине

Анастасия Богомолова

Фото: Арина Томашова / It’s My City

Анастасия Богомолова — художница и исследовательница, работающая с инсталляциями, перформативными практиками и фотографией. Ее проекты связаны с изучением подвижных механизмов памяти и забвения в контексте исторических и коллективных травм, образов следа и его проявления в ландшафте, повседневных ритуалов и методов мимикрии. Сайт художницы.

— Когда ребята из ГЦСИ позвали меня поучаствовать в ЛМХ, у меня были самые разные варианты того, чем я могла бы поделиться с другими художниками. Была идея сосредоточиться на чисто практических задачах: как оформлять портфолио, составлять CV, делать сайт. Была мысль создать программу на основе разных ответов на один вопрос: зачем? Зачем участвовать в том или ином конкурсе, зачем подаваться на опен-коллы, зачем оформлять заявки в арт-резиденции? Но в итоге я решила остановиться на исследовательской части, поскольку это наиболее важная составляющая моей практики. Я делаю проекты очень долго, и исследование для них нередко длится годами, дольше, чем работа над самим проектом. Было логично, что я буду говорить именно об этом на наших встречах, не хочется называть их занятиями.

У меня сложные отношения с классической системой образования, не только в сфере искусства, но и в целом. Она токсична, в ней (в России, по крайней мере) не разработана система экологичного фидбэка, она выстроена на основе вертикальных взаимодействий. 

А хотелось бы, чтобы внутри образования были больше развиты горизонтальные связи. Формат лаборатории намного более способствует этому.

Я не даю однозначных ответов на вопросы (даже на упомянутый вопрос «зачем?»). В искусстве вообще нет универсальных ответов: каждый сам ищет свой путь и находит свой собственный ответ. А тот, кто говорит, что у него есть универсальные ответы, либо обманщик, либо обманывается сам. Программа лаборатории была построена на принципах многообразия методов и демократии опыта. Многообразие методов позволяет тебе идти, куда хочешь. Но в то же время такой подход требует постоянного выбора, и ты не знаешь, сделал ли ты его правильно или нет. Скорее всего, первый выбор будет неправильный. Моей задачей было донести, что каждому художнику предстоит сделать очень много таких неправильных выборов, и это нормально.

А демократия опыта состояла в том, что мы приглашали в лабораторию исследователей из разных областей, не только художников. У нас была художница Ильмира Болотян, был ученый Александр Фокин из Антропошколы Тюменского госуниверситета, объединяющей естественнонаучные и гуманитарные науки. Была в гостях Наташа Балута — тоже художница, но еще она глава департамента знаний в компании MediaCom, которая занимается анализом, прогнозами, стратегиями в маркетинге. По сути, предсказанием будущего, но для брендов. Я очень люблю такие междисциплинарные пересечения и постоянно сама подрезаю какие-то методы в работе из IT, предпринимательства, науки.

Фото: Арина Томашова / It’s My City

В свою группу я взяла всех, кто хотел именно на этот курс. Это очень увлекательный процесс, когда художники с разным опытом приходили и пытались сформулировать свои темы, и мы вместе пытались вытянуть что-то, конкретизировать, что именно нужно показывать в той или иной теме, какой ракурс, с какой позиции, что ты хочешь делать, какими инструментами. Сложно было поначалу не думать о методе, о форме, о цвете — думать только об идее. Для многих это оказалось вызовом, потому что художники часто привязаны к своему медиуму, к своему инструменту: живопись, видео, медиа-арт, фотографы очень сильно привязаны к изображениям и не могут с ними расстаться. 

Я ставила задачу: все, забудь про свои прошлые работы, не думай этой формой. Потому что если ты не думаешь формой, а думаешь идеей, у тебя и диапазон форм становится шире, и возможности найти эту форму появляются новые. 

Изначально в моей группе было 22 человека. Я думала, что они отсеются после теоретического блока, но до конца дошло 17 человек, и мне кажется, что это очень большой процент. До конца — это до нашего ключевого практического занятия в финале лаборатории. Называлось оно «хакатон художественной практики».

Там мы шесть часов рассматривали карты художественной практики всех участников (с темами, которые их интересуют — прим. ред.), каждый давал фидбэк другим. Были запрещены слова нравится/не нравится, красиво/некрасиво. На визуальные коллажи из работ участников нужно было отреагировать словами. Вот тут были и совпадения, и резкие несовпадения, кто-то из художников был не согласен с тем, как воспринимают его работу. И это был хороший повод, чтобы либо запустить поиск аргументов в защиту своей позиции, либо подумать о своей работе в другом контексте. Вторая часть хакатона — анализ карт вербализации участников, и это оказалось очень сложным. На них нужно было ответить картинками, а потом мы смотрели, насколько они совпадают, расширяют ли эти визуальные и словесные фидбэки поле идей, которое есть у каждого.

Фото: Арина Томашова / It’s My City

В финале лаборатории было завершающее событие в лайтовом режиме, мы лежали на полу, ели пиццу, и нашлось шесть желающих, которые решили показать переработанные либо переосмысленные карты и рассказать, что у них пересобралось. Кто-то зачитал новый artist statement, например, Аня Снегина в процессе написала, по-моему, очень классный стейтмент художника, очень ясный. У нее он был и до этого, но она переформулировала то, что она делает. Во что все это выльется — без понятия. Я на это уже никак не могу повлиять.

Есть объективная статистика, что в профессии остаются от 2 до 4% выпускников любых образовательных программ, связанных с искусством, не только с современным. Мне кажется, очень большой процент из тех, кто был на первой ЛМХ в 2018 году, сейчас ведут художественную практику. Тот же Андрей Чугунов — лучшее тому подтверждение, он как раз был участником первой лаборатории в 2018 году. Художница Олеся Ильенок тоже продолжает активную практику, они с Андреем после первой ЛМХ поехали во Владивосток учиться медиаискусству.

ЛМХ уникальна еще и потому, что дает шанс местным художникам не уезжать в столицу, а оставаться здесь и быть успешными. На Урале проходит довольно много интересных процессов в сфере искусства. Для меня, например, значимо оставаться здесь. Мне кажется, здесь происходит достаточно событий, чтобы не уезжать. Да, безусловно, образовательный вопрос — это проблема. ЛМХ — это все-таки не системное образование. Но, в конце концов, есть и другие решения: онлайн-программы, куча всяких коммерческих курсов, обучение на которых также позволяет никуда не переезжать.

Андрей Чугунов

Фото: Арина Томашова / It’s My City

Андрей Чугунов — междисциплинарный художник. Работает на стыке цифровых и аналоговых медиа, совмещая в практике звуковое искусство, генеративную графику, технологическую скульптуру, перформанс и работу с реди-мейдом. В своих персональных проектах обращается к понятиям мортальности, темпоральности, автономности и увядания памяти. Сайт художника.

— Мой кейс довольно необычен для ЛМХ: в 2018 году я посещал первую лабораторию в качестве участника, а в этот раз стал тьютором. В 2018 году тьюторами были Владимир Селезнев, Тимофей Радя, Кристина Горланова и Никита Рокотян. Итогом первой ЛМХ стала выставка #дорогойдневник — мы исследовали письма и дневники известных художников и писателей и делали на их основе свои работы. Нужно было вести свой собственный дневник, но у меня это не получалось, этот метод для меня не работал.

В этот раз у ЛМХ нет единой темы и одной итоговой выставки. Моя мастерская называется «Технологическое искусство. Медитативные медиа. Бесполезные данные». Тема основана на моей рефлексии о медиаискусстве и на моих критических взглядах, которые сформировались на основе пула выполненных работ. Меня сильно задевает, что зачастую в цифровом искусстве есть элемент аттракциона, когда экономика впечатлений подминает под себя искусство: обязательно должно быть что-то интерактивное на выставке, иначе выставка не современная. Мне такой подход максимально не близок.

Как пример, я приводил ребятам выставку TSVET3000, которая проходила в «Меге» в 2021 году. Она была хороша всем, кроме того, что ее называли выставкой современного искусства, где участвуют художники. 

Но это было не так: это была выставка интерактивных работ, и участвовали в ней студии цифрового продакшена. В этом нет ничего плохого, просто не нужно прикидываться искусством, если ты им не являешься. 

И в своей мастерской я говорил ребятам: я могу вам дать весь инструментарий, которым владею сам, но при этом я покажу и критические подходы к тому, как работает технологическое искусство. Понятие «медитативные медиа» — это как раз такая критика. Важно понимать контекст, в котором вы используете технологию, и если вы ее применяете, то вы должны понимать, для чего вы это делаете. Не нужно использовать технологии бездумно, каждая механика должна быть осмысленной.

Фото: Арина Томашова / It’s My City

Сначала у нас был блок из трех долгих лекций о медиаискусстве. Я рассказывал, как технологии меняли искусство, начиная с первобытной пещеры, как они переплетаются с визуальными образами и помогают художнику раскрывать идею. Потом была программная для меня лекция о медитативных медиа. Это понятие я придумал сам, мне интересно находить работы, созданные в этом русле, и самому интересно создавать работы по этому принципу. Медитативность в том, чтобы поместить зрителя в процессуальное пространство перемен внутри работы, чтобы он осознал субъективность времени. Вместе с ребятами мы пытались формулировать, как мы можем эти медитативные медиа придумывать.

Еще я рассказывал про работу с данными и визуализацию данных. Почему я называю данные бесполезными? Потому что данные сейчас — это все. Данные поступают отовсюду, данные — это новая нефть. 

Но сами по себе данные бесполезны, если мы не используем их в определенном контексте. Например, все что угодно можно взять и перевести в звук: падающие звезды, траектории метеоритов, деление клеток. Или, наоборот, какой-то звук перевести в визуальный образ. Эта механика перевода данных из одного чувственного модуса в другой без конца эксплуатируется — настолько часто, что это уже стало несколько устаревшей историей, нужно всегда понимать, как и зачем с ней работать.

Потом мы начали встречаться два раза в неделю на практическом интенсиве. На этих встречах было уже больше практики и инструментов, которыми пользуются сейчас технологические художники: это работа с микроконтроллерами, языки визуального программирования. И на этом этапе люди начали уходить. 

В процессе отбора я видел портфолио и примерно представлял, кто ко мне приходит, кто уже делал что-то в цифровом продакшене. Мы не рассматривали их текущие проекты по отдельности, а настраивались на то, чтобы что-то делать вместе на интенсиве. У меня не было никаких амбиций делать финальную выставку, чтобы каждый обязательно показал итоговую работу. Я сразу решил, что мы будем двигаться спокойно и сосредоточимся на процессе, а все, с чем столкнемся на этом пути — ровно то же самое происходит и в жизни. При этом тот, кто хотел получить какой-то осязаемый результат, придавал своему проекту форму. Например, Аня Щапова спросила у меня, можно ли на основании своего проекта сделать инсталляцию для фестиваля «Не Темно». Я ответил: «Да, конечно». И она это сделала. 

Те, кто сразу нашел, как применить инструмент, адаптировали его под свою работу. Возможно, им понадобится время, но у них уже будет точка входа. Когда я думал о целях лаборатории в целом, мне показалось самым главным именно облегчить для ребят точку входа в искусство.

Что мне кажется важным — это то, что у нас появилось больше людей, которые теперь способны работать с технологиями. Многие из тех, кто туда приходил, ни разу не держали паяльник в руках. Мне непонятно отношение некоторых людей, типа «я никогда не кодил, это так сложно» или «я никогда не паял, это так сложно». 

Когда я пришел на лабораторию в 2018 году, я не умел программировать, а паял до этого только педали для обработки гитарного звука. Но научился всему сам, читая, смотря тьюториалы. И сейчас я люблю говорить, что программирую на всех языках и ни на одном — ни один язык я толком не знаю, но могу написать код. Потому что не важно как, важно, что ты пытаешься сделать. И ребятам я старался передать то же самое. Моя лаборатория получилась про гуманизацию технологий — давайте не будем их бояться, это такие же инструменты, как любые другие.

Сейчас после интенсивной работы с софтом и паяльником мы с ребятами находимся в стадии медленной переписки, это у нас называется медитативные письма. Я к ним отношусь не как к заданиям, а как к небольшим упражнениям на наблюдательность и критический взгляд, которые ребята могут выполнять по желанию.

Фото: Арина Томашова / It’s My City

Вообще, одна из стратегий бытования современного художника — это увидеть в мире какой-то разлом, который кричит о себе, но его никто не замечает, потому что все слишком привыкли. Ты его изымаешь и внезапно именно в контексте современного искусства это наполняется смыслом, начинает говорить людям о людях. Еще одна тактика, которой можно следовать — сделать вид, что я ничего не знаю. Я просто смотрю на вещь и представляю, что у меня нет о ней абсолютно никаких данных, я начинаю с нуля. И внезапно мысль уходит куда-то в сторону, перестаешь думать шаблонно, как тебе когда-то сказали в школе или написали в Википедии. Вопрос только в том, как потом выстраивать логические цепочки, как строить этот новый нарратив.

Как современному художнику найти свою тему? Во-первых, я считаю, что если ты современный художник, то ты делаешь работы, потому что ты их не можешь не делать. Если ты какое-то время их поделал просто ради хайпа или потому что это весело, ты прекратишь этим заниматься и уйдешь, например, в кураторскую деятельность или вообще в другую сферу. Можно подходить к поиску темы с позиции психотерапии. Ты анализируешь себя, свои действия и сосредотачиваешься на том, что ты хочешь сказать в данной конкретной работе. Когда ты отвечаешь себе на этот вопрос, то внезапно появляются четыре-пять слов, которые как-то между собой переплетаются и составляют твою тему. К этому нужно стремиться. Другой вариант — когда ты не самоанализируешь, а самоконструируешь, ставишь цель и сознательно двигаешься к какому-то результату. Лично я работаю с позиции самоанализа. 

По результату первой ЛМХ 2018 года я сделал работу «Тотальный Толстой». Это была всего лишь вторая моя работа, я ее на удачу подал на Японский фестиваль медиаискусств, причем подавал заявку за 5 минут до дедлайна и вообще ничего не ждал. И вот совершенно внезапно меня взяли, я поехал туда и мою работу признали одной из лучших в номинации «Новые лица». Ты приезжаешь, а там цифровые художники, которые этим занимаются десять лет — и тут я со своей работой, где я вообще впервые пользуюсь каким-то языком программирования. 

Что мне это дало? Я теперь не обесцениваю свой труд и у меня нет неуверенности. После этого я всем говорю: если вы раздумываете, подаваться ли на какой-то конкурс или опен-колл, и думаете: «Этот опен-колл слишком хорош для меня» или «Этот конкурс слишком хорош для меня» — это все полная ерунда. Ничего не бойтесь, уважайте то, что вы делаете, не сомневайтесь в себе.

Сергей Потеряев

Фото: Арина Томашова / It’s My City

Сергей Потеряев — фотограф и художник, работающий с документальным медиа и создающий исследовательские, художественные и документальные проекты. Среди тем его исследований различные субкультурные, национальные, локальные и профессиональные сообщества, а также пространства их жизни, работы и отдыха. Особое внимание Сергей уделяет Уралу, исследуя местные мифы, исторические и современные. Сайт художника.

— Моя лаборатория в рамках ЛМХ называется «Форма фотографии: от пустоты к пространству». Она проходит в фотографическом музее «Дом Метенкова» и посвящена пространству города и тому, как жители с ним взаимодействуют. Я предложил участникам создать свои фотопроекты, основанные на окружающей их среде, используя в том числе техники и медиа, которыми они владеют или хотят овладеть. Неизменным оставалось только взаимодействие с фотографическим медиумом как основой изучения ландшафта. Результат нашей коллективной работы можно увидеть на финальной выставке в «Доме Метенкова».

На занятиях я сначала рассказывал о своем опыте, раскрывал общую тему нашей лаборатории, потом смотрел, что ребята умеют делать, какими проектами они уже занимаются, и подстраивал общую тему под каждого участника, чтобы прокачивать именно их практики. Это не обучение и не кураторство, а, скорее, наставничество, или тьюторство. Кураторствовать в данном случае опасно, потому что куратор может привносить свои идеи. 

Здесь важен баланс: есть те, кому нужно показать, что можно любой проект довести до конца, в их проектах мне приходится больше участвовать, процент меня там больше. А есть те, кому просто нужно сбрасывать референсы и тексты, они работают самостоятельно. Есть, кстати, ребята, которые придумали проект на исследовательской лаборатории Насти Богомоловой, а у меня придают ему форму, облекают его в конкретный медиум.

В беседах с участниками я пытаюсь расширить горизонт понимания фотографии как таковой. Только в последнее время фотографы начали думать об объеме, пространстве, о разнообразных дискурсах. Мы привыкли, что хорошая фотография — это Брессон, это Каппа. Да, Брессон никуда не делся, но решающий момент сегодня сместился из области эстетического в область эмоционального. И мы обсуждаем, что такое «бракованная фотография», почему это может «торкать». А еще сегодня очень сложно визуально пробиться до зрителя. Слишком много визуала вокруг, в инстаграме каждый считает себя фотографом. Вот обо всем этом мы и говорим с ребятами.

Главная проблема, которую мы решаем с участниками лаборатории — как наши мысли можно трансформировать в визуальное, чтобы это вызывало сильные чувства. 

Одна участница исследует такое явление, как боязнь света. Она делает работы, насыщенные светом, и эта насыщенность вызывает у зрителя чувство тревоги. Кстати, на днях мы выяснили из одной научной статьи, что один из побочных эффектов ковида — как раз боязнь света. 

Все обучение сводится к одному главному правилу: если тебе хочется что-то искренне сказать, не важно, как ты это сделаешь, это будет работать. А вот как научиться в себе выкапывать то, что тебе хочется искренне сказать — это большая проблема. То же самое относилось и к моему принципу отбора участников: я брал именно тех, кому есть, что сказать, кто способен что-то вытащить из себя.

Каждую неделю участникам выдаются задания на работу в течение 7 дней. Я сразу сказал ребятам: если у вас есть текущие проекты, то я могу каждое задание подстраивать под вас. То есть это не учебное задание в классическом смысле, а лишь повод попробовать что-то новое в своей практике. Результат недельного труда распечатывается и вывешивается на стенах. В начале каждой встречи участники говорят пару слов о результатах своей недельной работы. Это тоже важно, так как художнику очень полезно уметь формулировать то, что он делает. Потом мы все вместе обсуждаем, что у нас получилось. Иногда рождаются какие-то новые темы, непривычные им идейные ракурсы. А потом я предлагаю им на следующую неделю новую тему, показываю подборку фотографов по этой теме и мы все это тоже обсуждаем.

Например, у нас было задание «Белое поле». Это многозначное понятие, которое можно трактовать и как окружающий ландшафт, и как чистый белый лист перед художником. Я показывал ребятам подборку разных авторов, как они работают с белым полем. Потом я осознал, что участники снимают фотографии без людей и предложил им другую тему — стрит-фотография. Насколько это соотносится с общей темой — ландшафтом? Наверное, соотносится, поскольку человек воздействует на окружающий ландшафт. Но задействовать человека сложно, начинающие авторы боятся это делать. И это нормально, мы это проговариваем и вместе боремся со страхами.

Сергей Потеряев. Фото из архива: Арина Томашова / It's My City

Самое удивительное — это когда после распечатки работ и в процессе обсуждения мы начинаем видеть какое-то общение между сериями. Такое возможно только в коллективной, совместной работе. Я вообще считаю, что начинающим ребятам больше всего нужно именно общение — с художниками, с тьюторами, со сторонними наблюдателями. Знания как таковые — как выставить экспозицию или фокусное расстояние — им не нужны. Знания можно найти в другом месте, сейчас огромное количество онлайн-курсов. А вот общение — это важно. Возможно, это общение приведет их к каким-то совместным проектам, коллаборациям, как было у меня: когда я был фотографом, мы делали проекты вместе с Федором Телковым или вот с Сережей Рожиным у меня была практика. То есть ты с кем-то общаешься, что-то склеивается, вы делаете что-то вместе, обмениваетесь впечатлениями, а потом ваши пути расходятся.

И вот от задания к заданию стены мастерской заполнялись все новыми работами участников. В конечном счете мастерская превратилась в задокументированное пространство города и возникло то, что можно назвать итоговой выставкой. Причем зритель имел возможность прийти на выставку еще до ее открытия. Этот процесс можно сравнить с контрольными отпечатками, из которых раньше фотографы выбирали итоговые снимки. Там будет ландшафт города, снятый ребятами.

Выставка по итогам лаборатории Сергея называется «Форма фотографии: от пустоты к пространству» и будет открыта в «Доме Метенкова» до 29 мая.

Сегодня в искусстве нет понятий «дилетант» или «профессионал». Они устарели так же, как посыл «я не понимаю современное искусство». Я убежден, что те, кто так говорит, не многое смыслят и в классическом искусстве. Это лишь иллюзия, что если искусство реалистическое и фигуративное, значит, оно понятное. Наоборот, именно современное искусство говорит на языке нас сегодняшних, мы должны понимать этот язык по умолчанию. А если ты его не понимаешь, если ты пришел в галерею и тебя ничего особо не торкнуло, то у тебя, возможно, какие-то проблемы с эмпатией или, может, мышление застыло на месте, не развивается, не воспринимает новое. 

Искусство имеет свое развитие — такое же, как наука. И поэтому говорить «я не понимаю современное искусство» — это то же самое, что говорить «я отрицаю Tesla, ее не существует».

От того, что ты отрицаешь существование Tesla, она не будет ездить медленнее. То же самое и с искусством. Если художник отрицает развитие искусства, он остается на обочине.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: